Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 08:41, реферат
Берберы или берберийцы — общее название покоренных в VII в. арабами и обращенных в ислам первобытных обитателей северной Африки от Египта до Атлантического океана с одной и от негритянских государств Судана до Средиземного моря — с другой стороны. Несмотря на различия, представляемые населением этой обширной территории в языке, строении тела, цвете кожи и чертах лица, — все оно, несомненно, принадлежит к одному и тому же корню и в этнографическом, и в лингвистическом отношении. Можно с уверенностью сказать, что все современные берберийские племена происходят от того же корня, как известные в древности мавры, нумидийцы и др. [4].
ВВЕДЕНИЕ……………………………….….…..…………………………… 3 стр.
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ………………..……..…. 4 стр.
2. ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………...….8 стр.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ…12 стр.
4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………...…15 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………….. 18 стр.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
на тему: НАРОДЫ МИРА: «БЕРБЕРЫ»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………….….…..…………
2. ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………...….8 стр.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ…12 стр.
4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………...…15 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Берберы или берберийцы — общее название покоренных в VII в. арабами и обращенных в ислам первобытных обитателей северной Африки от Египта до Атлантического океана с одной и от негритянских государств Судана до Средиземного моря — с другой стороны. Несмотря на различия, представляемые населением этой обширной территории в языке, строении тела, цвете кожи и чертах лица, — все оно, несомненно, принадлежит к одному и тому же корню и в этнографическом, и в лингвистическом отношении. Можно с уверенностью сказать, что все современные берберийские племена происходят от того же корня, как известные в древности мавры, нумидийцы и др. [4].
Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается до 20 млн. человек. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным они составляют 60% населения этой страны), еще 30% — в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.
Древнее самоназвание берберов было, по-видимому, мазиг (амазиг, амахаг — «свободный мужчина»). Оно сохранилось в этнонимах ряда групп берберов (например, туареги называют себя имошаг). Берберские языки (некоторые лингвисты считают их диалектами) принадлежат к семито-хамитской семье, составляя в ней особую группу[3].
Берберские народы и их языки делятся на три большие группы: масмуда (преимущественно атласские), санхаджа (сахарские и предсахарские) и зената (восточномагрибские). В настоящее время на различных берберских языках говорят, по приблизительным оценкам, около половины населения Марокко (свыше 10 млн. человек), 30% населения Алжира (5—6 млн. человек), около 100 тыс. жителей Туниса, а также значительные группы населения Египта, Ливии, Мавритании, Мали, Нигера, Нигерии и др.[2].
История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки, пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени[5].
С конца IV тысячелетия до н.э. о них то и дело сообщают древнеегипетские надписи. В I веке до н.э. Юлий Цезарь упоминает их в своих «Записках о гражданской войне». В XIV веке арабский историк Ибн Хальдун посвящает им много страниц в своем сочинении «Китаб аль-Ибар» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на Земле»). В 1925 году в статье «Европейские цивилизаторы и Марокко» мужественной борьбой с испанскими и французскими колониальными войсками двенадцати берберских племен, создавших свое государство – Республику Риф, восхищается Михаил Фрунзе, советский нарком по военным и морским делам.
Название «берберы» – экзоэтноним, то есть наименование народа (или народов), даваемое «со стороны», другими народами; появилось оно в первые века нашей эры у римлян, широко распространилось после арабского завоевания Магриба. Скорее всего, этот этноним восходит к греческому barbaroi – «варвары»: так греки (а позднее и римляне) называли народы, говорившие на непонятных им языках и чуждые им по своей культуре. В течение веков термин «прижился» и в Африке, и в Европе, включая и научную литературу.
Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:
В антропологическом отношении берберские этносы принадлежат к индосредиземноморской расе большой европеоидной расы. Южные группы (в частности, туареги) в немалой мере смешаны с соседними негроидными народами. Однако при всех локальных вариантах берберы – типичные южные европеоиды – смуглые, темноглазые, черноволосые.
Берберские (ливийские) племена наряду с протосемитскими и кушитскими участвовали в этногенезе древнеегипетского народа, который сформировался на берегах Нила к IV тысячелетию до н.э. С рубежа IV–III тысячелетий до н.э. египтяне называют все племена, живущие к западу от их страны, общим именем техену, позднее ребу или лебу (либу). Этот последний этноним греки стали активно использовать для называния народов, живущих «за Египтом» (ливийцы), и их страны (Ливия).
Упоминания о военных походах против ливийцев ради захвата рабов, скота, получения дани довольно часты в истории Древнего Египта. Ливийцы, в свою очередь, то и дело нападали на своего могущественного соседа. В I тысячелетии до н.э. ливийские военачальники на египетской службе неоднократно достигали вершины власти, становясь фараонами (XXII, XXIII, XXVI ливийские династии).
После падения Карфагена (146 г. до н.э.) земли ливийцев попали под власть Рима, стали его провинциями. Население было обложено данью, многие стали рабами. На рубеже новой эры в римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах; все коренное население Северной Африки стали называть маврами, позднее – берберами.
Ливийцы-берберы не мирились с римским владычеством. В IV веке Северную Африку охватило всеобщее восстание ливийских племен и рабов, в котором участвовали сотни тысяч воинов. В V веке с властью Рима в Африке было покончено. Новые завоеватели, как и пришедшие им на смену в VI веке византийцы, базируясь преимущественно в прибрежных городах, никак не повлияли на этнический состав и культуру ливо-берберов.
В VII–VIII веках вся Северная Африка была завоевана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась арабизация и исламизация местного населения. Арабский язык стал официальным (с 706 года), а ислам – государственной религией. Арабы столкнулись в Магрибе с сильным сопротивлением берберов. В 683 году арабские войска были разбиты берберо-византийскими силами; через два года берберы нанесли пришельцам новое крупное поражение. Лишь в самом конце VII века арабы сломили сопротивление берберских племен, многие вожди которых вынуждены были принять ислам. В VIII веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании, сыграв в этом процессе едва ли не решающую роль.
В первые века после арабского завоевания Северной Африки этнический состав ее населения изменился очень незначительно: арабов было слишком мало по отношению к коренному населению. В XI веке сюда переселились с Аравийского полуострова крупные арабские племена хиляль и сулейм, что привело к преобладанию арабов в некоторых областях (центральная часть Марокко, южный Алжир). Но и после этого в целом по региону арабы составляли, по оценке историков-демографов, не более 2% от всего населения.
Однако арабы, занимая доминирующие позиции в государстве, частично сохранившись «этнически чистыми», частично «растворившись» в берберском населении, арабизировали значительную его часть, навязав ему свой язык, культуру, религию. Процесс этот был долгий – многовековой.
В 1050–1146 годах в Северной Африке правила берберская династия Альморавидов, которая стояла во главе феодального государства, возникшего в ходе религиозно-политического движения бербероязычных племен Западной Сахары. Под контролем Альморавидов оказалась огромная территория – от Сенегала и верховьев Нигера до Марокко и Западного Алжира. К 1090 году они подчинили себе мусульманскую Испанию.
Альморавиды были свергнуты движением Альмохадов; эта берберская династия правила в Северной Африке до 70-х годов XIII века. В процессе распада государства Альмохадов (в ходе нового восстания берберских племен) возникли три государства, территориально в основном совпадающие с современными Марокко (Маринидское государство), Алжиром (Зайянидское государство) и Тунисом (Хафсидское государство).
Они просуществовали до XVI века, когда большая часть Магриба попала под власть Османской империи. При этом значительная часть территории (горные и степные районы кочевого скотоводства) почти всегда оставалась «областью мятежа»: жившие здесь берберские племена отказывались платить дань любым внешним правителям, подчиняясь только своим традиционным вождям.
К началу XVI века более 80% населения Марокко и не менее половины населения Алжира еще говорили на берберских языках. Но постепенно все больше берберов становились магрибскими арабами. Смена языка, исламизация вели к смене этнокультурной идентичности. Они давно уже говорят по-арабски, одеваются по-арабски, являются правоверными мусульманами, ведут себя как арабы и считают себя – с полным правом – таковыми. Сегодня невозможно отличить арабизированных берберов от потомков пришельцев-арабов. Но исторически и генетически подавляющее большинство населения стран Магриба – это потомки древних ливо-берберов, исконных насельников региона[6].
