Национально-освободительная борьба народов Индии в 60—90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:44, доклад

Краткое описание

Наиболее ярким отражением как внутренних, так и внешних противоречий были выступления народных масс (крестьян и ремесленников), происходившие в 60—90-х годах XIX в.
Первым крупным выступлением сельского населения было так называемое восстание население было так называемое восстание индиго в Восточной Бенгалии в 1859 — 1862 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

истриография.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

К середине 1879 г. вся область  Рампы и прилегающие районы оказались  в руках восставших, которые даже сумели захватить и сжечь один из двух пароходов, посланных вверх  по реке Годавари с десантом.

Однако восставшие не имели  никакой программы. Восстание носило стихийный характер. Между руководителями отдельных военных отрядов существовали разногласия. Координация действий между отдельными отрядами происходила лишь в исключительных случаях. Определенное значение имел и сложный классовый состав восставших, в число которых наряду с беднейшим крестьянством входили мелкие феодалы. Когда были изгнаны английские колониальные чиновники, полицейские, ростовщики и откупщики налогов и цель восстания практически оказалась достигнутой, вожди отрядов провозгласили себя «раджами» и «махараджами».

Не надеясь на одну только силу оружия, англичане сделали ставку на раздоры между отдельными вождями  восстания, да заговоры и подкуп. Осенью 1879 г. был выдан англичанам один из виднейших командиров отрядов повстанцев — Аммал Редди, а в феврале 1880 г. предательски убит одним из своих приближенных наиболее выдающийся из всех руководителей восстания — Дхараконд Чендрия.

После гибели Чендрии восстание пошло на убыль. Отдельные отряды продолжали еще обороняться в дебрях Рампы от наседавших карательных отрядов колонизаторов, но после гибели последнего крупного партизанского командира, сподвижника Чендрии, Таммана Дхоры сопротивление в июле 1880 г. практически прекратилось.

Помимо этих крупнейших выступлений  народных масс в 70-х — начале 80-х  годов происходили волнения среди  племен аборигенов (бхилы, санталы, гонды, лушаи, куки, нага и др.), населявших Центральную и Северо-Восточную Индию. Это было «вязано с процессом закабаления л экспроприации их земель феодальными помещиками и ростовщиками, представителями соседних, более развитых национальностей. Данные выступления носили также ярко выраженную антиколониальную окраску, так как были направлены против местной колониальной администрации.

Началось политическое пробуждение  и народов княжеств, этих «заповедников  феодализма» и бастионов английского  господства в Индии. В 1874 от. произошли серьезные антианглийские выступления в городе Бароде, столице одноименного 1-няжества в Западной Индии, вызванные отстранением от власти правителя княжества. В 1880 г. в маратхском княжестве Колхапур был раскрыт заговор против правителя княжества и сто колониальных покровителей, что явилось своего рода отголоском выступления Пхадке.

Народные выступления  в 60-х — начале 80-х годов носили локальный и, как правило, стихийный  характер, а их участники не имели  ясной политической программы и  часто выступали иод знаменем религии или наивного царизма. Тем не менее участие в них крестьянских масс, ремесленников, а кое-где и мелких торговцев, нарождавшейся мелкобуржуазной интеллигенции, проявление народного недовольства во всех основных районах страны, а также острые формы борьбы, вплоть до вооруженных восстаний,— все эти факторы превратили народные движения указанного периода в серьезную угрозу для английского колониального господства в Индии.

Страна находилась накануне нового революционного кризиса. Однако антиколониальные и антифеодальные выступления крестьян и ремесленников  сами по себе не могли уничтожить колониальный режим. Новые же классы буржуазного  общества — рабочий класс и  национальная буржуазия, которые могли  бы возглавить национально-освободительную  борьбу, находились на начальных стадиях  политического формирования.

Начало  рабочего движения

Наибольшая степень концентрации рабочего класса была в текстильной  промышленности. Это способствовало тому, что рабочие хлопчатобумажных фабрик выдвинулись как застрельщики борьбы индийского рабочего класса против угнетателей. В 1877 г. на одной из текстильных  фабрик в городе Нагпуре (Центральная Индия) произошла первая рабочая забастовка. В период с 1882 по 1890 г. в Бомбейской и Мадрасской провинциях произошло 25 стачек. Наряду с промышленными рабочими и железнодорожниками в стачечной борьбе зчаство-вали грузчики, рабочие коммунальных предприятий. Эти первые забастовки начинались стихийно, были кратковременными и имели чисто местный характер. Рабочие выдвигали экономические требования.

