Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:08, реферат
В «Письмах о Беларуси» с горечью отмечалось, что белорусская интеллигенция хорошо знает историю китайцев, австралийцев, древних греков и римлян, а свой народ, его богатое прошлое и традиции не знает. Подчеркивалось, что простой белорусский народ, несмотря на тяжелые исторические испытания, выстоял, не поддался полонизации, сохранил себя как особую, самостоятельную народность. «Письма» призывали белорусскую интеллигенцию стать ближе к народу и всеми силами способствовать поднятию его экономического и морального состояния, содействовать пробуждению его самосознания.
В «Письмах о Беларуси» с горечью отмечалось, что белорусская интеллигенция хорошо знает историю китайцев, австралийцев, древних греков и римлян, а свой народ, его богатое прошлое и традиции не знает. Подчеркивалось, что простой белорусский народ, несмотря на тяжелые исторические испытания, выстоял, не поддался полонизации, сохранил себя как особую, самостоятельную народность. «Письма» призывали белорусскую интеллигенцию стать ближе к народу и всеми силами способствовать поднятию его экономического и морального состояния, содействовать пробуждению его самосознания.
В результате глубоких научных исследований в области филологии, этнографии, истории, экономики, фольклористики к концу ХІХ - началу ХХ века сформировались основные концептуальные положения белорусской национальной идеи. Она исходит из того, что белорусский народ:
- является самостоятельной
- обладает особой этнографией и культурой, в основе которой лежат самостоятельные, присущие только ему традиции народного литературного наследия;
- имеет свою древнюю историю,
насыщенную славными и
- имеет свой язык, который является древним и характеризуется своими филолого-фонетическими особенностями, который выступает как самостоятельный, самобытный национальный язык, отражающий ценности и мировоззрение целого народа.
На начало XX века приходится пятый этап в формировании национального самосознания белорусского народа. Обозначившиеся в это время процессы национального возрождения, стремление отдельных представителей белорусского этноса заявить о белорусах как самостоятельной, уникальной, самобытной нации, способной создать собственную государственность, качественно повлияли на оформление системы этнического самосознания белорусов, которое приобрело ряд черт, сохранившихся и до наших дней. Речь идет прежде всего об этнической самоидентификации жителей белорусских земель, которая на шла выражение в этнониме «белорусы», приобретшему общенациональный характер (данный этноним был принят большинством населения нашей страны на рубеже ХΙХ-ХХ веков, что подтверждается данными переписи, проведенной в Российской империи в 1897 году), а также этнониме «Беларусь» (данный этноним был зафиксирован в титуле российских самодержцев еще в XVII веке «Государь всея Великия, Малыя и Белыя Руси»). Национальное самосознание белорусов на данном этапе включало также представления:
- о родном белорусском языке, который к началу XX века приобрел форму литературного языка;
- о собственной
этнической территории, границы
которой еще во второй половине
XIX столетия были определены в
этнографических и
Одной из самых признанных версий в определении границ расселения белорусского народа считается версия академика Е.Ф. Карского, который в первом томе своей монографии «Белорусы» доказал, что белорусы составляли большинство населения не только на исконно белорусских землях, но также и в ряде уездов Орловской, Виленской, Калужской, Ковенской, Курляндской, Псковской, Смоленской, Тверской, Черниговской губерний. Подобное утверждение Е.Ф. Карского было использовано в первой четверти XX века создателями белорусской государственности – БНР и ССРБ;
- об общих антропологических
чертах (психике, чертах характера,
внешнем виде). По антропологическим
данным, белорусы являются типичными
представителями большой
- об особенностях культуры и общем историческом прошлом.