Главная особенность хозяйства неоседлого населения Африки заключается в экстенсивном использовании природных ресурсов пустыни, что вместе с кочевым и полукочевым образом жизни способствует в определенных политических условиях сохранению архаических форм социальной организации. В Африке сохранились многие древние хозяйственно-культурные типы, которые принято объединять в несколько групп. Берберы-кочевники по классификации Андрианова Б.В. относятся к пастбищно-животноводческому типу сельского хозяйства, основанного на ручном труде. [1] Берберы туареги - классические кочевники Центральной Сахары. По характеру своих хозяйственных скотоводческих миграций они относятся к «малым» кочевникам. Стада перемещаются на протяжении всего года. Длительные миграции у туарегов Центральной Сахары отсутствуют, и даже короткие перекочевки нерегулярны. Основная часть передвижений ограничена небольшой территорией, закрепленной традицией за определенным родовым подразделением. В каждой небольшой долине сухого сая (уэда) обычно размещается до десятка шатров. Кроме коз, дающих большую часть средств к жизни туареги разводят верблюдов, но преимущественно для транспорта и обычно выпасают их отдельно от основного стада. Диапазон кочевнических миграций в пределах пустынных нагорий и возвышенностей не превышает 30-50 км в год. Верблюд был главной причиной того, что туареги стали кочевниками, потому что владелец верблюда не может оставаться на месте: ему нужно, исходя из времени года и количества осадков, искать пастбища, пригодных для его скота. Стада состоят преимущественно из вьючных верблюдов, но существуют также беговые верблюды, составляющие особую породу, называемую мегари (по-берберски архелом), которая отличается необычайной быстротой хода, изумительной выносливостью и умеренностью в пище. По склонам возвышенностей широко разбросаны шатры берберов туарегов. Их сезонные стойбища относительно редко меняют свои традиционное место. Женщины и дети остаются на стойбище со стадами коз, а мужчины перегоняют верблюдов на юг и попутно меняют мясо и шкуры на зерно. В недалеком прошлом кочевники играли большую роль в дальних торговых караванных связях, совершая путешествия на тысячи километров. Однако в последние годы торговля солью, зерном и другими товарами сильно сократилась. Но и теперь еще небольшие караваны по нескольку десятков верблюдов возят соль из Билмы, где её добывают, в Агадес и дальше на юг. В степях внутренней части Магриба живут скотоводы, для которых земледелие играет вспомогательную и местами совсем незначительную роль. В области солончаковых озёр (шоттов) земледелие невозможно. Здесь на просторах, пасут свои стада кочевники. Население стран Магриба разводит главным образом мелкий рогатый скот - овец и коз. В качестве рабочего скота используют лошадей, мулов, ослов и верблюдов. Во внутренних степных и пустынных районах скотоводы ведут кочевой или полукочевой образ жизни, перегоняя скот в сухое время в предгорьях Атласа и возвращаясь с ним зимой на свои пастбища. Ежегодно берберы-кочевники разбивают свои шатры близ городов. Здесь они продают шерсть, кожу и запасаются мукой, сахаром, текстильными и металлическими изделиями. В некоторых местах маршрут кочёвок достигает 700 км. Таким образом, кочевой образ жизни берберов, обусловлен в большей мере их хозяйственно-культурным типом, а также суровыми природными условиями Северной Африки. Скотоводы вынуждены постоянно переходить с одного места на другое в поисках пищи и воды для скота. Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари. Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой. Берберы - и мужчины и женщины - любят драгоценности. Мужчины часто носят серьги, женщины надевают на лодыжки кольца, и те и другие украшают себя браслетами и ожерельями. Cамый распространенный материал для украшений - серебро или сплавы на его основе. Берберы верят, что золото - это металл дьявола, поэтому выбирают только серебро. Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Женщина чаще, чем мужчина, выступает в роли художника, разрисовывая глиняную посуду или выделывая ковры. Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Для защиты глаз от солнечных лучей и от пыли, поднимающейся от песка, туареги всегда ходят с закрытым лицом. Покрывало должно скрывать лицо, исключая глаза и кончик носа. Со временем этот обычай превратился в своеобразный религиозный обряд у мужчин. Благородные и богатые носят обыкновенно черное покрывало, а люди низшей касты отдали предпочтение белому. Мужчины носят покрывало, поскольку считается, что оно способно уберечь мужчину и его семью от злых духов, а также свидетельствует о его зрелости. Женщины никогда не закрывают своё лицо, разве только перед иностранцами, в знак уважения. Берберы бреют голову, оставляя только ряд волос ото лба до затылка. Поселения берберов (здесь их порой называют троглодитами, т.е. жителями пещер) — небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры — представляют собой, по сути дела, резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств — электричества, водопровода, канализации, телефонов. Жильём берберов-кочевников служит фелидж - шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка. В каждом шатре живёт обычно одна семья - муж, жена и их дети. У берберов-кочевников отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6—8 км. В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе. Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В рационе много фруктов, овощей, оливок, сладостей, немного мяса. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на разварившуюся пшённую кашу) [5]. Берберы предпочитают использовать неглазурованную глиняную посуду. В их домах можно найти скромную керамику, украшенную простыми узорами консервативных цветов – черный и коричневый. В тех областях, где почти нет туристов, посуда изготавливается без применения гончарного круга. Мастера укладывают жгутики из влажной глины по спирали, именно так формируются сосуды. Перед обжигом посуда обрабатывается гладким предметом до появления блеска. После термической обработки поверхности становится влагонепроницаемой. Узоры, изображённые на берберской керамике, как правило, связаны с природой и сельским хозяйством. На посуде можно увидеть изображения солнца, природных стихий и защитных символов. На настоящей берберской керамике часто можно увидеть геометрические фигуры: треугольники, кресты, круги, спирали и пр. Благодаря тому, что туареги испокон веков живут в пустыне, у них есть своя астрономическая система, со своими названиями звезд, планет и созвездий. В частности, Орион у туарегов называется Аманар, что означает «воин пустыни», а Венера – Аззаг Вилли.
|
3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Туареги являются одним из самых известных кочевых берберских народов, живущие внутри Сахары в Северной Африке. Общество туарегов издавна делилось на сословия, включавшие как отдельных лиц, так и целые племена. Социальная стратификация совпадала с расовой: на высшей ступени были европеоидные ливо-берберы (воины-аристократы); на следующих – группы и племена эфиопиоидного и негроидного происхождения.
Сохраняются родо-племенные институты. Центром племенной группы служит укреплённое селение касба, тигремт или дшар. Во главе племенного объединения стоит вождь. Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин. Сохраняется общинное землепользование, распространены межклановые союзы, сотрудничество, например, в выпасе скота[2].
Традиционно общество туарегов имело четкую иерархию, и подразделяется на аристократию с правителями и вассалов. Каждое племя состоит из нескольких семей, и его возглавляет вождь. Несколько племен вместе образуют группы племен или конфедерации, во главе которых стоит правитель или король – Аменокаль. До сих пор общество туарегов разделено на касты: аристократия, блюстители религии, вассалы, рабы и кузнецы.
Работа разделена согласно социальному классу, т.е. касте. Король управляет аристократией, воины – аристократы организовывают защиту группы, охрану домашнего скота и контролируют торговлю каравана. Имгады или вассалы представляют собой второй класс туарегского общества, они являются свободными вассалами – пастухами и воинами, которые ухаживают за большей частью домашнего скота в племени. Рабы или икланы, как считается, происходит из порабощенной аристократии других племен или народов, поэтому они стоят выше низших слоев туарегского общества. Воины традиционно с презрением относились к другим видам труда и гордились своим положением воина и своими военными навыками.
После окончания колониального периода и голодных годов в 1970-1980-ых годах кастовая система берберов в значительной мере утратила свою важность, поскольку аристократии пришлось отказаться от кастовых различий и начать работать, что ранее было почти невозможным. Хотя кастовая система и в частности каста рабов полностью не исчезла и существует до сих пор среди туарегов.
Даже в африканских наследственных и более централизованных монархиях есть различные общественные институты, которые успешно предотвращают злоупотребления властью, и частенько говорят: «короля должно съесть», то есть что любым накопленным им богатством может распорядиться народ. В случае голода король обязан открыть двери своих амбаров, наполненных данью подданных, а если король не выполнит этого обязательства или вообще злоупотребит своим положением и властью, его могут отстранить и заменить соответствующим родичем.