Наиболее активным был  рабочий класс Бомбея. Именно гдесь были сделаны первые попытки создания рабочих организаций — предтеч профсоюзов. В 1884 г. состоялся первый массовый митинг бомбейских рабочих-текстильщиков, на котором была принята резолюция с требованиями установления обязательного выходного дня, ограничения продолжительности рабочего дня и др. В том же году служащим одной из бомбейских фабрик Н. М. Локханде, маратхом по национальности, была создана первая организация рабочих-текстильщиков. Однако состав ее был крайне текуч. Им же издавалась газета на маратхоком языке «Динабанду» («Друг бедных») буржуазно-филантрапическото направления.

С конца 80-х — начала 90-х  годов стачечное движение постепенно усиливается. Почти не было фабрик, на которых в течение года не происходили  бы одна-две забастовки. Наряду с  бомбейским пролетариатом в борьбу включились рабочие Калькутты, Мадраса, Ахмадабада и других городов. Все более активное участие в борьбе стали принимать работницы.

Активизировалась и деятельность Бомбейской ассоциации рабочих. В 1889 г. под председательством Локханде прошел второй массовый митинг бомбейских текстильщиков. Ассоциация все больше стала приобретать характер реформистского профсоюза (по типу английских тред-юнионов). Уже на самом раннем этапе рабочего движения в Индии буржуазия попыталась навязать ему свою идеологию.

После относительного затишья 80-х годов, вызванного репрессиями  английских колониальных властей, в 90-е  годы происходит усиление стачечной  борьбы. Это совпало с новой  полосой народных выступлений. Основными  очагами восстаний были княжества.

Народные  выступления в 90-е годы

В небольшом княжестве  Камбей в Западной Индии крестьяне заставили бежать наваба (правителя) княжества и добились серьезных успехов. Английские колониальные власти, вынужденные вмешаться во внутренние дела княжества и отстранить от власти наваба, снизили земельный налог.

Наиболее крупным из народных выступлений этого периода было восстание 1891 г. в княжестве Манипур (Восточная Индия). Осенью 1890 г. в результате дворцового переворота ж власти в княжестве пришла группа феодалов во главе с братом низложенного раджи, состоявшим формально регентом при новом правителе княжества. Поскольку англичанам стали известны антианглийамие настроения регента Такендраджит Сипгха, они послали в Импхал, столицу княжества Манипур, отряд. В марте 1891 г. англичане, не встретив сопротивления, вступили в Импхал. Однако после неудачной попытки захватить дворец, англичане оказались фактически осажденными в здании английского резидента в Импхале. Потеряв значительную часть отряда, в том числе нескольких офицеров, англичане отступили.

Поражение английского отряда вызвало панику среди колониальных властей в Калькутте, и в апреле этого же года в Манипур была снаряжена крупная военная экспедиция. Несмотря на сопротивление населения княжества, которое сумело уничтожить ряд английских опорных военных пунктов и все средства связи, англичане взяли Импхал и разрушили его, захватили в плен и казнили Тикендраджит Сингха и других руководителей восстания. Регентом при новом малолетнем ьнязе был назначен английский чиновник.

Восстание в Манипуре было последним антиколониальным выступлением народных масс, проходившим под руководством феодальных элементов. В том же 1891 г. вспыхнуло антифеодальное восстание в княжестве Кеонджхар (Восточная Индия).

В течение последнего десятилетия XIX в. в самой Индии не произошло  сколько-нибудь крупных выступлений  народных масс, однако в пограничных  районах колонизаторы столкнулись  с упорным сопротивлением патанских племен на западе и народности нага на востоке.

Борьба афганских племен особенно усилилась после 1893 г., когда  было достигнуто соглашение между английскими  колониальными властями и афганским  эмиром Абдуррахманом по пограничным вопросам. В результате значительная часть афганских племен оказалась отрезанной от Афганистана «линией Дюранда» и попала в сферу английского влияния. Попытки англичан создать на территории племен форты и взимать с патанов налоги натолкнулись на вооруженное сопротивление горцев.

Наиболее крупные из восстаний  происходили в 1894, 1895 и 1897 гг. Последнее  англичанам удалось подавить, введя  в действие до 40 тыс. солдат разных родов  войск, а также артиллерию. Но и  после этого военно-политический контроль англичан в полосе пограничных  патанских племен, так же как и в районе северо-восточной границы, был очень непрочным.


Информация о работе Национально-освободительная борьба народов Индии в 60—90-е годы