Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:32, реферат
Характерной особенностью древнегреческого общества было негативное отношение к личным налогам, поскольку граждане считали, что такие налоги несут клеймо рабства и поэтому являются унизительными. Отношение к налогам на имущество было терпимым. Вот почему основным источником поступлений в государственную казну были налоги с иностранцев, куртизанок, вольноотпущенников, дань союзников, доходы от эксплуатации природных ресурсов — морей, рудников.
Рассмотрим источники доходов подробнее.
Доклад
Налоги в Древней Греции
Москва 2014
В афинском государстве не существовало прямого и постоянного налогообложения граждан, и крупные суммы на государственные нужды изыскивались в результате разовых государственных займов. Одним из таких источников средств на государственные нужды были литургии - налоговые повинности, возлагавшиеся на наиболее состоятельных граждан. Появление института литургий следует связывать именно с Афинами: позднее он был заимствован другими греческими полисами, а также получил свою вторую жизнь в эллинистическое время, хотя и в изменившейся форме. Проблема литургий самым непосредственным образом связана с историей афинской демократии: литургии возникли с рождением последней и исчезли с ее гибелью. Также средства на общественные расходы поступали от общинной собственности, например с земельных участков, рудников, от таможенных пошлин, податей на иностранцев, от налогов с продаж, судебных пошлин и штрафов. Когда этих поступлений не хватало, взимали налоги с доходов, в том числе с доходов от сельского хозяйства. Особый налог - метэкион выплачивали на территории Аттики и Афин метеки (выходцы из других общин, которые не принимались в состав фил, фратрий и родов, принадлежность к которым определялась кровнородственными связями коренного аттического населения) Когда в V в. до н. э. Афины начали проводить активную внешнюю политику и вести многочисленные войны, ситуация резко изменилась. Простые граждане, неся бремя военной службы во время войн, получая ранения и погибая на них, начали требовать от полиса диэт (денежного содержания). Таким образом, в финансовом хозяйстве сложилось следующее положение: низшие слои получали диэты, средние ничего не получали, но и ничего не платили, знать несла налоговые повинности (литургии).
Еще одно существенное изменение произошло в Афинах в начале V столетия до н. э. Примерно в 483 г. там был построен большой флот, а в 478 г. до н. э. был создан оборонительный Морской союз греческих государств, направленный против персов, который в дальнейшем превратился в Афинскую морскую державу. Создание флота стало возможным благодаря открытию новых месторождений серебра в Лаврионе. По совету Фемистокла было решено относительно высокие доходы от этих рудников не распределять между гражданами, а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. Денег, возможно, хватало на постройку судна, но их не хватало на его оснащение. Таким образом, хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Этот институт получил название триерархии и в последующий период играл большую роль в Афинах. Триерархия была одной из многочисленных литургий, количество которых начало расти с конца VI - начала V в. до н. э.
С течением времени организация налогообложения совершенствовалась. В число повинностей вошли финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства и, как в прошлом, выделение средств на приношение единичных жертв (что означало на деле общественные трапезы). Литургии как бы дополняли личную независимость граждан, которая находила свое отражение также в том, что им не приходилось регулярно платить прямых налогов.
До V в. до н. э. данная налоговая система, по-видимому, функционировала без особых осложнений, хотя предпосылки к ее реформированию уже начали складываться: многое зависело от того, в какой степени пожертвования и политическое руководство соответствовали друг другу. Но уже тогда существовали определенные нормы, а может быть и законы, регламентировавшие эти повинности. Их несение отнюдь не было добровольным делом.
