Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:17, реферат
Проблема национализма – одна из самых актуальных проблем уже как минимум последние три столетия. Какой смысл вкладывается сейчас и какой смысл вкладывался раньше в это понятие: нация? В XII веке понятие нации появляется во французских источниках и применялось как прямой перевод с латинского, то есть племя, народ. Этим термином обозначали общности связанные происхождением (купеческие, университетские, земельные), постепенно им стали обозначать сообщества людей живущих на одной территории, что в свою очередь эволюционировало к тому значению, в котором мы и сейчас его употребляем. Нация – исторически сложившаяся общность людей, формирующиеся на одой территории, с совместными экономическими связями, культурой, языком и особенностями характера (менталитета).
Национализм и национальная идея в Европе в XIX веке.
Проблема национализма – одна из самых актуальных проблем уже как минимум последние три столетия. Какой смысл вкладывается сейчас и какой смысл вкладывался раньше в это понятие: нация? В XII веке понятие нации появляется во французских источниках и применялось как прямой перевод с латинского, то есть племя, народ. Этим термином обозначали общности связанные происхождением (купеческие, университетские, земельные), постепенно им стали обозначать сообщества людей живущих на одной территории, что в свою очередь эволюционировало к тому значению, в котором мы и сейчас его употребляем. Нация – исторически сложившаяся общность людей, формирующиеся на одой территории, с совместными экономическими связями, культурой, языком и особенностями характера (менталитета). Соответственно национализм это общественная идеология, суть которой заключается в тезисе о ценности нации как высший формы общественного единства в государстве. В начале воспевались обособленность и индивидуальность наций. Позже постепенно это понятие начало принимать негативной оттенок, полностью очернив себя в XX веке видоизменившись в понятие – нацизм, то есть возвеличивание одной нации и принижение других. В чём же причина появление данного чудовищного детища из возвышенных идей о ценности наций? Почему оно получило самое широкое развитие именно в Германии? Попробуем ответить на данные вопрос рассмотрев историю формирования национальных идей среди немцев.
Сама идея индивидуальности и обособленности наций не нова. Взять хотя бы Францию: многие ученые сходятся на том, что формирование национального самосознание в этой стране происходит уже во времена Столетней войны. Французы осознано стали отделять себя от врагов англичан, ища отличительные черты своего народа. Вообще, если взглянуть на историю европейских стран, можно заметить такую закономерность: национальные идеи, возникают вследствие борьбы народа за какую–либо общезначимую идею, то есть в кризисных для народа ситуациях. Французы боролись против англичан, у последних понятие нации неотделимо от борьбы против католицизма, в Германии же оно возникает вследствие постоянной из внутреней разрозненности с целью добиться единства немцев, и уже XIX веке получает своё широкое развитие.
Итак в чём же особенность формирования национализма в немецких землях. Развитие национального самосознания в объединённых странах, таких как Франция или Англия естественно, а вот в разрозненных германских княжествах было более сложным процессом. Для начала предпосылок к появлению понятия нация в германских землях практически не было. Чувство патриотизма, которое неразрывно связано с интересующим нас понятием, немцы в XVII-XVIII веках испытывали только к малой родине и не осознавали себя единым народом. Но уже в конце XIII столетия немецкие просветители начали говорить о нации, но не как о жителях одной страны, а как о людях, объединённых одной культурой, языком и менталитетом. Отдельно указывалось, что они могут составлять население как одного единого государства, так и различных княжеств. Один из основоположников национализма в германии Гердер, утверждал, что все нации равны и все они необходимы, но не смотря на это всё же отмечал, что немцы-это «люди-герои», создание для подвигов, но при этом призывал их умереть свой воинственный пыл. Возможно, именно он впервые даёт слову «национализм» тот смысл, в котором мы до сих пор его употребляем. Хоть он не являлся в полной мере националистом, но его высказывания о превосходстве немецкой нации, мне кажется, позже будут использоваться радикальным националистами.
Возможно, это предвзято-ретроспективный взгляд (с учётом событий XX века), но всё же, мне кажется, немецкий национализм уже в самом начале его формирования был агрессивным. Если французы и так чувствовали себя великим народов и национальное самосознание складывалось из гордости за свою страну, то немцы всегда пытались доказать, что они не хуже других европейских народов. Поэтому они пытались найти всё лучшее, что есть в их народе, а входе этих поисков пришли к мыслям о своей идеальности. На почве этого соперничества и родилась агрессия к другим нациям.
