Национальное самосознание Белорусов в начале ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:08, реферат

Краткое описание

В «Письмах о Беларуси» с горечью отмечалось, что белорусская интеллигенция хорошо знает историю китайцев, австралийцев, древних греков и римлян, а свой народ, его богатое прошлое и традиции не знает. Подчеркивалось, что простой белорусский народ, несмотря на тяжелые исторические испытания, выстоял, не поддался полонизации, сохранил себя как особую, самостоятельную народность. «Письма» призывали белорусскую интеллигенцию стать ближе к народу и всеми силами способствовать поднятию его экономического и морального состояния, содействовать пробуждению его самосознания.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

В «Письмах о Беларуси» с горечью  отмечалось, что белорусская интеллигенция  хорошо знает историю китайцев, австралийцев, древних греков и римлян, а свой народ, его богатое прошлое и  традиции не знает. Подчеркивалось, что  простой белорусский народ, несмотря на тяжелые исторические испытания, выстоял, не поддался полонизации, сохранил себя как особую, самостоятельную народность. «Письма» призывали белорусскую интеллигенцию стать ближе к народу и всеми силами способствовать поднятию его экономического и морального состояния, содействовать пробуждению его самосознания.

В результате глубоких научных исследований в области филологии, этнографии, истории, экономики, фольклористики к  концу ХІХ - началу ХХ века сформировались основные концептуальные положения  белорусской национальной идеи. Она исходит из того, что белорусский народ:

- является самостоятельной нацией, имеющей славянские корни и  полное право на свое существование  и развитие;

- обладает особой этнографией  и культурой, в основе которой  лежат самостоятельные, присущие только ему традиции народного литературного наследия;

- имеет свою древнюю историю,  насыщенную славными и драматическими  событиями, борьбой за свое  самостоятельное существование  и развитие;

- имеет свой язык, который является  древним и характеризуется своими филолого-фонетическими особенностями, который выступает как самостоятельный, самобытный национальный язык, отражающий ценности и мировоззрение целого народа.

На начало XX века приходится пятый  этап в формировании национального  самосознания белорусского народа. Обозначившиеся в это время процессы национального возрождения, стремление отдельных представителей белорусского этноса заявить о белорусах как самостоятельной, уникальной, самобытной нации, способной создать собственную государственность, качественно повлияли на оформление системы этнического самосознания белорусов, которое приобрело ряд черт, сохранившихся и до наших дней. Речь идет прежде всего об этнической самоидентификации жителей белорусских земель, которая на шла выражение в этнониме «белорусы», приобретшему общенациональный характер (данный этноним был принят большинством населения нашей страны на рубеже ХΙХ-ХХ веков, что подтверждается данными переписи, проведенной в Российской империи в 1897 году), а также этнониме «Беларусь» (данный этноним был зафиксирован в титуле российских самодержцев еще в XVII веке «Государь всея Великия, Малыя и Белыя Руси»). Национальное самосознание белорусов на данном этапе включало также представления:

- о родном  белорусском языке, который к  началу XX века приобрел форму литературного языка;

- о собственной  этнической территории, границы  которой еще во второй половине XIX столетия были определены в  этнографических и исторических  исследованиях целого ряда ученых, в том числе М. Довнар-Запольского. Е. Карского, Н. Никифоровского, Е. Романова, П. Бессонова.

Одной из самых  признанных версий в определении  границ расселения белорусского народа считается версия академика Е.Ф. Карского, который в первом томе своей монографии «Белорусы» доказал, что белорусы составляли большинство населения не только на исконно белорусских землях, но также и в ряде уездов Орловской, Виленской, Калужской, Ковенской, Курляндской, Псковской, Смоленской, Тверской, Черниговской губерний. Подобное утверждение Е.Ф. Карского было использовано в первой четверти XX века создателями белорусской государственности – БНР и ССРБ;

