Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:04, реферат
Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777 — 19 ноября (1 декабря) 1825) — император Всероссийский (с 11 (23) марта 1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Александр I Павлович - русский царь. Издал Указ о вольных хлебопашцах, открывал гимназии, уездные училища, основал педагогические институты, открыл университеты в Казани и Харькове. Учредил Государственный совет и министерства. Победоносно завершил войну с Наполеоном, торжественно вступив в Париж. Погребен в Петербурге в Петропавловском соборе 18 марта 1826 года.
Введение …………………………………………………………………1
Глава I Биография императоров
Биография Александра I ………………………………………………..2-5 Биография Наполеона Бонапарта ……………………………………...6-9
Глава II Политика императоров и их военные действия
Реформы Александра I ……………………………………………......10-13
Послевоенные реформы Александра I ……………………………….14-15
Внутренняя политика Наполеона …………………………………….16-17
Отношения России и Франции ………………………………………….18
Отечественная война 1812 года ………………………………………19-20
Глава III Сравнение двух императоров между собой
Наполеон полководец ………………………………………………….21-22
Александр I полководец…………………………………………………..23
Что общего у Александра и Наполеона ………………………………24-25
Список использованной литературы ……………………………….....26
Глава II Политика
императоров и их военные
действия
Реформы Александра I.
В середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были В.П. Кочубей, князь А. А.Чарторыйский, граф А.С. Строганов, Н. Н. Новосильцев — двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее.
Контроль над деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, отвечали убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. Появился указ о создании Непременного совета — законосовещательного органа при государе. Члены совета получали возможность следить за деятельностью монарха и по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми
они были не согласны. Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений.
Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина. Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий — разрешение покупки населенных земель не дворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа эта должна вестись втайне, чтобы не вызвать крестьянских волнений, постоянно возникавших при распространении слухов об изменении
законов. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов,
Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее граф А. Р. Воронцов.
Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект «Всемилостивейшей грамоты Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации императора 15 сентября 1801г. Грамота должна была вновь
подтвердить все привилегии дворянства, мещанства и купечества, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав.
Еще одним проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.
Но единственным документом, опубликованным в день коронации, стал
манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на
текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.
В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои
всеподданнейшие доклады императору. Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем.
20 февраля 1803г. издан Указ о свободных хлебопашцах. Фактически создавалась новая социальная категория свободных хлебопашцев, владеющих землей по праву частной собственности.
Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24января 1803г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений:
приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления.
1809—1812
гг. Этот этап связан с
-осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
-создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;
-функции высшей судебной инстанции передать Сенату;
- уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;
- учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;
- у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;
- разделить все население России на три сословия: дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий». Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права.
Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет.
В 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия.
В 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
Оба
проекта остались секретными, к их
реализации Александр I даже не приступил.
В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный
курс, обычно называемый аракчеевщиной.
С планами реформ было покончено.
Помещикам подтвердили право ссылать
крестьян в Сибирь. Расширялись военные
поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне
должны были соединять военную службу
с земледельческим трудом. Муштра на плацу
дополнялась мелочным надзором начальников,
следивших за пахотой и севом. Военные
поселения стали своеобразным символом
последнего периода царствования Александра
I.
Послевоенные реформы Александра I
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр I и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом. В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.
В 1817-1818 годах ряд близких к императору людей занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру I лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка, воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-1823.
Одним
из парадоксов внутренней политики Александра
I послевоенного времени стало то обстоятельство,
что попытки обновления российского государства
сопровождались установлением полицейского
режима, позднее получившего название
“аракчеевщины”. Ее символом стали военные
поселения, в которых сам Александр, впрочем,
видел один из способов освобождения крестьян
от личной зависимости, но которые вызывали
ненависть в самых широких кругах общества.
В 1817 вместо Министерства просвещения
было создано Министерство духовных дел
и народного просвещения во главе с обер-прокурором
Святейшего синода и главой Библейского
общества А. Н. Голицыным. Под его руководством
фактически был осуществлен разгром российских
университетов, воцарилась жестокая цензура.
В 1822 Александр I запретил деятельность
в России масонских лож и иных тайных обществ
и утвердил предложение Сената, разрешавшее
помещикам за “дурные поступки” ссылать
своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем
император был осведомлен о деятельности
первых декабристских организаций, но
не предпринял никаких мер против их членов,
считая, что они разделяют заблуждения
его молодости.
Внутренняя политика Наполеона
Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Упор делался исключительно на укреплении позиций Наполеона в политике, то есть личной власти, которая являлась гарантом закрепления тех успехов, которых добилась революция: гражданские права, освобождения крестьян от крепостного права, и право на сохранение земли тех, кто успел купить её во время революции у тех, кто уехал из страны. Кодекс Наполеона, то есть названный именем Наполеона гражданский кодекс, принятый в 1804 году был призван сохранить все эти достижения.
Наполеоном была организована Административная реформа, которая привела к тому, что во Франции появились департаменты и префекты округов. То есть административное деление французских земель значительно изменилось. В городах или даже деревнях с того времени появились управляющие – мэры.
Был учреждён государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег. До 1936 года в систему управления Французским банком, созданную Наполеоном, не вносилось серьёзных изменений: управляющий и его заместители назначались правительством, а решения принимались совместно с 15 членами правления из акционеров — так гарантировался баланс между интересами общественными и частными. 28 марта 1803 года были ликвидированы бумажные деньги: денежной единицей становится франк, равный пятиграммовой серебряной монете и поделенный на 100 сантимов. Для централизации системы сбора налогов были созданы Управление прямого налогообложения и Дирекция сведённого налогообложения. Приняв государство с плачевным финансовым состоянием, Наполеон ввёл жёсткую экономию во всех сферах. Нормальное функционирование финансовой системы было обеспечено созданием двух противостоящих друг другу и в то же время сотрудничающих министерств: финансов и казначейства. Их возглавляли выдающиеся финансисты того времени Годен и Молльен. Министр финансов отвечал за поступления в бюджет, министр казначейства давал подробный отчёт о расходовании средств, его деятельность проверялась Счётной палатой из 100 государственных служащих. Она контролировала расходы государства, но не выносила суждения об их целесообразности.
Административные и правовые
новшества Наполеона стали
Эти
и другие меры заставили противников
Наполеона объявить его предателем
Революции, хотя он считал себя верным
продолжателем её идей. Истина же в том,
что он сумел закрепить некоторые революционные
завоевания, но решительно отмежевался
от принципа свободы.