Сравнение с французами не случайно. Ведь именно борьба с ними и дала стимул в развитии национальной идеи в Германии. Успехи Наполеона в Европе возмутили немцев. Они не понимали, как могла столь легкомысленная нация так успешно воевать. Это в свою очередь дало стимул к развитию мыслей о национальном характере, о поиске отличий своего менталитета от французского. Эту тему ранее поднимали просветители. Отличительным качеством немецкого народа в первую очередь отмечали язык. Немецкие философы утверждали, что именно их язык является самым чистом, а следовательно и самым совершенным. Качество языка, по их мнению, передаётся и нации, им владеющей. Следовательно, уже в начале XIX появляется идея сверх нации, которая, как мы знаем, ни к чему хорошему их не привела.
Появляется множество теоретиков национальной идеи, вот самые яркие из них: И. Г. Фихте, Э. М. Арндт, Ф. Л. Ян. Рассмотрим, к какому роду деятельности они относились: философ, поэт, историк, то есть это образованная интеллигенция. Напрашивается вывод, что сама идея единой нации шла не от всех слоёв населения, как, например, в России в ту же эпоху. Взять хотя бы роман Л. Н. Толстова «Война и мир», в котором ярко показано, что патриотическая волна в России захлестнула в равной степени и дворян и крестьян, люди боролись не за свой клочок земли, не за малую родину, а за страну в целом. В германских же землях идея нации, получается, идёт сверху. И только ближе ко второй половине XIX века она проникает в народ. Мне кажется, именно поэтому там в это время возникает идеи философа Фихте, о том, любовь к общественному благу, должна превосходить в человеке любовь к себе. Таким образом, по его мнению, можно было бы победить эгоизм, а следовательно добиться осознания в первую очередь немцами, себя единой нацией. Интересно, что именно Фихте сравнивает дух немецкого народа с орлом, а это как известно хищная птица. В его учении мы уже можем наблюдать возвеличивание немецкой нации над французами и всеми другими. С одной стороны это можно объяснить кризисной ситуацией (оккупацией французами), но с другой, мне кажется, это достаточно странный стимул для поднятия народа на освободительную борьбу. Опять же невольно возникает параллель с Россией: русский народ ведь тоже воевал против французов, но не потому что мы более высокая нация, а потому что осознавал что, Родина в опасности. Опять же, национальные идеи данного философа, так же включают в себя антисемитские взгляды, которые можно сказать стали прообразов программ радикальных националистических движений XX века. На тот момент они были естественны, так как засилье евреев грозило вырождением «чистого» немецкого народа, которым они так гордились.
Высказаное мной мнение об изначальной агрессивности национализма в германских землях подтверждают взгляды другого философа Э. М. Арндт, который утверждал, что для того что бы любить свой народ, необходимо ненавидеть другой. Свою ненависть он обратил к французам, называя их испорченной, поверхностной нацией, сравнивая Наполеона с антихристом, а Париж с Вавилоном. Он призывал воспитывать это чувство в детях, изначально формируя в них агрессивное отношение к другим народам.
Так же не менее интересным феноменом немецкой национальной идеи является то, что из неё родилась государственность, а не наоборот, как например было у тех же французов. По мнению немецких мыслителей государство Германии должно было определить свои границы по языковом признаку, который одновременно составлять главную роль их национальной теории. Постепенно уже ближе к революции 1848-49 годов национальная идея сливается с идеей объединения Германии. И хотя революция не достигла успехов, но сумела распространить идею национального единства. Так же умело пользуясь национальной идеей, О. ф. Бисмарк смог добиться сильнейшего поднятия патриотического духа к 1870-71 годам, благодаря которому немецкие войска, во главе с прусской армией смогли разбить французов. Знаменательно что, германский канцлер пользовался именно агрессивной стороной националистических учений. Он взывал к ненависти к французам, к тому, что столь великая и чистая нация должна доказать своё первенство в бою. Бисмарк не ошибся в своих политических расчётах, идея внешнего врага смогла дать мощный стимул к объединению.
Подводя итог, хочется отметь, что неудивительно, что в будущих событиях XX столетия главную роль играло одно из самых молодых государств Европы – Германия. Немецкий народ не имея реальной великой истории единого государства, в своих попытках самоутвердится за счёт других, постепенно трансформировал идею национализма в идею нацизма.
Информация о работе Национализм и национальная идея в Европе в XIX веке