Народное творчество Бразилии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Корни бразильского фольклора уходят в далекое прошлое тех трех народов, которые составили ядро современной бразильской нации,— португальцев, индейцев и негров. В народном творчестве бразильцев слились такие различные по форме народные искусства, как искусство индейцев тупи- гуарани, негров банту, суданцев и жителей Иберийского полуострова.

Вложенные файлы: 1 файл

Народное творчество Бразилии.docx

— 16.36 Кб (Скачать файл)

Народное  творчество Бразилии. Музыка, танцы, праздники


Народы  Америки

Корни бразильского фольклора уходят в далекое прошлое  тех трех народов, которые составили  ядро современной бразильской нации,—  португальцев, индейцев и негров. В  народном творчестве бразильцев слились  такие различные по форме народные искусства, как искусство индейцев тупи- гуарани, негров банту, суданцев и жителей Иберийского полуострова. Однако нельзя считать, что бразильский фольклор — это простая смесь индейских легенд, африканских сказок и португальских притч и рассказов. На бразильской земле возник свой оригинальный фольклор, связанный с образом жизни бразильца, с природой этой страны. Для бразильского фольклора произведения народного творчества индейцев, негров и португальцев послужили как бы канвой, по которой бразильский народ вышил прекрасный узор, воплотивший и отблески индейских костров, и великую тоску негров-рабов по свободе, и страх первых европейских поселенцев перед неприступной природой Бразилии.

Любовь индейцев к природе отразилась в бразильском  фольклоре. Герои многих бразильских  легенд говорят языком, для которого характерны частые сравнения человеческих поступков, стремлений, порывов с  явлениями природы и ее стихиями. Прекрасным образцом такого рода произведения является обработанная Жозе де Аленкар легенда Северо- Востока под названием «Ирасема» (что на языке тупи означает девушка с медовыми устами). Образная речь, характерная для многих легенд индейского происхождения, отражает миропонимание, которое было свойственно индейцам, населявшим Бразилию. Окружающая природа для них была суровой школой, в которой они многому научились. Много полезного усваивал индеец из наблюдений за повадками лесных зверей и птиц. Отсюда и такое разнообразие сказок, восхваляющих мудрость различных животных. Особенной популярностью в бразильских сказках пользуется за свой ум и хитрость черепаха — жаботй (jaboti). Она сродни русской лисе Патрикеевне. Жаботи хитрее всех лесных зверей, ее боится даже ягуар, ее замыслы не может разгадать сам злой дух леса Кайпора^ В поступках и словах мудрой черепахи сквозит народная смекалка. Цикл сказок о жаботи является ценным сокровищем бразильского фольклора.

Очень разнообразны и красочны бразильские сказйи негритянского происхождения. Многие из них имеют свои прообразы на африканском берегу. Первоначально эти сказки были распространены только среди черных невольников, работавших на сахарных плантациях и рудниках Бразилии. В дальнейшем они проникли и в среду смешанного населения страны, т. е. метисов, мулатов, кафузо, и стали, наконец, общенациональным достоянием.

Многие африканские  сказки сильно изменились на бразильской  земле под влиянием других форм бразильского фольклора. В результате часть, из них  до недавнего времени причисляли к сказкам индейского происхождения, пока не были найдены их двойники, имеющие  хождение на африканском побережье. В качестве примера можно привести сказку «О водяной черепахе и ящерице» (очень распространенную в штате  Сержипи); она повествует о том, как черепахе Кагадо при помощи хитрости удайось прокатиться на ящерице. Эта бразильская сказка имеет своим прототипом сказку «О черепахе и слоне», распространенную среди народностей Невольничьего Берега в Африке.

Бразильские этнографы  Сильва Кампос и Нина Родригес опубликовали сборники сказок Баии. Главными героями в них являются мудрая черепаха, кимбунго — обезьяна, у которой пасть расположена на спине, и паук Анансй. Эти сказки имеют много общего со сказками народов Африки.

Эпоха походов во внутренние области Бразилии породила цикл легенд о происхождении тех  или иных рек, гор, водопадов. В этих легендах действительность переплетается  со сказкой; в них соединились  путевые впечатления бандейрантес и мифы тех индейских племен, с которыми сталкивались участники походов. Эти легенды воспевают и одухотворяют буйную природу бразильской земли. Такова, например, «Легенда о горе двух братьев», повествующая о том, как два храбрых индейских воина превратились у речного потока в две скалы. Кстати сказать, в Бразилии очень часто географические названия связаны с теми или иными легендами и сказаниями индейского происхождения.

Многие представители  бразильской литературы в своем  творчестве обращались к богатому и  разнообразному фольклору своей  страны. Особенно это надо сказать  о вдохновителях индеанистской школы, поэте Гонсалвесе Диасе (1823—1864) и романисте Жозе де Аленкаре (1829— 1877), которые резко порвали с португальской литературой как по содержанию, так и по форме. В лучших произведениях Аленкара, к которым следует отнести «Гуаранй» и «Ирасему», сказания бразильского народа о своей земле, о героической борьбе индейских племен за свободу приобрели форму романа. Среди произведений Гонсалвеса Диаса особенно выделяются «Песнь Тамойо», «И-жука-Пирама» и поэма «Тимбирас», повествующие о быте, обычаях, борьбе и страданиях бразильских индейцев. Из неиссякаемых источников народного творчества черпал свое вдохновение и крупнейший бразильский поэт Кастро Алвес (1847—1871). В его произведениях нашла отражение борьба бразильских негров против рабского ига. Поэзия и общественная деятельность Кастро Алвеса содействовали отмене рабства в Бразилии. Неразрывно связано с народом и творчество современных прогрессивных писателей Бразилии: Жоржи Амаду, Грасилиано Рамоса, Монтейро Лобато. Их произведения, посвященные актуальным народным проблемам, глубоко национальны и проникнуты духом патриотизма.



Информация о работе Народное творчество Бразилии