Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:20, реферат
Корни бразильского фольклора уходят в далекое прошлое тех трех народов, которые составили ядро современной бразильской нации,— португальцев, индейцев и негров. В народном творчестве бразильцев слились такие различные по форме народные искусства, как искусство индейцев тупи- гуарани, негров банту, суданцев и жителей Иберийского полуострова.
Народное творчество Бразилии. Музыка, танцы, праздники |
Народы Америки |
Корни бразильского
фольклора уходят в далекое прошлое
тех трех народов, которые составили
ядро современной бразильской нации, Любовь индейцев к природе отразилась в бразильском фольклоре. Герои многих бразильских легенд говорят языком, для которого характерны частые сравнения человеческих поступков, стремлений, порывов с явлениями природы и ее стихиями. Прекрасным образцом такого рода произведения является обработанная Жозе де Аленкар легенда Северо- Востока под названием «Ирасема» (что на языке тупи означает девушка с медовыми устами). Образная речь, характерная для многих легенд индейского происхождения, отражает миропонимание, которое было свойственно индейцам, населявшим Бразилию. Окружающая природа для них была суровой школой, в которой они многому научились. Много полезного усваивал индеец из наблюдений за повадками лесных зверей и птиц. Отсюда и такое разнообразие сказок, восхваляющих мудрость различных животных. Особенной популярностью в бразильских сказках пользуется за свой ум и хитрость черепаха — жаботй (jaboti). Она сродни русской лисе Патрикеевне. Жаботи хитрее всех лесных зверей, ее боится даже ягуар, ее замыслы не может разгадать сам злой дух леса Кайпора^ В поступках и словах мудрой черепахи сквозит народная смекалка. Цикл сказок о жаботи является ценным сокровищем бразильского фольклора. Очень разнообразны и красочны бразильские сказйи негритянского происхождения. Многие из них имеют свои прообразы на африканском берегу. Первоначально эти сказки были распространены только среди черных невольников, работавших на сахарных плантациях и рудниках Бразилии. В дальнейшем они проникли и в среду смешанного населения страны, т. е. метисов, мулатов, кафузо, и стали, наконец, общенациональным достоянием. Многие африканские сказки сильно изменились на бразильской земле под влиянием других форм бразильского фольклора. В результате часть, из них до недавнего времени причисляли к сказкам индейского происхождения, пока не были найдены их двойники, имеющие хождение на африканском побережье. В качестве примера можно привести сказку «О водяной черепахе и ящерице» (очень распространенную в штате Сержипи); она повествует о том, как черепахе Кагадо при помощи хитрости удайось прокатиться на ящерице. Эта бразильская сказка имеет своим прототипом сказку «О черепахе и слоне», распространенную среди народностей Невольничьего Берега в Африке. Бразильские этнографы Сильва Кампос и Нина Родригес опубликовали сборники сказок Баии. Главными героями в них являются мудрая черепаха, кимбунго — обезьяна, у которой пасть расположена на спине, и паук Анансй. Эти сказки имеют много общего со сказками народов Африки. Эпоха походов во
внутренние области Бразилии породила
цикл легенд о происхождении тех
или иных рек, гор, водопадов. В этих
легендах действительность переплетается
со сказкой; в них соединились
путевые впечатления Многие представители бразильской литературы в своем творчестве обращались к богатому и разнообразному фольклору своей страны. Особенно это надо сказать о вдохновителях индеанистской школы, поэте Гонсалвесе Диасе (1823—1864) и романисте Жозе де Аленкаре (1829— 1877), которые резко порвали с португальской литературой как по содержанию, так и по форме. В лучших произведениях Аленкара, к которым следует отнести «Гуаранй» и «Ирасему», сказания бразильского народа о своей земле, о героической борьбе индейских племен за свободу приобрели форму романа. Среди произведений Гонсалвеса Диаса особенно выделяются «Песнь Тамойо», «И-жука-Пирама» и поэма «Тимбирас», повествующие о быте, обычаях, борьбе и страданиях бразильских индейцев. Из неиссякаемых источников народного творчества черпал свое вдохновение и крупнейший бразильский поэт Кастро Алвес (1847—1871). В его произведениях нашла отражение борьба бразильских негров против рабского ига. Поэзия и общественная деятельность Кастро Алвеса содействовали отмене рабства в Бразилии. Неразрывно связано с народом и творчество современных прогрессивных писателей Бразилии: Жоржи Амаду, Грасилиано Рамоса, Монтейро Лобато. Их произведения, посвященные актуальным народным проблемам, глубоко национальны и проникнуты духом патриотизма. |