- об общих антропологических  чертах (психике, чертах характера,  внешнем виде). По антропологическим  данным, белорусы являются типичными  представителями большой европеоидной расы ее восточноевропейского типа. В сборнике «Белорусы» дается следующая характеристика основных черт современных белорусов: «У них преобладают прямые и плоско волнистые, мягкие русые и темно-русые волосы, серо-голубой и зелёно-голубой цвет глаз, умеренно округлая форма головы с прямым лбом. Лицо средней высоты и ширины умеренно профилировано в горизонтальной плоскости. Скулы выступают слабо или средне. Глазная щель средней величины, расположена горизонтально, со слабо или средне выраженной складкой верхнего иска. Типичен умеренно и сильно выступающий, средней ширины нос с прямой снимкой, горизонтальным положением его основания и кончика при слабом выступлении ноздрей. Преобладает сочетание тонкой верхней губы со средней толщиной нижней. Среди мужчин часто встречаются индивидуумы с умеренно густой бородой при слабой обволошенности груди». Антропологи свидетельствуют о преемственности физического типа у различных поколений белорусов, о схожести антропологического типа белорусов с русскими, украинцами, литовцами, латышами в приграничных с соответствующими государствами районах, что обусловлено этническими и генетическими связями в контактных зонах. Белорусы характеризуются такими качествами характера, как трудолюбие, рассудительность, мужественность, скромность. Они обладают высоким уровнем образованности, широким культурным кругозором. Их идеалами являются совесть, доброта, любовь к людям, красота, гармония;

- об особенностях культуры и общем историческом прошлом.

О прямой связи  национального самостроительства народа и наличия культурного слоя интеллигенции говорили многие философы, культурологи, историки XX века: еще в 1908 году в статье "К вопросу об интеллигенции и нации" Н.А. Бердяев писал о том, что нация немыслима без выразителей ее высшего морального сознания, интеллекта и правдоискательства. Однако - и это важно - белорусская национальная идея имела специфические отличительные качества. Она не основывалась, как это часто бывает, на агрессивности в отношениях к инородцам и иноверцам: сказалось многовековое бытие в "пестрых" по национальному составу государствах. Потому возникавшая в умах интеллигенции национальная идея белорусов строилась с учетом исторически и культурно заложенного полиэтнического "характера" белорусов. Показательно изобилие этнических русских, поляков, евреев, украинцев, татар, ставших белорусскими деятелями культуры в первые десятилетия советской власти (З. Азгур, З. Аксельрод, А. Александрович, А. Бембель, Зм. Бядуля, М. Блистинов, Я.Бронштейн, В. Головчиня, И. Замотин, Г. Кобец, Я. Мавр (И. Федоров), Е. Мирович, Н. Никольский, А. Овечкин, В. Пичета и др.). Думается, именно потому из всех советских республик в определенном отношении Беларусь была самой "советской" - она, пожалуй, как никакая другая, всерьез восприняла постулаты об интернационализме и дружбе народов. Интересно в этом контексте и отсутствие антисемитизма во всех слоях белорусского социума. Начиная со времен Великого Княжества Литовского, когда белорусы и евреи впервые зажили бок о бок, обмениваясь не только товарами, но и гуманитарными достижениями (известно, что первый перевод нескольких религиозных текстов на старобелорусский язык принадлежит виленским евреям), напряженности между этими двумя народами практически не было, что доказала Вторая мировая война. И по сей день израильское посольство в Минске ежегодно чествует вновь обнаруженных "нееврейских праведников", не предполагавших, что они праведники, - людей, прятавших по погребам и чердакам своих домов знакомых и незнакомых евреев. Разумеется, в советскую эпоху существовал государственный антисемитизм, и он накладывал отпечаток на повседневное, бытовое поведение, однако уже в первые годы перестройки антисемитизм как явление испарился практически без следа. Характерно для белорусов и непредвзятое отношение к "лицам кавказской", "азиатской" и прочих несуществующих национальностей. Более того, само миролюбие и нежелание белорусов входить в конфликт, а также знаменитая белорусская толерантность по отношению к иным народам и конфессиям, понимаемые как экзистенциальные этнические ценности (так называемые "фокальные" или "доминантные"), привели к тому, что национальная идея белорусов имеет "посреднический" характер. Та роль, в которой, по мнению Вл. Соловьева, должно было реализоваться мессианское предназначение России - быть посредницей между народами - в силу политических и общих социокультурных событий была принята белорусами практически внерефлективно. Думается, что и в этом (хоть и не только в этом) коренится причина индифферентного отношения многих белорусов к своему языку. Для белоруса всегда было важнее договориться, найти точки соприкосновения, нежели проявить этническую гордость.

