Мустафа Кемаль Ататюрк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

Мустафа́ Кема́ль Ататюрк; Гази Мустафа Кемаль-паша (тур. Mustafa Kemal Atatürk; 1881— 10 ноября 1938) — оттоманский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

Вложенные файлы: 1 файл

Мустафа́ Кема́ль Ататюрк.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

Реформы

В 1926 году был принят новый  Гражданский кодекс, где устанавливались  либеральные светские принципы гражданского права, определялись понятия собственности, владения недвижимого имущества  — частного, совместного и т. д. Кодекс был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, тогда  — самого передового в Европе. Таким  образом ушёл в прошлое Меджелле — свод османских законов, а также  Земельный кодекс 1858 года.

В 1924 году при поддержке  Кемаля и ряда депутатов Меджлиса был учреждён Деловой банк. Уже  в первые годы деятельности он стал владельцем 40 % акции компании «Тюрк  тельсиз телефон ТАШ», построил крупнейший тогда в Анкаре отель «Анкара-палас», купил и реорганизовал фабрику  шерстяных тканей, предоставил кредиты  нескольким анкарским торговцам, поставлявшим на экспорт тифтик и шерсть.

Важнейшее значение имел Закон  о поощрении промышленности, вступивший в силу с 1 июля 1927 года. Отныне промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный  участок до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный  участок, на прибыль и т. п. На материалы, импортируемые для строительства  и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и  налоги. В первый год производственной деятельности каждого предприятия  на стоимость выпускаемой им продукции  устанавливалась премия в 10 % стоимости.

К концу 1920-х годов в  стране возникла обстановка чуть ли не бума. За 1920—1930-е годы была создана 201 акционерная компания с суммарным  капиталом 112,3 млн лир, в том числе 66 компаний с иностранным капиталом (42,9 млн.лир).

В аграрной политике государство  распределяло среди безземельных и  малоземельных крестьян национализированную  вакуфную собственность, государственную  и земли покинувших или умерших  христиан. После курдского восстания  шейха Саида были приняты законы об отмене натурального налога ашар и  ликвидации иностранной табачной фирмы  «Режи» (1925). Государство поощряло создание сельскохозяйственных кооперативов.

Для поддержания курса  турецкой лиры и торговли валютой  в марте 1930 г. был учреждён временный  консорциум, в который вошли все  крупнейшие национальные и иностранные  банки, действовавшие в Стамбуле, а также министерство финансов Турции. Спустя шесть месяцев после создания консорциуму было предоставлено  право эмиссии. Дальнейшим шагом  в упорядочении денежной системы  и регулировании курса турецкой лиры стало учреждение в июле 1930 г. Центрального банка, начавшего свою деятельность в октябре следующего года. С началом деятельности нового банка консорциум был ликвидирован, а право эмиссии перешло к Центральному банку. Таким образом, Оттоманский банк перестал играть доминирующую роль в турецкой финансовой системе.

1. Политические преобразования:

Упразднение султаната (1 ноября 1922 года).

Создание Народной партии и установление однопартийной политической системы (9 сентября 1923 года).

Провозглашение Республики (29 октября 1923 года).

Упразднение халифата (3 марта 1924 года).

2. Преобразования в общественной  жизни:

Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926—34 годы).

Реформа головных уборов и  одежды (25 ноября 1925 года).

Запрет на деятельность религиозных  обителей и орденов (30 ноября 1925 года).

Закон о фамилиях (21 июня 1934 года).

Отмена приставок к  именам в виде прозвищ и званий (26 ноября 1934 года).

Введение международной  системы времени, календаря и  мер измерения (1925—31 годы).

3. Преобразования в правовой  сфере:

Отмена меджелле (свода  законов, основывающихся на шариате) (1924—1937 годы).

Принятие нового Гражданского кодекса и других законов, в результате чего стал возможным переход на светскую систему государственного правления.

