Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:27, контрольная работа
В июле 1940 года руководство фашистской Германии приступило к разработке плана агрессивной войны против СССР, получившего кодовое название «план Барбаросса». Он предусматривал поражение СССР в быстротечной компании, при этом основные силы Красной Армии предполагалось полностью уничтожить западнее линии Днепр — Западная Двина, не допустив их отхода в глубь страны.
Перечень условных обозначений и сокращений 2
Нападение Германии на СССР 3
Перестройка органов государственной власти и управления СССР и БССР в начале войны 5
Введение военного положения 6
Изменение правА во время войны 7
Немецкий оккупационный режим на Беларуси 15
Партизанское движение и подполье на территории Беларуси в годы войны 18
заключение 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
В июле 1940 года руководство фашистской Германии приступило к разработке плана агрессивной войны против СССР, получившего кодовое название «план Барбаросса». Он предусматривал поражение СССР в быстротечной компании, при этом основные силы Красной Армии предполагалось полностью уничтожить западнее линии Днепр — Западная Двина, не допустив их отхода в глубь страны. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград Киев Донбасс и выйти на линию Астрахань—Волга — Архангельск.
22 июня 1941 г. штабы групп немецких
армий, сосредоточенных на
В этот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты. Для оперативного руководства ими 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного командования (10 июля 1941 г. переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и наркомата обороны. Возглавлял Ставку Председатель СНК СССР И. Сталин. Ей подчинялся Генеральный штаб Красной Армии, и она имела представителей на всех фронтах. 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны во главе с И. Сталиным как высший чрезвычайный военно-политический и социально-экономический орган страны, концентрировавший всю полноту власти. Коренным образом перестроили свою работу руководящие органы союзных республик, в том числе и БССР.
3 июля 1941 г. Сталин обратился
по радио к советскому народу
и призвал «товарищей, граждан,
братьев и сестер, бойцов армии
и флота сплотиться перед
22 июня войну СССР объявили Италия (итальянские войска начали боевые действия с 20 июля 1941) и Румыния, 23 июня — Словакия, а 27 июня — Венгрия. На морских коммуникациях Балтийского и Чёрного морей были развёрнуты подводные лодки, ставились минные заграждения. На суше после сильной артиллерийской подготовки в наступление перешли передовые части, а затем и главные силы вермахта. Однако советское командование не смогло трезво оценить положение своих войск. Главный Военный совет вечером 22 июня направил Военным советам фронтов директивы, требовавшие нанести с утра 23 июня по прорвавшимся группировкам врага решительные контрудары. В результате проваленных контратак и без того тяжёлое положение советских войск ещё больше ухудшилось. Финские войска не перешли линию фронта, ожидая развития событий, но предоставив авиации Германии возможность дозаправки.
Советское командование нанесло 25 июня бомбовые удары по финской территории. Финляндия объявила СССР войну и немецкие и финские войска вторглись в Карелию и Заполярье, увеличив линию фронта и поставив под угрозу Ленинград и Мурманскую железную дорогу. Боевые действия вскоре перешли в позиционную войну и не оказывали влияния на общее положение дел на советско-германском фронте. В историографии их обычно выделяют в отдельные кампании: Советско-финская война (1941-1944) и Оборона Заполярья.
Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО.
ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица.
Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.
В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения. 2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, краях, областях и городах образовывались местные комиссии.
Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.
В сентябре 1941 г. был создан Народный Комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.
В первый день Великой Отечественной войны было объявлено в военное положение, в связи с этим был издан Указ ВС СССР «О военном положении». Это было превышением полномочий Президиума ВС СССР в части принятия актов законодательного характера, но другого выхода не было – война уже началась.
Согласно Указу, при военном положении все полномочия органов власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности переходили к военным органам - военным советам и командованию.
По законам военного времени неисполнение постановлений военных советов влекло повышенную ответственность (в том числе и уголовную).
В местностях, объявленных на военном положении, были учреждены военные трибуналы. Они рассматривали все преступления против обороны, общественного порядка и госбезопасности, а также дела о хищении, разбое, убийстве, уклонении от воинской повинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались.
При военном положении военные
власти могли возлагать на граждан,
учреждения и предприятия новые
обязанности в интересах
С 22 июня 1941 года военное положение было введено в Москве, Ленинграде и на территории всей европейской части СССР.
С апреля 1943 года режим военного положения действовал на всех железных дорогах страны, с мая 1943 - на морском и речном транспорте и не отменялся до конца Великой Отечественной войны.
Гражданское право
Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные территории за время её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.
Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.
Преобразования в обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовых договоров и расширения применения административно правовых, плановых задач. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при соблюдение ими трёх условий:
- их эвакуация была в свое время документально оформлена;
- квартирная плата вносилась своевременно;
- лица, поселившиеся на их площади,
получили ее хотя и в
В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым. В связи с войной, когда много людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.
Трудовое право
Для обеспечения безостановочной работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ. Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп, рабочих и служащих (кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью, - в течение шести месяцев кормления) обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусков работника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.