Москва – третий Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Теория “Москва - Третий Рим” послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях.

Содержание

Введение-3
Суть концепции «Москва - Третий Рим»-4-5
Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства. 6-7
Альтернативы развития власти и культуры 8
.Иван IV: абсолютизм или самодержавие? 9-10
Запад и Восток в политике Ивана IV. 11
Заключение -12
Список литературы.-13

Вложенные файлы: 1 файл

Kondakov.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Боярские кормления были отменены.

 

  1. Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами “излюбленных” судей, старост и “голов”.

 

  1. Вместо “кормов” и пошлин для бояр-наместников местные городские и сельские общества должны были платить непосредственно в царскую казну установленный налог.

 

В годы правления “Избранной рады” в России появились первые органы исполнительной власти — “избы” (позднее их стали именовать “приказами”).

Было значительно укреплено  войско. Каждый помещик должен был  выставлять определенное количество вооруженных людей. Из их числа назначались воеводы — командиры полков, “головы” — командиры сотен, воеводы и наместники в пограничных городах, дипломаты, администраторы и т. п. Кроме помещиков-феодалов, имевших землю и крестьян, было создано стрелецкое войско, вооруженное легким огнестрельным оружием. Стрельцы жили на своих дворах в “стрелецких слободах” и получали за службу жалование.

Новый царь продолжил  традицию укрепления связей с Западом, начатую при Иване III. Он позволил иностранным купцам ездить через Россию в Индию и Китай с тем условием, чтобы русские купцы могли посещать Западную Европу.

 

Иван IV понимал значение просвещения для России: именно при  нем в Москве началось книгопечатание. Сопротивление ближайших соседей  России, таких, как Ливония, усиление ее контактов с Западом привело к длительной Ливонской войне, в процессе которой Россия впервые попыталась силой “прорубить окно в Европу”.

Иван IV активно вмешивался в дела церкви. В 1551 г. он представил церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпринял меры, изложенные в 100 главах (отсюда название “Стоглав”). Согласно “Стоглаву”, были учреждены, например, “поповские старосты” для надзора за духовенством, признаны общерусскими “местночтимые” святые и т. п.

Но добиться эффективного управления демократическими мерами Иван IV не смог. Царю повиновались как охранителю православной веры, представителю Бога на земле, но не менее сильными были местные, родовые, коллективистские ценности, унаследованные от догосударственной эпохи. Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято поэтому как сигнал к неповиновению. Налоги стали платить нерегулярно, увеличилось число преступлений.

Ответом на это стала  попытка царя укрепить свою власть при помощи силы. В 1560 г. “Избранная рада” была разогнана. Начались ссылки и казни бояр-княжат, заподозренных царем в измене. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV всегда считался. Примерно в это же время бежал в Литву князь А. М. Курбский — один из лучших полководцев и ближайших советников царя. После этого гонения на боярство приобрели массовый характер.

В конце 1564 г. царь уехал  из Москвы в Александровскую слободу  и обратился к населению с  жалобами на боярство. Москвичи послали к Ивану IV делегацию, подтвердив его право наказывать своих врагов по “государской воле”. Для исполнения задуманного царь учредил особый двор, “опричнину”, собрав туда до 6000 воинов, подчиненных ему лично. Обеспечение этого войска осуществляли “опричные” уезды и волости, подчиненные царскому двору. Остальную территорию — “земщину” — царь оставил во власти бояр, позднее посадив в насмешку на престол татарского царевича Симеона Бекбулатовича.

Началась фактическая  война “опричнины” против “земщины”. В 1570 г., поверив слухам об измене Новгорода, царь напал на этот город, разгромил и разграбил его. В течение шести недель каждый день в Новгороде погибало по нескольку сот человек. В результате погромов в стране в 1569— 1571 гг. начался голод, в ходе которого погибли сотни тысяч людей. Дело доходило до людоедства. Началось массовое бегство крестьян и горожан на окраины. Население Москвы сократилось втрое, многие земли в центре страны были заброшены.

