Назревание революционного кризиса в России. Первая русская революция в России 1905-1907 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Глубочайший переворот в рабочем и революционном движении связан с именем Владимира Ильича Ленина. В 1895 г. по инициативе В.И. Ленина создается петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", который явился зачатком пролетарской партии в России. С этого времени рабочий класс стал основной силой революционной борьбы.Соединение социализма с рабочим движением, начавшееся в 90-х годах, было важнейшей чертой революционного движения конца XIX в.

Содержание

1. Начало пролетарского этапа освободительного движения в России…………2
1.2. Этапы революции……………………………………………………………………………………….3
1.3. Сущность и особенности революционной ситуации в России в начале 90-х г……………………………………………………………………………….....................................5
2. Возникновение политических партий и общественных движений в конце XIX века и в период Первой Русской революции 1905-1907 гг. их программные цели…………………………………………………………………………………………..8
3. Предпосылки и начало революционного движения в России накануне революционных событий 1905-1907 гг. в стране……………………………………………17 3.1. Революция 1905-1907 гг. в России эпохи империализма, причины, начало, периодизация, её политические итоги………………………………………………18
3.2. Итоги революции……………………………………………………………………………………….20
4. Список используемой литературы……………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории моё.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

1. Российская  социал-демократическая рабочая  партия (РСДРП)

РСДРП организационно оформилась на II ее съезде (1903) и тогда  же произошел ее раскол на большевиков  и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной  партии. На II съезде РСДРП была принята  единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая («программа минимум») предусматривала  решение задач буржуазно-демократической  революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставления права самоопределения  всем нациям, входящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня  для лиц наемного труда. В аграрном вопросе выдвигались следующие  требования: возвращение крестьянам во время проведения реформы 1861 г. отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение  крестьянам ранее выплаченных ими  выкупных сумм. В 1906 г. аграрная программа  была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось  требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование было заявлено самими крестьянами на двух Всероссийских  съездах Крестьянского союза  и заставило изменить аграрную программу  РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако, если крестьяне рассматривали  всю землю, в том числе и  свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участков ведала сама крестьянская община. Во втором — полным собственником земли становилось государство.

       Аграрную программу меньшевиков предложил крупный экономист-аграрник П. П. Маслов. Его поддержал Плеханов. Это была программа муниципализации земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную землю. Допускался и переход части земли в руки государства для создания переселенческого фонда. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения. Кроме того, меньшевики указывали, что национализация земли «непомерно усилит государство, превратив его в единственного земельного собственника, усилится и правящая бюрократия». В советской литературе программа муниципализации земли рассматривалась как «реакционная и утопичная». В действительности она была прогрессивной и реалистичной, ибо наиболее полно отражала крестьянские интересы.

         Вторая часть программы РСДРП («программа-максимум») предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую» без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с буржуазно демократическими свободами и учреждениями. В период революции 1905–1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП насчитывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции — уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском — 37%, остальные — грузины (29%), евреи (23%), украинцы (6%) и прочие (5%). Кроме того, в России в то время числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. членов еврейского Бунда, 28 тыс. Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

          

 2. Партия эсеров

Партия эсеров, хотя формально и заявила о  своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее Учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г.2–4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

        Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т.е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Создание трудовых ассоциаций предполагалось не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы создания общественных отношений в деревне социалистического характера.

       Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций — вплоть до организации вооруженных восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая «Боевая группа», которая вначале насчитывала 10–15, а в ходе революции 1905–1907 гг. — 25–30 человек. Руководили «Боевой группой» Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц — министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. Я. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905). Еще в конце 1904 г. из Партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточило свою деятельность на «экспропиациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М.И. Соколов, казненный в 1906 г. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена. Из среды эсеров выделилась и группа анархо-коммунистов — последователей Петра Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет ее лидера.

 

3. Трудовая  народно-социалистическая партия (энесы)

       В числе неонароднических социалистических партий, отвергавших насильственные методы борьбы, видное место занимала «Трудовая народно-социалистическая партия» (народные социалисты или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня «Народно-социалистическое обозрение». Окончательно она оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это были городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, В. И. Семевский, принадлежавшие к «левому флангу» легального народничества.

       Исходя из своеобразия российских условий (преобладание крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала: ликвидацию монархии и введение «демократической республики», замену постоянной армии «народной милицией», отмену сословного строя, утверждение равенства всех граждан перед законом, введение свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти. Энесы выступали за повсеместное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе энесы в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а так же тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.

 

4. Конституционно-демократическая  партия (кадеты)

        Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I Учредительном съезде в Москве 12–18 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя «партией народной свободы». Она была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые — В. И. Вернадский, С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки — А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон. Ю. В. Готье, экономисты и публицисты — П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И. И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

         В январе-апреле 1906 г. насчитывалось 274 кадетских комитета, а к 1907 г. свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50–60 тыс. членов (после поражения революции численность кадетской партии сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 г. из ссылки, он вынужден был уехать за границу; читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков вернулся в Россию и с голо вой ушел в политическую борьбу. Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политический прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Кадеты предусматривали введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное «отчуждение» (до60%) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками ее обобществления. Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее записанных в их программе реформ.

      Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в ее составе определились три направления: «левые» и «правые» кадеты и центр.

 

5. «Союз 17 октября» (октябристы)

Среди правых партий заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября» (октябристы), принял это название в  честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8–12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала — верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков — предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму. Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов». Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двух палатного «народного представительства» — Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов — прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

      Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешении аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Октябристы допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Они выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Информация о работе Назревание революционного кризиса в России. Первая русская революция в России 1905-1907 г.