4. Преобразования в сфере  образования:

Объединение всех органов  образования под единым руководством (3 марта 1924 года).

Принятие нового турецкого  алфавита (1 ноября 1928 года).

Учреждение Турецкого  лингвистического и Турецкого исторического  обществ.

Упорядочение университетского образования (31 мая 1933 года).

Нововведения в сфере  изящных искусств.

5. Преобразования в сфере  экономики:

Отмена системы ашара (устаревшего  налогообложения сельского хозяйства).

Поощрение частного предпринимательства  в сельском хозяйстве.

Создание образцовых сельскохозяйственных предприятий.

Издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий.

Принятие 1-го и 2-го планов индустриального  развития (1933—37 годы), строительство  дорог на территории всей страны.

В соответствии с Законом  о фамилиях, 24 ноября 1934 года ВНСТ присвоило  Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк.

 

Ататюрк дважды, 24 апреля 1920 года и 13 августа 1923 года, избирался  на пост спикера ВНСТ. Этот пост совмещал в себе посты глав государства  и правительства. 29 октября 1923 года была провозглашена республика Турция, и Ататюрк был избран первым её президентом. В соответствии с конституцией, выборы президента страны проводились  раз в четыре года, и Великое  Национальное Собрание Турции избирало Ататюрка на этот пост в 1927, 1931 и 1935 годах. 24 ноября 1934 года турецкий парламент  присвоил ему фамилию «Ататюрк» («отец турок» или «великий турок», сами турки предпочитают второй вариант  перевода).

Кемализм

Основная статья: Кемализм

Идеология, выдвинутая Кемалем  и получившая наименование кемализма, доныне считается[источник не указан 649 дней] официальной идеологией Турецкой республики. Она включала в себя 6 пунктов, впоследствии закреплённых в конституции 1937 года:

народность;

республиканизм;

национализм;

светскость;

этатизм (государственный  контроль в экономике);

реформизм.

Национализму отводилось почётное место, он рассматривался как база режима. С национализмом был связан принцип «народности», провозглашавший единство турецкого общества и межклассовую солидарность внутри его, а также суверенитет (верховную власть) народа и ВНСТ как его представителя.

Национализм и политика тюркизации меньшинств

Согласно Ататюрку, элементами, которые укрепляют турецкий национализм  и единство нации, являются:

1. Пакт о национальном  согласии.

2. Национальное воспитание.

3. Национальная культура.

4. Единство языка, истории  и культуры.

5. Турецкое самосознание.

6. Духовные ценности.

В рамках этих концепций, гражданство  было законодательно отождествлено  с этничностью, и все жители страны, включая курдов, составлявших более 20 процентов населения, были объявлены турками. Все языки, кроме турецкого, были запрещены. Вся система просвещения базировалась на воспитании духа турецкого национального единства. Таким образом, национализм Ататюрка противопоставлял себя не соседям, а национальным меньшинствам Турции, пытавшимся сохранить свою культуру и традиции: Ататюрк последовательно строил моноэтническое государство, силой насаждая турецкую идентичность и подвергая дискриминации тех, кто пытался отстаивать свою самобытность.

 Лозунгом турецкого  национализма стала фраза Ататюрка: Как счастлив говорящий: «я  турок!» (тур. Ne mutlu Türküm diyene!), символизирующая смену самоидентификации нации, ранее называвшей себя османами. Это высказывание поныне написано на стенах, памятниках, рекламных щитах и даже на горах.