Процессы формирования национального самосознания белорусов  продолжались все XX столетие. На эти  процессы серьезное влияние оказали  многие факторы, в том числе неоднократное  изменение границ республики; политика белоруссизации (20-е годы XX века), способствовавшая национальному возрождению; тоталитарная система СССР, которая Препятствовала нормальному развитию белорусской нации; изменение национальною состава страны в связи с войнами, миграциями, репрессиями; урбанизация; изменение роли семьи в передаче этнического опыта, родного языка; недоработка государственных учреждений образования, культуры, информации, которые не смогли обеспечить качественную трансляцию этнокультурной информации от поколения к поколению. Несмотря на сложные условия развития этнического самосознания, значительная часть коренного населения Беларуси, в том числе национальная интеллигенция, проводила работу по воспитанию белорусов через учебные занятия, творческую деятельность народных и профессиональных художественных коллективов, музеи, СМИ, через обновление и сохранение культурного и исторического наследия, а также посредством семьи. Это положительно повлияло на сознание молодого поколения белорусов, которое на данный момент представляет собой наиболее действенный элемент социальной структуры белорусского общества, способный создать и поддерживать национальную идею.

На развитие общественно-политической мысли значительно  повлияло и творчество известных  белорусских писателей и поэтов Янки Купалы, Якуба Колоса, Максима Богдановича, Алеся Гаруна, Максима Гарецкого, Элоизы Пашкевич с общедемократическими (уничтожение самодержания, демократизация общественной жизни, ликвидация помещичьего землевладения, наделение крестьян землей и т.д.) и национальными требованиями (свободное развитие белорусской культуры и языка, расширение национального просвещения), а также исследования в области истории, этнографии, фольклора, географии Беларуси таких известных ученых, как Я.Ф. Карский, Б. Тарашкевич, М.Я. Никифоровский, В. Ластовский, М. Федоровский, М.А. Янчук и т.д.

Особо следует отметить творчество Янки Купалы (1882-1942), который с предельной ясностью уже в начале XX в. выразил  национальную идею белорусов следующими словами: «Мы - беларусы». В своем стихотворении «А хто там ідзе?» он объявил о существовании белорусского народа как самобытного, неповторимого, самостоятельного этноса, требующего к себе уважения и признания со стороны других народов. Национальная идея, выдвинутая Я. Купалой, стали стержнем национального самосознания белорусов. Словами «Мы - беларусы» определяются и жизненные ценности белорусского этноса, его мировосприятие, мышление, тип поведении, социально-политические устремления.

До февральской революции 1917 года этническое возрождение белорусов наталкивалось на многочисленные препятствия. Государственная власть, православная церковь шовинистическая печать, официальная школа, русские и польские партии и организации действовали в направлении дальнейшей ассимиляции белорусов. Только после свержения самодержавия появились условия для расширения деятельности национальных организаций, для подъема белорусского национального движения, разработки идей о белорусской государственности. До октября 1917 года белорусское национальное движение твердо стояло за автономию Беларуси в составе России. В дальнейшем, когда значительная часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками и началась гражданская война, различные политические силы изменили свои подходы к проблеме национально-государственного строительства, что привело к провозглашению Беларуси национальным государством (1918-1919 гг.) в форме БНР и БССР, а также объединенной Литовско-Белорусской республики.

Коренные изменения  в национальном самосознании белорусов произошли во второй половине 80-х годов, когда в Советском Союзе была начата «перестройка». В нашей республике с целью преодоления отставания национально-культурного развития коренного этноса, возрождения белорусского языка и народной культуры образовался ряд новых общественных национальных объединений: «Талака», «Паходня», «Таварыства беларускай мовы iмя Ф. Скарыны» и т. д. Их деятельность, а также позитивные изменения в функционировании государственных структур, молодежных и общественных организаций содействовали политическим новшествам: принятию Декларации о государственном суверенитете БССР (1990), прекращению существования СССР, образованию СНГ (1991), принятию Конституции Республики Беларусь (1994), избранию первого Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Все это создало благоприятные условия для развития белорусского языка, литературы, искусства, изучения национальной истории, а также положительно воздействовало на формирование национального самосознания белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Национальное самосознание Белорусов в начале ХХ века