Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:46, реферат
Распад Киевского государства начался уже в начале XII в. После смерти Ярослава Мудрого, когда по его завещанию основные города с окружавшими их областями перешли во владение его сыновей, киевский престол уже не в силах был сдержать стремления молодых княжеств к политической самостоятельности. Междоусобная борьба князей трагически осложнилась набегами степных кочевников бескрайнего "дикого поля", стремившихся проникнуть в глубь Русской земли. Сначала это были набеги половцев, а затем ордынское нашествие.
Во время бедствий, пожаров раздавался и набатный звук самого звучного колокола. Этот колокол назывался набатным или всполошным, а в древнем Новгороде — также вечевым или вечным, так как он созывал народ на вече. При завоевании городов вечевой колокол увозили, бывали случаи, когда вечевые колокола отправляли в ссылку9. Так, Иван III, завоевав Новгород (1456), велел вывезти вечевой колокол и вырвать ему язык в знак лишения Новгорода свободы.
В Новгороде с XVI в. разыгрывались средневековые мистерии, театрализованные действа на библейские темы: "Пещное действо" и "Шествие на осляти". Эти представления были связаны с византийскими и западноевропейскими мистериями — священными представлениями10. "Пещное действо" отличалось большой зрелищностью. Несмотря на то что действо разыгрывалось в церкви, в нем принимали участие и персонажи, изображавшие язычников, — халдеи, допрашивавшие трех благочестивых отроков и ввергавшие их в горящую пещь. Все эти моменты сближали действо со скоморошьими представлениями, однако музыкальная его часть основывалась на традиционных культовых песнопениях, к тому же действа разыгрывались в главном соборе — Софии Новгородской.
В XIII—XIV вв. Новгород, свободный от ордынского ига, явился не только хранителем традиций художественной культуры Киева, в Новгороде складываются самобытные черты музыкального творчества.
С середины XVI в. начинается заметное обновление в области музыкального искусства русской церкви, которое из Новгорода распространяется повсеместно. Происходит некий сдвиг в творчестве и певческом искусстве, вызванный появлением путевого, демественного, большого знаменного распева, создаются новые распевы и формы. Возникает двух- и трехголосное строчное пение, обилие местных распевов. Новгородским теоретиком Иваном Шайдуром совершается перелом и в теоретической области. Систематизация и уточнение Шайдуром знаменной нотации свидетельствуют о его соприкосновении с западной музыкой. Это заметное движение во многом было обусловлено и тем, что с начала XVI в. активизируется творчество русских гимнографов и распевщиков. Появляются такие распевы, как тихвинский, опекаловский, псковский, усольский, новгородский.
Еще в XIV—XV вв. Новгород славился своими мастерами пения. Среди них называют новгородских клирошан11 св. Софии, а именно Наума-клирошанина, умершего в 1416 г.
В Москве и Новгороде складываются Московская и Новгородская певческие школы, о которых свидетельствуют упоминания Стоглавого собора (1551):
...прежде сего
в российском царствовании на
Москве и в Великом Новгороде
и по иным городам многия
училища бывали грамоте и
Новгород значительно обогатил русскую музыкальную культуру и в XVI в., который, судя по богатству и разнообразию новшеств, явился золотым веком русского певческого искусства. Имена многих распевщиков остались безвестны, но ряд имен сохранился. В одной рукописи упоминается некто "инок именит Маркелл, слыл Безбородой", который распел псалтырь в Великом Новгороде, Василий Рогов — основоположник многоголосного пения — "муж благовеин, зело пети был горазд, знаменному и троестрочному и демественному пению был роспевщик и творец". Новгородцами были крупнейшие распевщики XVI в., ученики Саввы Рогова Федор Крестьянин, Иван Нос и Стефан Голыш — создатели нового стиля знаменного пения — большого знаменного распева.
Список литературы
1. См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 2. М., 1952. С. 244.
2. Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник. М., 1969.
3. С. В. Рахманинов: Альбом / Сост. Е. Рудакова; общ. ред., вступит. ст. и тексты А.Кандинского. М., 1982. С. 14.
4 .Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 2. Лекция XXIII. М., 1957. С. 64.
5. Там же. С. 103.
6. В Новгороде
благодаря археологическим
7. Рыбников П. Н. Песни. Т. 1. 1862. С. 136, 144, 166; Т. 2. С. 31.
8. Образы скоморохов-гудошников нашли отражение в русских операх: таковы Скула и Брошка в опере Бородина "Князь Игорь", Дуда и Сопель в опере Римского-Корсакова "Садко", Торопка в опере Верстовского "Аскольдова могила".
9. Борис Годунов отправил в ссылку из Углича в Тобольск колокол, возвестивший о смерти царевича Димитрия.
10. См.: История русской музыки: В 10 т. Т. 1.
11. Клирошанин — церковный певец. Клиросы — места, где располагаются певцы; находятся в церкви справа и слева от алтаря.
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с
сайтаhttp://www.portal-slovo.
Читать полностью:http://www.km.ru/
Информация о работе Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности