Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 10:16, реферат
Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Введение 3
1. Математика Древней Индии 4
2. Физика и химия Древней Индии 6
3. Астрономия Древней Индии 7
4. Медицина Древней Индии 8
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание
Культура Индии имеет большую и богатую историю, истоки которой уходят в седую древность. Ещё в глубокой древности в Индии были накоплены большие знания в области грамматики, медицины, математики, астрономии, физики, химии и других наук.
Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Наибольших успехов индийские учёные в древности достигли в области математики. Достижения индийских учёных в области арифметики и алгебры, оказали сильное влияние на развитие восточной, а затем и европейской математики.
Основные сведения о различных науках в Древней Индии содержатся в Ведах, священных книгах индуизма, а также в трактатах, написанных по отдельным наукам в до- и послеведийский период. В Ведах мы находим исчерпывающие ссылки на эти науки и, соответственно, можем датировать их эпохой Вед или даже более ранней эпохой.
Веды являются очень древним памятником, время их возникновения определить сложно. Немецкий индолог С.Якоби обнаружил в одном из гимнов Ригведы (X.85.13) прямое указание на положение колюра солнцестояний в "Уттара Пхальгуни" (Leonis) и "Уттара Бхадрапад" (Andromedae) и на то, что год начинался во время летнего солнцестояния в сезон дождей (РВ VII.103.9), и таким образом датировал Ригведу периодом с 4500 по 2500 г. до н.э.
В этой главе кратко описаны только некоторые из наук, поскольку цель этой книги - дать лишь общее представление о древних науках и ученых. Чтобы иметь возможность дать оценку научной деятельности древних индийцев потребуется многотомное исследование.
Кроме наук, описанных здесь, были достигнуты значительные успехи в ветеринарии, известной как "шалихотра". Были написаны трактаты о болезнях лошадей, слонов, и других животных, широко использовавшихся в то время. В древних медицинских трактатах-шастрах также подробно изложены законы гигиены.
Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике. Древность астрономии подтверждает еще большую древность математики. Индийцы изобрели числительные, немецкий филолог Шлегель отмечает, что "десятичная система счисления, являющаяся наряду с письменностью одним из важнейших достижений человечества, с общего согласия авторитетных историков признана изобретением индийцев"
Крупнейший индолог и блестящий санскритолог Моньяр Вилльямс в своей книге "Мудрость индийцев" признает, что "у них (индийцев) арабы почерпнули не только первые представления об алгебраическом анализе, но и те цифры и десятичную систему, которые используются теперь во всем мире."
Другой английский исследователь Хантер отмечает, что "им (индийцам) мы обязаны изобретением чисел десятичной шкалы, и индийские цифры от 1 до 9 являются сокращенными формами начальных букв самих числительных, а ноль представляет собой первую букву санскритского слова "шунья", что значит "пустота". Арабы заимствовали их у индийцев и способствовали их распространению в Европе."
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.
Алгебра. Древние индийцы умели решать квадратные уравнения и были знакомы с иррациональными числами и извлечением корней. Алгебра развивалась вместе с астрономией, следовательно можно заключить, что она существовала еще в 3000-2500 г. до н.э.
Геометрия. Древние индийцы достигли больших успехов в геометрии. Эта наука была известна им задолго до написания "Сурья Сиддханта" ("Законы солнца") (2000 г. до н.э.), где изложена рациональная тригонометрическая теория. Она основывается на теореме о синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных и доказанных в Европе лишь несколько столетий спустя.
"Индийцы знали о различных свойствах треугольников, в том числе о том, что площадь треугольника можно выразить через его стороны, и о соотношении между радиусом и длиной окружности и измеряли их в одних и тех же единицах. Это соотношение не было известно за пределами Индии вплоть до современности."
Исследования пролили свет на астрономические таблицы, составленные, по всей вероятности, по принципам геометрии около 3000 г. до н.э. Известными учеными древности были Арьябхата (5 в. н.э.), Шридхарачарья, автор "Patiganita" (9 в. н.э.), Бхаскара (629 г. н.э.) и Бхаскара II (1114 г. н.э.).
Нумерация. Современные цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, получившие мировое признание и распространение, по мнению большинства учёных, индийского происхождения. Но это вовсе не значит, что у самих индейцев они именно такой вид. Нужно было много веков, чтобы индийские обозначения цифр приняли, наконец, современную форму. Счёт целых чисел в Индии с древних времён носил десятичный характер. Полагают. Что цифры самих индийцев, которыми они пользовались раньше в своей десятичной системе, произошли от первых букв числительных имен. Подтверждением этому служит то, что на санскритском языке, которым обычно пользовались индийские ученые, первые десять числительных имен все начинаются с различных букв.