Литургии были реализацией принципа равенства, когда богатые должны были делиться с государством через систему добровольных пожертвований. Многие богачи Афин не только не были против литургий, но считали честью и даже конкурировали за право давать деньги на строительство престижных объектов. Сократ говорил богатому греку: «Если ты когда-либо не выполнишь свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне накажут тебя точно так, как если бы ты украл их собственность». Богатые греки делали дары, которые в 3 – 4 раза превышали нормативный размер. В литургиях участвовали и представители среднего класса. Публичное порицание за неучастие в данной традиции было мощным инструментом оказания давления. По сути дела, богатые люди получали активы в трастовое управление от города. Владение предполагало не только права, но и обязанности. Получилась система частного управления большими активами, что исключало присутствие бюрократии. Если городу нужен был мост, его строил богатые гражданин. Ему за это возносили почести. Сегодня принципы финансирования госрасходов и управления госактивами принципиально изменились. Люди, которых постоянно «доят» чиновники, остаются анонимными. Мотивация принципиально изменилась. В нашем обществе немыслимо, чтобы гражданин платил в 3 – 4 раза больше налогов, чем предусмотрено законом. Греки при помощи литургий строили цивилизацию без деспотии. В этой системе не было ухода от налогов. Она работала без принуждения. Когда позже римляне сохранили литургию, они превратили ее в инструмент конфискации собственности без справедливого вознаграждения.
Характерной особенностью древнегреческого общества было негативное отношение к личным налогам, поскольку граждане считали, что такие налоги несут клеймо рабства и поэтому являются унизительными. Отношение к налогам на имущество было терпимым. Вот почему основным источником поступлений в государственную казну были налоги с иностранцев, куртизанок, вольноотпущенников, дань союзников, доходы от эксплуатации природных ресурсов — морей, рудников.
Рассмотрим источники доходов подробнее.
а) прямые налоги, которые имели случайный характер и распространялись в основном на куртизанок;
б) пританьи — специальная пошлина, взималась за судопроизводство. Так, истец и ответчик за рассмотрение дела в суде платили в зависимости от суммы иска (от 100 до 1000 драхм — 3 драхмы, от 1000 до 10 000 драхм — 30 драхм). Виновная сторона платила двойной штраф. Такое же пошлину платили за перенос дела из одной инстанции в другую, при апелляции и т.п.;
в) конфискация имущества — применялась в отношении лиц, которые вызвали общее недоверие злоупотреблениями властью, а также к лицам, совершившим уголовные преступления;
г) литургии — повинности богатых граждан, которые были обязаны за собственные средства оборудовать военные корабли (триерархия), готовить хор для драматических спектаклей или музыкальных соревнований (хорегия), устраивать гимнастические игры (гимнасиархия).
а) доходы от рабов. Последние облагались специальным налогом в размере 3 оболов, что давало в казну до 33 талантов в год;
б) косвенные налоги, которыми облагались иностранцы при торговле товарами.
а) доходы от эксплуатации рудников. Основной из них — Лаврионський серебряный рудник — был поделен на участки, которые предоставлялись в аренду с условием платежа. Кроме того, ежегодно в доход казны надо передавать 4% руды. Рудники были и в других частях Греции — на острове Тазос, во Фракии подобное. Доходы от них составили 35-40 талантов ежегодно;
б) доходы от эксплуатации портов и морей — все товары, которые ввозились или вывозились морем или сушей облагались налогом, сборы за погрузку и разгрузку товаров в размере 1/50 части, сборы за стоянку кораблей в гавани. Греки завладели Византией, сразу же организовали там таможню, которая приносила ежегодно доход 70-80 талантов.
Доходы от государственного имущества, которое предоставлялось лицам на содержание или обрабатывалось под государственным контролем.
Доходы от союзников. Для борьбы со своими врагами Греция создавала военные союзы. Союзные державы обязывались помогать войском и кораблями, но довольно часто вместо войска и кораблей платили деньгами, фактически было данью.
Около 540-464 pp. до н. е. для борьбы с персами и освобождения части греческих территорий Аристид — афинский полководец и влиятельный политический деятель, стоявший во главе Афинского морского союза) создал казну морского союза, которая хранилась на острове Делос. С течением времени первоочередное назначение казны — средство для борьбы с персами — потеряло свое значение, союзники ослабели, были разрознены, и казна в 454 г. до н. н.э. была переведена в Афины и стал с тех пор, по сути, афинской государственной казной.
Такая своеобразная дань союзников долгое время занимала первое место по удельному долей в доходах государства и при Аристид достигло 460 талантов ежегодно, при Перикле (около 490 — 429 pp. До н. Э) — 600 талантов.