 

 

6.Запад и Восток в политике Ивана IV

 

Увлекшись разгромом  действительных и воображаемых изменников, царь стал обращать меньше внимания на внешнюю политику. Если в 1550-е гг. им были достигнуты большие военные  успехи: захвачены Казанское (1552) и  Астраханское (1556) ханства, в 1558—1563 гг. успешно велась война с Ливонией, в результате которой были взяты Нарва, Юрьев и еще около 20 городов, то в 1560-е — 1580-е гг. положение резко изменилось в худшую сторону. В 1571 г. Москва была сожжена и разграблена войсками крымского хана Девлет-Гирея, большое количество москвичей стало пленниками и было увезено в рабство. Ливонский орден, чтобы не стать добычей Московского государства, признал над собой власть Литвы, а Эстляндия (Эстония) — власть Швеции. Пришедший в 1576 г. к власти в Польше и Литве король Стефан Баторий отобрал обратно завоеванные Россией города и в 1581 г. осадил Псков. В результате в 1582 г. было заключено перемирие у Яма Запольского, по которому Иван Грозный отказался от Ливонии и Полоцка. Одновременно с этим шведы захватили города Ям, Копорье и Орешек, расположенные на южном берегу Финского залива. По перемирию 1583 г. со Швецией на реке Плюссе Россия теряла свой единственный выход к Балтийскому морю, который традиционно принадлежал Новгороду.

В итоге этого Московское государство еще сильнее, чем в условиях монголо-татарского ига, оказалось повернутым на восток. Беглое население из центра России быстро заселяло вновь присоединенные поволжские и башкирские земли. Строились новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа. На Урале — по рекам Каме и Чусовой — расширялись владения купцов Строгановых. Донские казаки под руководством Ермака разбили войска сибирского хана Кучума. В результате войны с сибирскими татарами, которая шла с перерывами с 1582 по 1598 г., Кучум был окончательно разгромлен и Западная Сибирь включена в состав России. Центром Сибири стал город Тобольск. Были построены крепости Тюмень, Верхотурье, Нарым. Но в то же время удобные для торговли с Западом порты на Балтийском море были утеряны. Единственным портом России оставался Архангельск на Белом море, через который торговлю вели англичане (после “открытия” северного пути в Россию капитаном Р. Ченслером в 1553 г.). Усиление восточного деспотизма и беззакония гнало из страны образованных людей. Так, русский первопечатник Иван Федоров, выпустивший в Москве в 1563—1565 гг. книги “Апостол” и “Часословец”, смог выпустить первый русский букварь лишь во Львове. Там он и умер.

 

 

 

 

 

 

7.Заключение

 

Правление Ивана IV показало, что первая попытка реформ в России закончилась неудачей. В России XVI в. невозможно было построить государство ни на основе местных, общинных, догосударственных ценностей, ни на основе ничем не ограниченной власти царя. Необходимо было искать компромисса между ними.

Последним из крупных  преобразований XVI в. было учреждение в 1589 г. патриаршества в России. Митрополит всея Руси Иов получил сан патриарха, а архиепископы стали митрополитами. Тем самым русская православная церковь была окончательно поставлена на один уровень с константинопольской. Это укрепило престиж русской церкви и государства.   Москва - III Рим, а четвертому не бывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Список литературы

 

1. Греков Б.Д., Шахманов  Ф.Ф. Мир истории русских земель  в XII-XV веках.: / Б.Д Греков, Ф.Ф. Шахманов// - М.: «Мысль», 1986-447с.

2. Гумилёв Л.Н. Древняя  Русь и великая степь: / Л.Н.  Гумилёв// – М.: Мысль, 1992 - 415с. 

3. Гумилёв Л.Н. От  Руси к России: очерки этнической  истории: / Л.Н. Гумилёв// – М.:Экопорс,1992-336с. 

4. Егоров Л.В.Золотая  Орда: мифы и реальность:/ В. Л. Егоров// -М .: Москва,1990-345с.

5. Карамзин Н. М.  «История государства российского», Калуга, «Золотая аллея», 1997 г. 

6. Каргалов В.В. Монголо-татарское  нашествие на Русь XIII век: /В.В.Каргалов//- М.: «Наука»,1966-243с. 

7. Костомаров Н. И.  «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», М., «Мысль», 1993 г.

8.Манчуев Ш.М., Устинов  В.М. История России: учебник /Ш.М.Манчуев.,В.М.Устинов  //-М.: Инфра.М –Норма,1997-592с. 

9. Хрестоматия «Чтение  по русской истории», Тула, «Пересвет  П», 1995 г.

10. Энциклопедия «История  России и ее ближайших соседей», М., «Аванта +», 1995 г.

11. Сайты по истории России.

12. Большой словарь  иностранных слов. М.:ООО « Дом  славянской книги »,2010 год составитель-  В.Ю. Никитина

13.Толковый словарь  русского языка С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова,издание 4 дополненное 80000 слов и фразеологических выражений, Москва 2002 год, РАН, институт русского языка им. В.В.Виноградова

 

 


Информация о работе Москва – третий Рим