Одной из первых нумераций, применявшихся в Индии, были цифры «карошти». Числа «карошти» записывались справа налево.
В отличие от цифр карошти, цифры брахми записывались слева направо, как индийское письмо. Важным отличием цифр брахми от карошти было наличие специальных знаков для чисел от 1 до 9. Эта особенность цифр брахми стала предпосылкой для создания в Индии десятичной позиционной нумерации.
Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась словесная система обозначения чисел, этому способствовал богатый по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов. При этом 0 обозначался словами «пустое», «небо», «дыра»; 1- предметами имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля; 2- словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»; 4 – словами «океаны», «стороны света» и т.д.
Система счисления. Индийская система исчисления завоевала признание не сразу. Обладая простотой и удобством по сравнению с другими исчисления, она «медленно, но верно» входила в жизнь и быт народов.
К основным арифметическим действиям индийцы относили сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и куб, и извлечение квадратного и кубического корней.
Вычисления индийцы производили на счётной доске, покрытой песком или пылью, а то и прямо на земле. Поэтому арифметические вычисления иногда назывались «дхули-карма» - работа с пылью. Числа записывались заострённой палочкой. Чтобы хорошо различать цифры, их писали довольно крупно, поэтому промежуточные выкладки стирались. Это наложило отпечаток на индийские способы вычисления.
Сложение и вычитание
производились как слева
Для умножения существовало около десятка способов. При основном способе умножения операцию можно было начинать как с низшего, так и с высшего разряда. В процессе умножения цифры множимого постепенно стирались, а на их месте записывались цифры произведения
Представления древних индийцев в области физики были тесно связаны с религией и теологией. Считалось, что вселенная состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существовало убеждение, что все элементы, за исключением эфира, имеют атомарную структуру. Инидийская атомная теория была независимой от греческой, поскольку сформулирована она была Пакудхой Катьяяной, старшим современником Будды, а значит появилась раньше идей Демокрита.
Атом считался вечным, однако, некоторые буддисты полагали, что он занимает место в пространстве минимально короткий промежуток времени и мгновенно заменяется новым атомом. Другая древнеиндийская школа утверждала, что атомы соединяются в молекулы, а последние образуют тела. Индийские атомные теории основывались, безусловно, не на опытах, а на интуиции и логике.
Индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов из руды и литье металлов. Химия в древней Индии была вспомогательной наукой, подчиненной, однако, не развитию технологий, а медицине. Индийцы преуспели в получении многих щелочей, кислот и солей металлов при помощи обычных процессов кальцинирования и возгонки.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
Граф Бьорнстшерна в своей книге "Индуистская теогония" доказывает, что астрономия в Индии была высоко развита еше в начале калиюги, или железного века, около 5000 лет тому назад.
Индийцы знали о предварении равноденствий и о том, что за сутки земля совершает оборот вокруг своей оси. Жрецы-брахманы говорили об этом в 5 в. до н.э.
Астрономия возникла в Индии очень давно. Знаменитые ученые написали множество трактатов по астрономии и астрологии, которой придавалось не меньшее значение. Известными учеными были Парашар (12 в. до н.э.), Арьябхата и Варахамихира.
"Индийские астрономы знали о делении эклиптики на лунные дома, о предварении равноденствий, обороте луны вокруг своей оси, расстояние от нее до Земли, размеры орбит планет, способы вычисления дат затмений" (Вильсон, "История Индии").
Древние знали, что Земля имеет форму шара. В астрономическом трактате "Арьябхатейя" мы читаем: "Земля расположена в центре вселенной, она состоит из пяти элементов и имеет сферическую форму".
Теория гравитации излагается в труде мудреца Бхаскарачарьи "Сиддхантха сиромани" следующим образом: "Благодаря силе тяготения Земля притягивает к себе все предметы, и кажется, что они падают на землю".
Другой древний ученый, Гаргья, первым перечислил созвездия и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Говорят, что Варахамихира, сын Гаутамы, первым обнаружил планету Юпитер ( в индийской ирадиции Брихаспати), ссылки на что есть в Ригведе.
Ближе к современной эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа Джай Синх II, строитель Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану сторительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд! Джай Синх также внес исправления в индийский календарь.
Древние индийцы достигли
в медицине высокого уровня мастерства.
По свидетельству английского
Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона.
Индо-тибетская медицина
располагала своеобразными
Содержание даже самых
ранних индийских трактатов
К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.
Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.
Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени.
Врач в Индии обязан
был досконально знать