Сложнее обстояло дело с религиозными меньшинствами (армянами, греками и  евреями), которым Лозаннский договор  гарантировал возможность создавать  собственные организации и учебные  заведения, а также пользоваться национальным языком. Однако Ататюрк  не был намерен добросовестно  выполнять эти пункты. Была начата кампания по насаждению турецкого языка  в быту национальных меньшинств под  лозунгом: «гражданин, говори по-турецки!»  От евреев, например, настойчиво требовали, чтобы они отказались от родного  языка джудесмо (ладино) и перешли  на турецкий, что рассматривалось  как свидетельство лояльности государству. Одновременно печать призывала религиозные меньшинства «стать настоящими турками» и в подтверждение этого добровольно отказаться от прав, гарантированных им в Лозанне. В отношении евреев это было достигнуто тем, что в феврале 1926 г. газеты опубликовали соответствующую телеграмму, якобы посланную 300 турецкими евреями в Испанию (при этом ни авторы, ни адресаты телеграммы так никогда и не были названы). Хотя телеграмма была откровенно фальшивой, евреи не посмели её опровергнуть. В результате была ликвидирована автономия еврейской общины в Турции; её еврейским организациям и учреждениям пришлось прекратить или в значительной мере свернуть свою деятельность. Им также строго запрещалось поддерживать связи с еврейскими общинами в других странах или участвовать в работе международных еврейских объединений. Было фактически ликвидировано еврейское национально-религиозное образование: отменены уроки еврейской традиции и истории, а изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для чтения молитв. Евреев не принимали на службу в государственные учреждения, а тех, кто работал в них ранее, при Ататюрке уволили; в армии не принимали в офицеры и даже не доверяли им оружия — военную повинность они отбывали в трудовых батальонах.

Репрессии против курдов

После истребления и изгнания христианского населения Анатолии, курды оставались единственным крупным  нетурецким этносом на территории Турецкой республики. В ходе Войны за независимость  Ататюрк давал курдам обещания национальных прав и автономии[источник не указан 966 дней], чем и приобрёл их поддержку. Однако немедленно после победы эти  обещания были забыты. Образовавшиеся в начале 20-х гг. курдские общественные организации (такие, как в частности  общество курдских офицеров «Азади», Курдская радикальная партия, «Курдская партия») были разгромлены и объявлены вне закона.В феврале 1925 года началось массовое национальное восстание курдов, возглавленное шейхом суфийского ордена накшбанди Саидом Пирани. В середине апреля повстанцам было нанесено решительное поражение в Генчской долине, руководители восстания во главе с шейхом Саидом попали в плен и были повешены в Диярбакыре.

Ататюрк ответил на восстание  террором. 4 марта были учреждены  военно-полевые суды («суды независимости»), во главе которых поставлен Исмет  Инёню. Суды карали за малейшее проявление сочувствие к курдам: полковник Али-Рухи получил семь лет лишения свободы  за высказанные им в кафе симпатии к курдам, журналист Уджузу был  приговорён к многолетнему заключению за сочувствие Али-Рухи Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей; было уничтожено порядка 206 курдских деревень с 8758 домами, и убито свыше 15 тысяч жителей. Осадное положение на курдских территориях продлевалось много лет подряд. Было запрещено использование курдского языка в общественных местах, ношение национальной одежды. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались. Слова «курд» и «Курдистан» были изъяты из учебников, а сами курды объявлены «горными турками», по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность. В 1934 г. был принят «Закон о переселении» (№ 2510), по которому министр внутренних дел получил право изменять местожительство различных народностей страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре». В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции; на их место заселялись боснийцы, албанцы и пр.

Открывая заседание меджлиса в 1936 г., Ататюрк заявил, что из всех проблем, стоящих перед страной, едва ли не самой важной является курдская, и призвал «покончить с ней раз и навсегда».