О прямой связи
национального самостроительств
Процессы формирования национального самосознания белорусов продолжались все XX столетие. На эти процессы серьезное влияние оказали многие факторы, в том числе неоднократное изменение границ республики; политика белоруссизации (20-е годы XX века), способствовавшая национальному возрождению; тоталитарная система СССР, которая Препятствовала нормальному развитию белорусской нации; изменение национальною состава страны в связи с войнами, миграциями, репрессиями; урбанизация; изменение роли семьи в передаче этнического опыта, родного языка; недоработка государственных учреждений образования, культуры, информации, которые не смогли обеспечить качественную трансляцию этнокультурной информации от поколения к поколению. Несмотря на сложные условия развития этнического самосознания, значительная часть коренного населения Беларуси, в том числе национальная интеллигенция, проводила работу по воспитанию белорусов через учебные занятия, творческую деятельность народных и профессиональных художественных коллективов, музеи, СМИ, через обновление и сохранение культурного и исторического наследия, а также посредством семьи. Это положительно повлияло на сознание молодого поколения белорусов, которое на данный момент представляет собой наиболее действенный элемент социальной структуры белорусского общества, способный создать и поддерживать национальную идею.
На развитие общественно-политической мысли значительно повлияло и творчество известных белорусских писателей и поэтов Янки Купалы, Якуба Колоса, Максима Богдановича, Алеся Гаруна, Максима Гарецкого, Элоизы Пашкевич с общедемократическими (уничтожение самодержания, демократизация общественной жизни, ликвидация помещичьего землевладения, наделение крестьян землей и т.д.) и национальными требованиями (свободное развитие белорусской культуры и языка, расширение национального просвещения), а также исследования в области истории, этнографии, фольклора, географии Беларуси таких известных ученых, как Я.Ф. Карский, Б. Тарашкевич, М.Я. Никифоровский, В. Ластовский, М. Федоровский, М.А. Янчук и т.д.
Особо следует отметить творчество Янки Купалы (1882-1942), который с предельной ясностью уже в начале XX в. выразил национальную идею белорусов следующими словами: «Мы - беларусы». В своем стихотворении «А хто там ідзе?» он объявил о существовании белорусского народа как самобытного, неповторимого, самостоятельного этноса, требующего к себе уважения и признания со стороны других народов. Национальная идея, выдвинутая Я. Купалой, стали стержнем национального самосознания белорусов. Словами «Мы - беларусы» определяются и жизненные ценности белорусского этноса, его мировосприятие, мышление, тип поведении, социально-политические устремления.
До февральской революции 1917 года этническое возрождение белорусов наталкивалось на многочисленные препятствия. Государственная власть, православная церковь шовинистическая печать, официальная школа, русские и польские партии и организации действовали в направлении дальнейшей ассимиляции белорусов. Только после свержения самодержавия появились условия для расширения деятельности национальных организаций, для подъема белорусского национального движения, разработки идей о белорусской государственности. До октября 1917 года белорусское национальное движение твердо стояло за автономию Беларуси в составе России. В дальнейшем, когда значительная часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками и началась гражданская война, различные политические силы изменили свои подходы к проблеме национально-государственного строительства, что привело к провозглашению Беларуси национальным государством (1918-1919 гг.) в форме БНР и БССР, а также объединенной Литовско-Белорусской республики.
Коренные изменения в национальном самосознании белорусов произошли во второй половине 80-х годов, когда в Советском Союзе была начата «перестройка». В нашей республике с целью преодоления отставания национально-культурного развития коренного этноса, возрождения белорусского языка и народной культуры образовался ряд новых общественных национальных объединений: «Талака», «Паходня», «Таварыства беларускай мовы iмя Ф. Скарыны» и т. д. Их деятельность, а также позитивные изменения в функционировании государственных структур, молодежных и общественных организаций содействовали политическим новшествам: принятию Декларации о государственном суверенитете БССР (1990), прекращению существования СССР, образованию СНГ (1991), принятию Конституции Республики Беларусь (1994), избранию первого Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Все это создало благоприятные условия для развития белорусского языка, литературы, искусства, изучения национальной истории, а также положительно воздействовало на формирование национального самосознания белорусского народа.
Информация о работе Национальное самосознание Белорусов в начале ХХ века