Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:41, реферат
Московский Кремль- уникальный памятник истории России, свидетель становления российской государственности. На протяжении веков формировался его архитектурный облик. Его белокаменные соборы и парадные дворцы разных эпох, островерхие башни и древние стены с раскинувшимся у их подножия тенистым Александровским садом представляют собой неповторимый архитектурно – художественный комплекс.
Московский Кремль- уникальный памятник истории России, свидетель становления российской государственности. На протяжении веков формировался его архитектурный облик. Его белокаменные соборы и парадные дворцы разных эпох, островерхие башни и древние стены с раскинувшимся у их подножия тенистым Александровским садом представляют собой неповторимый архитектурно – художественный комплекс.
Официальным свидетельством рождения Москвы принято считать упоминание Ипатьевской летописи от 1147 года о свидании князя Юрия Долгорукого с князем Святославом Северским. Тверская летопись повествует о том, что «в 1156 году князь Юрий Володимирович заложил град Москву на устиже Неглинны, выше реки Аузы». «заложить град» означало построить крепость или город, окруженный ровом, земляным валом с тыном или острогом.
ИВАН КАЛИТА.
Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится
крепость с
восьмиметровым валом и мощной по тем
временам деревянной стеной,
достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину.
Примерно в таком виде
укрепление просуществовало до зимы 1237/38
гг , когда полчища
хана Батыя разграбили и сожгли Москву,
а вместе с ней и Кремль.
За последующие два с лишним столетия
много испытаний выпало на
долю Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы,
иноземные нашествия,
бесчисленные пожары, казалось , должны
были погубить город. Но
Москва выстояла, более того, она стала
центром, объединившем русских
людей в борьбе за независимость.
Вместе с городом растет и крепнет Кремль.
В 1339-1340 гг. при
Иване Калите возводятся мощные оборонительные
укрепления, а за ними
хоромы великого князя, митрополичьи палаты,
белокаменные соборы. Москва
становится политическим и духовным центром
Русь, а Кремль - резиденцией
великих князей и митрополитов.
Иван Калита добивался соглашения с Золотой Ордой и получил право собирать налоги со всех русских земель. Финансовая зависимость русских князей от великого князя Московского превращается в политическую зависимость.
Калита первых из московских князей присвоил себе имя «Великий князь всея РУси»
Кремль Калиты простоял менее 30 лет. Его возведение имело принципиальное значение не только для становления великокняжеской резиденции , но для города в целом.
Имя Ивана Калиты Навсегда осталось в истории как имя князя- строителя, расширевшего и украсившего Москву.
При Иване Калите начинается и оформление
Кремля как великлкняжеской
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ.
Княжение Дмитрия Донского(
Как выглядели стены и башни Кремля времени Дмитрия Донского неизвестно. По предположения историка В. Л. Снигерева, их архитектура была близка византийским образцам. Сторительным материалом служил белый камень. Создание каменного кремля в Москве было крупным событием для всей Северо- восточной Руси за независимость. До этого каменные крепости были только в Новгородской и Псковской землях. Если Кремль Калиты жил всего 30 лет, то белокаменные стены Дмитрия Донского простояли свыше 100 лет.
При Дмитрии Донском складывается архитектурная традиция, берущая свои истоки во владимиро-суздальском зодчестве. Впервые в единую нацилнальную школу зодчества сливаютяс местные архитектурные школы. В конце XIV – начале XV века в Московском Кремле работают такие знаментые мастера ,как Феофан Грек, Андрей Рублев, Симеон Черный и Прхор с Городца.
ВАСИЛИЙ ТЕМНЫЙ.
В начале XV века на Кремль обрушивается уже иная беда. Длительные междоусобные войны в эпоху Василия Темного (1415-1462) помешали дальнейшему строительству Кремля. Город постоянно переходил из рук в руки, что нанесло ему не малый ущерб. Однако Василий Темный , обладающий недюжинными дипломатическими способности, в конечном счете восторжевал над своими противниками .Окончание долгой междуусобной войны благоприятно отразилось на дальнейшем росте Москвы. Первым признаком растущего благосостояния столицы стало возобновление строительства. В 1458 году была воздвигнута кирпичная церковь Введения Бородицы на Симоновском подворье, а в следующем году поставлена каменная церковь Похвалы Богородицы, сохранившаяся в составе Успенского Собора как придел. Кроме того , на монастырском дворе в Кремле поставили каменную церковь Богоявления, а у Боровицких ворот в 1460 году заложили каменную церковь Иоанна Предтечи. Однако общий облик Кремля при Василии Темном не менялся.
ИВАН 3
Новое грандиозное строительство разворачивается в Кремле при сыне Василия II Иване III (1462-1505).
Куликовская битва (1380) явилась
поворотным моментом в истории
Московского княжества. Она способствовала
освобождению Руси от
монголо-татарского ига и образованию
централизованного Русского
государства. Во второй половине XI в. великий
князь всея Руси Иван IIIВасильевич разворачивает
в столице молодой и быстро крепнувшей
державы грандиозное строительство. В
первую очередь, конечно,
перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские
архитекторы,
приглашенные в Москву, разрабатывают
проекты реконструкции княжеской имитрополичьей
резиденции. В 1485-1495 гг. возводятся существующие
и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью
боле 2км и
высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются
18 больших и
малых башен, строят Успенский собор (1475-1479),
Благовещенский собор (1484-1489, Каменный
государев дворец с
Грановитой палатой (1487-1491), закладывается
княжеская усыпальница
- Архангельский собор (1505)
Брак Ивана III с греческой принцессой Софьей Палеолог позволил русскому царю вступить в семью государей Европы. В Московский кремль направляются пышные посольства. Он становится символом российской власти и государства, в соответствии с этим меняется и его архитектура. В Кремле начинается грандиозная перестройка.
Строительством занимались лучшие русские и итальянские мастера. Аристотелю Фиараванти было поручено возведение самого главного на Руси храма- Успенского собора в Кремле. Чуть позже прибыли и другие итальянские мастера, в том числе и Марко Фрязин- будущий строитель Гранавитой палаты , которая отличалась своей особой красотой , правильной формой и строгой пропорциональностью.
К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль
становится самым
значительным фортификационным сооружением
в Европе. Причем его башни,
соборы, гражданские постройки совершенны
не только по своей архитектуре,
но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские
башни, кроме
Никольской, украшаются многоярусными
шатрами, выполненными в
традициях древнерусского зодчества.
Ярко-зеленая черепица,
белокаменные грани, золоченые флюгера
- все это создавало впечатлениепраздничности,
нарядности. Возводятся также гражданские
и культовыепостройки: Теремной дворец
(1635-1635), Потешный дворец (1651-1652),Патриаршие
палаты с церковью Двенадцати апостолов
(1642-1656).