Наполеон и Александр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:04, реферат

Краткое описание

Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777 — 19 ноября (1 декабря) 1825) — император Всероссийский (с 11 (23) марта 1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Александр I Павлович - русский царь. Издал Указ о вольных хлебопашцах, открывал гимназии, уездные училища, основал педагогические институты, открыл университеты в Казани и Харькове. Учредил Государственный совет и министерства. Победоносно завершил войну с Наполеоном, торжественно вступив в Париж. Погребен в Петербурге в Петропавловском соборе 18 марта 1826 года.

Содержание

Введение …………………………………………………………………1
Глава I Биография императоров
Биография Александра I ………………………………………………..2-5 Биография Наполеона Бонапарта ……………………………………...6-9

Глава II Политика императоров и их военные действия
Реформы Александра I ……………………………………………......10-13
Послевоенные реформы Александра I ……………………………….14-15
Внутренняя политика Наполеона …………………………………….16-17
Отношения России и Франции ………………………………………….18
Отечественная война 1812 года ………………………………………19-20

Глава III Сравнение двух императоров между собой
Наполеон полководец ………………………………………………….21-22
Александр I полководец…………………………………………………..23
Что общего у Александра и Наполеона ………………………………24-25

Список использованной литературы ……………………………….....26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

      

       Глава II  Политика императоров и их военные действия 

Реформы Александра I.

     В середине 90-х годов вокруг Александра сложился  небольшой кружок единомышленников.  Это  были В.П. Кочубей, князь А. А.Чарторыйский,  граф А.С. Строганов, Н. Н. Новосильцев — двоюродный  брат  Строганова.  В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского  царствования и строились планы на будущее.

Контроль над деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, отвечали убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. Появился указ о создании  Непременного совета — законосовещательного органа при государе. Члены   совета получали возможность следить за деятельностью монарха и по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми

они были не согласны. Первоначально Совет состоял из 12 человек,   преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. 

     Основную  цель перемен Александр видел  в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина. Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий — разрешение покупки населенных земель не дворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить  и на дворян. Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа  эта должна вестись втайне, чтобы не вызвать крестьянских волнений, постоянно возникавших  при  распространении  слухов  об  изменении

законов. Так  был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов,

Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее граф А. Р. Воронцов.

     Что же касается официального Непременного совета, то реальным  итогом первых месяцев его работы стал проект «Всемилостивейшей грамоты Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в  день коронации императора 15 сентября 1801г. Грамота должна была вновь

подтвердить все  привилегии дворянства, мещанства и купечества, означенные  в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны  права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав.

     Еще одним проектом, подготовленным к коронации, был проект  реорганизации Сената. Сенат должен был превратиться в орган верховного   руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

Но единственным документом, опубликованным в день коронации, стал

манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на

текущий год  и уплаты 25 копеек подушного сбора.

     В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из  восьми   министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои

всеподданнейшие доклады императору. Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах  Сената он определялся как «верховное место империи», чья  власть  ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были  подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем.

     20 февраля 1803г. издан Указ о свободных хлебопашцах. Фактически создавалась новая социальная категория свободных хлебопашцев, владеющих землей по праву частной собственности.

     Наряду  с попытками решить важнейшие  вопросы жизни России  правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24января 1803г. царь утвердил новое положение об  устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений:

приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда  стало  ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления.

     1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью  Сперанского. По его проекту, предполагалось:

-осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

-создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;

-функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

- уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;

- учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

- у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

- разделить все население России на три сословия: дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий». Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права.

     Вопрос  об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить  к 1811г. Из предложенных Сперанским мер  осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет.

          В 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия.

В 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.

     Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный  курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I. 
 
 
 
 
 
 

Послевоенные  реформы Александра I

     Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр I и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом. В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

     В 1817-1818 годах ряд близких к императору людей занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру I лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка, воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-1823.

     Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  политика Наполеона

     Став  полноправным диктатором, Наполеон в  корне изменил государственное  устройство страны. Упор делался исключительно  на укреплении позиций Наполеона  в политике, то есть личной власти, которая  являлась гарантом закрепления тех успехов, которых добилась революция: гражданские права, освобождения крестьян от крепостного права, и право на сохранение земли тех, кто успел купить её во время революции у тех, кто уехал из страны. Кодекс Наполеона, то есть названный именем Наполеона гражданский кодекс, принятый в 1804 году был призван сохранить все эти достижения.

  Наполеоном была организована Административная реформа, которая привела к тому, что во Франции появились департаменты и префекты округов. То есть административное деление французских земель значительно изменилось. В городах или даже деревнях с того времени появились управляющие – мэры.

     Был учреждён государственный Французский  банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег. До 1936 года в систему управления Французским банком, созданную Наполеоном, не вносилось серьёзных изменений: управляющий и его заместители назначались правительством, а решения принимались совместно с 15 членами правления из акционеров — так гарантировался баланс между интересами общественными и частными. 28 марта 1803 года были ликвидированы бумажные деньги: денежной единицей становится франк, равный пятиграммовой серебряной монете и поделенный на 100 сантимов. Для централизации системы сбора налогов были созданы Управление прямого налогообложения и Дирекция сведённого налогообложения. Приняв государство с плачевным финансовым состоянием, Наполеон ввёл жёсткую экономию во всех сферах. Нормальное функционирование финансовой системы было обеспечено созданием двух противостоящих друг другу и в то же время сотрудничающих министерств: финансов и казначейства. Их возглавляли выдающиеся финансисты того времени Годен и Молльен. Министр финансов отвечал за поступления в бюджет, министр казначейства давал подробный отчёт о расходовании средств, его деятельность проверялась Счётной палатой из 100 государственных служащих. Она контролировала расходы государства, но не выносила суждения об их целесообразности.

       Административные и правовые  новшества Наполеона стали фундаментом  для современного государства, многие из них работают, и по сей день. Как раз в то время была обновлена система образования: появились средние школы – лицеи, и ВУЗы – так называемые Политехническая школа и Нормальная школа. Кстати, до сих пор эти учебные структуры являются самыми престижными буквально на всей территории Франции. Печать также ожидали внушительные изменения. Более 90% газет были закрыты, так как Наполеон отдавал себе отчёт в том, насколько опасны и действенны газеты в плане влияния на умы людей. Была создана мощная полиция и разветвлённая тайная служба.  Церковь тоже полностью подвергалась юрисдикции и контролю правительства и императора.

     Эти и другие меры заставили противников  Наполеона объявить его предателем Революции, хотя он считал себя верным продолжателем её идей. Истина же в том, что он сумел закрепить некоторые революционные завоевания, но решительно отмежевался от принципа свободы. 
 
 
 

Информация о работе Наполеон и Александр 1