Итак, как видно из приведенных данных, в Древней Греции, несмотря на отсутствие системности, механизм сбора поступлений был достаточно разветвленный и обеспечивал основные потребности государства.
Когда Афинское государство переживало трудное время, граждане и метеки облагались временным и чрезвычайным прямым налогом (эйсфора). Впервые он был введен в Афинах около 428-427 гг. до н. э. Неизвестно, каким образом эйсфора взималась в V в. до н. э.: некоторые ученые предполагают, что тогда это был налог на доход с недвижимости.
Но поскольку к налогу привлекались и метеки, платившие 1/6 всего налога, вероятнее предположить, что уже в V, как и в IV в. до н. э. это был налог и на недвижимое, и на движимое имущество. В 428 г. до н. э. общий размер дохода от эйсфоры исчислялся в 200 талантов.
Эйсфора был самым ненавистным налогом в Афинах, ибо по укоренившимся представлениям прямая подать казалась несовместимой с гражданской свободой. Поэтому к ней прибегали только в крайнем случае. Даже тогда, когда этот налог взимался в течение длительного времени, он всегда рассматривался лишь как мера временная.
Афинское государство имело, таким образом, разнообразные источники дохода, но все средства, которые собирались в Аттике, были значительно меньше тех сумм, какие поступали от афинских союзников. Экономическая мощь Афинского государства в V в. до н. э., таким образом, была связана с политическим и военным порабощением других греческих городов.
В Греции таможенные пошлины на привозные товары составляли 1/10 часть их цены. Однако со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому во время Демосфена в IV веке до нашей эры привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные предметы (оружие, воинское снаряжение) освобождались от уплаты пошлин. Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере 1/100 части цены товара, в то время как города, зависимые от Афин, платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане, которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч, с разрешения ареопага были освобождены от уплаты пошлин.
Сбор таможенных пошлин производился в морских портах и на городских рынках. Существовали сухопутные таможни, операции в которых иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины уплачивались золотом и серебром.
Сбор пошлин отдавался на откуп отдельным лицам или группам, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где 10 выборных граждан публично решали вопрос, какую из предлагаемых сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики платили государству, а всё, что им удавалось взыскать сверх неё, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками установленного взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении данного обязательства они повергались к тюремному заключению. За процессом взимания таможенных пошлин с торговцев откупщиками следили уполномоченные власти. Суммы таможенных пошлин на товары записывались мелками на папирусе, каменных и керамических плитках, выставляемых на всеобщее обозрение. Во время Пелопонесской войны в V веке до нашей эры афиняне отдали взимание таможенных сборов на откуп за 36 таланов, а сборы откупщиков составили 40 таланов. Позднее сборы увеличились настолько, что ежегодный таможенный доход афинян составлял свыше 1600 таланов.
Налоги взимали откупщики, обязавшиеся платить твердую сумму общине. Деньги поступали в различные кассы, возглавляемые казначеями.
Другого способа осуществлять контроль за финансовым хозяйством, кажется, не было. Немецкий историк Кристиан Майер считает, что в этом нашло свое отражение и то обстоятельство, что деньги шли не только в руки государства, которое ведало бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное различие. Даже если излишки по соответствующему решению могли быть переданы из одной кассы в другую, прямая взаимосвязь между расходами и доходами все же сохранялась. Впоследствии нашли и нужную формулировку, верно подметившую способ общественного хозяйствования: деньги появляются только тогда, когда они действительно нужны, но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись с потребностями в расходах, а не наоборот — расходы, которые намечались бы в зависимости от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.
Одновременно с различными кассами полиса существовали еще и кассы храмов, поступления в которые шли от сдачи в аренду земельных участков, из денежных пожертвований и приношений, а также от налогов на доходы из той части военных трофеев, которая посвящалась богам. Полис, если заставляла нужда, мог брать эти деньги в качестве займа под проценты, правда, зачастую не имея возможности возвратить их. Общественных займов практически не было. При необходимости для покрытия дефицита на состоятельных граждан полиса раскладывался соответствующий налог.