Наука и литература в первой половине ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:54, творческая работа

Краткое описание

Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследова­тельские институты. В 30-е годы возникли академии наук в союзных республиках. К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-ис­следовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных работ­ников.

Вложенные файлы: 1 файл

10 параграф.pptx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

Наука и литература в первой половине ХХ века

 

Выполнили: Шипицина, Климова

  
Наука.  

 

    • Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследова­тельские институты. В 30-е годы возникли академии наук в союзных республиках. 
       
      К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-ис­следовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных работ­ников. 
       
      Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую науку ценными исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и живот­ных, К. Э. Циолковский разработал теорию ракетного движе­ния, которая лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Его труды (Космическая ракета», 1927, «Космические ракетные поезда», 1929, «Реактивный аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в разработке тео­ретических проблем освоения космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензи­не и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером. 
       
      Труды Тимирязева по физиологии растений стали новым этапом в развитии дарвинизма. И. В. Мичурин доказал воз­можность управлять развитием растительных организмов. 
    • Исследования Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, открыв­ших закон образования подъемной силы крыла, лежат в ос­нове развития современной авиации. На основе научных изыс­каний академика С.В. Лебедева, трудов А.Е. Фаворского, Б.В. Бызова и др. в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука и этилового спирта. Благодаря выдающимся научным откры­тиям советских физиков в СССР уже в 30-х годах впервые в мире были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космичес­ких лучей. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы современной физики полупроводников, играющих первосте­пенную роль в техническом прогрессе. Советские ученые в 30-х годах внесли большой вклад в изучение атомного ядра: Д.В. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Н. Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций. Группа геологов под ру­ководством академика И.М. Губкина обнаружила богатей­шие залежи нефти между Волгой и Уралом. Ученые сделали ряд крупных географических открытый, в особенности в изу­чении Крайнего Севера. Большую услугу науке оказал длив­шийся 274 дня дрейф на льдине в районе Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папаниным, Э.Т. Кренке­лем, П.П. Шершавым и Е.К. Федоровым. Более скромными были достижения общественных наук, н основном служивших целям идеологического обоснования партийной политики. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идео­логического фактора.
    • После постановления ЦК ВКП(б) о жур­нале «Под знаменем марксизма» (октябрь 1931 г.) и «О работе Комакадемии» (март 1931 г.), письма И.В. Сталина «О неко­торых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931 г.), опуб­ликованного в журнале «Пролетарская революция», общест­венные науки были поставлены под жесткий партийный кон­троль. Одним из направлений индокринации масс стало обра­щение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Тем не менее, по сравнению с 20-ми годами, характеризовавшими­ся вульгарно-классовым, во многом космополитическим отно­шением к истории (школа М. Н. Покровского и др.) для при­умножения исторических знаний создается более благоприят­ная атмосфера. В 1934 г. восстанавливается преподавание в университетах истории, создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и переда­чей ее учреждений и институтов в Академию наук был образо­ван Институт истории АН СССР. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентяб­ря 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а к 1938 г. эти факультеты уже имелись в 13 университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Москов­ский и Ленинградский институты истории, философии и ли­тературы (МИФМИ и ЛИФЛИ, а также Историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде). 

 

    • В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохо­зяйственных наук с 12 институтами. 
       
      Серьезнейшим достижением науки было введение стандар­тов, чему способствовал переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд капиталис­тических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.

 

Литература

 

    • Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскре­пощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, тео­рии. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеоло­гии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным фило­софам, ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей; составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на университет­ских кафедрах можно было встретить оголтелого мар­ксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке - спо­рящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается. 
       
    • Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыс­лящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность трех великих поэтов - В. Мая­ковского, А. Блока и С. Есенина. 
       
      В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного искусства­ 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался живописи, ваянию и зодчеству. Его бун­тарская натура проявилась задолго до Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В моло­дости Маяковский постоянно что-то совершал: то аги­тировал московских рабочих, то организовывал круж­ки футуристов, то громил противников на диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводивших­ся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он организует группу «Комфут» (комму­нистический футуризм), в 1923 году создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921). 
    • Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-­1925), родился в крестьянской семье. Ему, как и Мая­ковскому, была свойственна противоречивость характера: за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями скрывалась нату­ра глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее «хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и ма­ковками церквей, занимает в его поэзии центральное место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают, что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь самоубийством.  
       
      Великий русский поэт А.А. Блок (1880-1921) происходил из профессорской семьи. Писать стихи начал с 5-ти лет. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее творчество Блока развивалось в русле символизма («Стихи о Прекрасной Даме»). Он не стремился к высоким административным постам, хотя в 1920 году являлся председателем Петроградского отделения Союза поэтов. На всю жизнь Блок остался верен культу вечно-женственного и мировой души. Лирика Блока ближе музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии Маяковского. 
       
    • Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода - А.А. Блок, В.В. Мая­ковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Тол­стой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Пау­стовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Сол­женицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Ро­ждественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ана­ньев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмигра­ции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзо­повым языком, других, желающих во всем быть ис­кренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, до­вольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности. 
    • Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В отличие от юмора Запад­ной Европы, Америки и Японии русский юмор более социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены английской утонченности или французской изящности, но они наделены тем, чем не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме донести до слушателя всю гам­му политических теорий, концепций, общественных реакций на важнейшие события, не утрачивая глубо­чайшей самоиронии. Юмор и сатира, имеющие в Рос­сии одну из самых мощных за всю историю человечества традицию, формировались по принципу антисиммет­рии: чем больше запрещали, тем выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира слу­жили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» сторо­ной советского искусства, но и компенсацией того мо­рального и культурного ущерба, который наносит наро­ду всякая цензура, любые запреты. 
       
      Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-1958) - доказатель­ство того, каких высот в искусстве можно достичь, пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых серьезных, самых фундамен­тальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать стуль­ев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантю­риста - здесь дана панорама социальных типов совет­ских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой книге» (1934-1935) М. Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность, завуалировано показа­но то, о чем в слух сказать было невозможно - ханже­ская мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители, вовсе не лишены человеческих пороков. 
       
    • Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду, которую давно и во всех подробностях знали все -даже партийные чиновники, запрещавшие эту правду. Зна­ли, но делали вид, что этого нет или не должно быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них никто не требовал - ни собственный народ, ни их враги за рубежом. Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превраще­ния культуры - живого творчества живых масс - в придворную служанку. От напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую очередь партийные работники, тайком читавшие запре­щенные и западные книги. Все понимали, что офици­альное советское искусство - давно не искусство, а пла­кат, и все делали вид, что не верят этому. Творчество А.П. Платонова (1899-1951) искусст­воведы ставят в один ряд с величайшими фантасмаго­ристами ХХ столетия.  
       
      Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный русский писатель М.А. Булгаков (1891-1940). В романе «Белая гвардия» (1927), пьесах «Дни Трубиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. В течение долгих лет творчество Булгакова замалчивалось официальной советс­кой критикой, а сам он причислялся к писателям, «искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х го­дов началось массовое издание его произведений.

 


Информация о работе Наука и литература в первой половине ХХ века