Однако репрессии не остановили повстанческого движения: последовали  Араратское восстание 1927—1930 гг. во главе  с полковником Ихсаном Нури-пашой, провозгласившим в Араратских горах  курдскую республику. Новое восстание  началось в 1936 г. районе Дерсим, населённом курдами-заза (алавитами), и пользовавшемся до того времени значительной самостоятельностью. По предложению Ататюрка, вопрос об «умиротворении» Дерсима был  включён в повестку дня ВНСТ, итогом чего стало решение о его преобразовании в вилайет с особым режимом  и переименовании в Тунджели. Главой особой зоны был назначен генерал  Альпдоган. Вождь дерсимских курдов Сеид Реза направил ему письмо с  требованием отмены нового закона; в ответ, против дерсимцев были направлены жандармерия, войска и 10 самолётов, начавших бомбардировки района. Курдских женщин и детей, скрывавшихся в пещерах, замуровывали там наглухо или  душили дымом. Выбиравшихся кололи штыками. Всего, по данным антрополога Мартина  Ван Брюйниссена, погибло до 10 % населения  Дерсима. Однако дерсимцы продолжали восстание  на протяжении двух лет. В сентябре 1937 г. Сеид Реза был выманен в Эрзинджан  якобы для переговоров, схвачен  и повешен; но только год спустя сопротивление  дерсимцев было окончательно сломлено.

Личная жизнь

29 января 1923 года он женился  на Латифе Ушаклыгиль (Латифе  Ушакизаде). Брак Ататюрка и Латифе-ханым,  которая вместе с основателем  Турецкой республики отправлялась  во многие поездки по стране, закончился 5 августа 1925 года. Причины  развода неизвестны. Родных детей  у него не было, зато он взял 7 приёмных дочерей (Афет, Сабиху, Фикрие, Юлкю, Небие, Рукие, Зехра)  и 1 сына (Мустафа), а также взял  на попечение двух мальчиков-сирот  (Абдуррахман и Исхан). Всем приёмным детям Ататюрк обеспечил хорошее будущее. Одна из приёмных дочерей Ататюрка стала историком, другая — первой турецкой женщиной-лётчиком. Карьера дочерей Ататюрка служила широко пропагандируемым примером для эмансипации турецкой женщины.

Хобби Ататюрка

Ататюрк любил чтение, музыку, танцы, верховую езду и плавание, питал  чрезвычайный интерес к танцам зейбек, борьбе и народным песням Румелии, получал  большое удовольствие от игры в нарды  и бильярд. Он был очень привязан к своим питомцам — коню Сакарья  и псу по кличке Фокс. Будучи просвещённым и образованным человеком (он владел французским и немецким языками), Ататюрк собрал богатую библиотеку. Проблемы родной страны он обсуждал в  простой дружественной обстановке, часто приглашая к себе на ужин учёных, представителей искусства, государственных  деятелей. Он очень любил природу, часто посещал лесное хозяйство, названное его именем, и лично  принимал участие в проводимых здесь  работах.

Участие в деятельности турецкого  масонства

Деятельность «Великой Ложи Турции» достигла кульминации во время председательства в ней  Мустафы Кемаль Ататюрка в 1923—1938 годах. Ататюрк — реформатор, солдат, защитник прав женщин и основатель Турецкой республики, был инициирован в 1907 году в масонскую ложу «Veritas» в  Салониках, находившуюся под юрисдикцией  Великого Востока Франции. Когда  он перебрался в Самсун 19 мая 1919 года, до начала борьбы за независимость, то шесть из семи его высокопоставленных штабных офицеров были масонами. За время его правления всегда были несколько членов его кабинета, которые  также были масонами. С 1923 по 1938 годы около шестидесяти членов парламента были членами масонских лож.

Конец жизни

В 1937 году Ататюрк подарил  принадлежащие ему земли Казначейству, а часть своей недвижимости —  мэриям Анкары и Бурсы. Часть наследства он отдал своей сестре, приёмным детям, Турецким обществам лингвистики  и истории. В 1937 году появились первые признаки ухудшения здоровья, в мае 1938 года врачи определили цирроз печени, вызванный хроническим алкоголизмом. Несмотря на это, Ататюрк до конца июля продолжал исполнять свои обязанности, пока ему не стало совсем плохо. Ататюрк умер 10 ноября, в 9 часов 5 минут 1938 года в возрасте 57 лет, во дворце Долмабахче — бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле.

Информация о работе Мустафа Кемаль Ататюрк