Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:17, реферат
Объектом изучения и анализа моей работы являются этнические конфликты на территории бывшего СССР. Меня очень интересует эта тема, я считаю, она должна интересовать каждого, ведь СССР – один из этапов развития нашего государства и его историю должен знать и понимать каждый гражданин. Ведь зная истоки можно строить будущее идеальным, или, во всяком случае – лучшим. Если проникнуть в суть конфликтов, понять предпосылки противоречий подобных ситуаций можно избежать, предотвратить возможность развития событий по проверенному неверному пути.
1. Вступление 3 стр.
2. Задатки для формирования этнических конфликтов в СССР 4 стр.
3. 80/90-е годы разгар противоречий; распад СССР – главная точка 7 стр.
обострения конфликтов;
4. Вывод 9 стр.
5. Список литературы 13 стр.
На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных властей в мае 1988 года были созданы народные фронты в Латвии, Литве, Эстонии. Если в начале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили своей конечной целью выход из состава СССР. Требование о введении родного языка в государственных и учебных заведениях звучало не только в Прибалтике, но и на Украине, в Белоруссии и Молдавии. В республиках Закавказья обострились межнациональные отношения не только между республиками, но и внутри них (грузино-абхазкий и грузино-осетинские конфликты). В Средней Азии впервые за многие годы возникла угроза проникновения извне исламского фундаментализма (возвращения к истокам). В Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, участники которых требовали предоставления этим автономным республикам прав союзных.
Выборы 1990 года ясно показали намерения союзных республик. Начался «парад суверенитетов»: 9 марта Декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Грузии, 11 марта – Литвы, 30 марта – Эстонии, 4 мая – Латвии, 12 июня – РСФСР, 20 июня – Узбекистана, 23 июня – Молдавии, 16 июля – Украины, 27 июля – Белоруссии.
Началась разработка нового Союзного договора. Главной идеей, заложенной в проект нового договора, было положение о представлении широких прав союзным республикам, прежде всего в экономической сфере (а позже даже – обретение ими экономического суверенитета). С конца 1990 года союзные республики, обладавшие теперь большой свободой, решили действовать самостоятельно: была заключена серия двухсторонних соглашений между ними в области экономики. Часть высших руководителей Советского Союза восприняла подготовку подписания нового договора, как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.
А попытка членов ГКЧП спасти Союз привела к прямо противоположному результату – распад единого государства ускорился. 21 августа о независимости объявили Латвия и Эстония, 24 августа – Украина, 25 августа – Белоруссия, 27 августа – Молдавия, 30 августа – Азербайджан, 31 августа – Узбекистан и Киргизия, 9 сентября – Таджикистан, 23 сентября – Армения, 27 октября – Туркмения. Скомпрометированный в августе союзный Центр оказался никому не нужен.
Теперь речь уже могла идти лишь о создании конфедерации. 5 сентября V Внеочередной съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государственному Совету СССР в составе руководителей республик. Горбачев как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Это было началом реального развала СССР. 8 декабря в Беловежской пуще собрались президент РФ Б. Н. Ельцин, председатель Верховного Совета Украины Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсации Союзного договора 1922 года и прекращении существования СССР.
Вместо Советского Союза создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее первоначально 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии).
Можно
сделать такой вывод: в условиях
острого кризиса союзных
Вывод: государства бывшего СССР в поисках устойчивой стабильности
В настоящее время во всех старых «горячих точках» Закавказья – в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии - широкомасштабные боевые действия прекращены. В Нагорном Карабахе подписанное армянской и азербайджанской сторонами 16 мая 1994 г. Бишкекское соглашение о прекращении огня в целом соблюдается. В Абхазии и Южной Осетии миротворческие контингенты СНГ ввели в действие соглашения о прекращении огня и с тех пор они контролируются военными наблюдателями ООН. Во всех перечисленных конфликтах стороны удалось усадить за стол переговоров. Так, ведется прямой армяно-азербайджанский диалог относительно урегулирования карабахской проблемы. Налажены грузино-абхазские контакты после некоторого дипломатического затишья, последовавшего за встречей Эдуарда Шеварднадзе и Владислава Ардзинбы в 2000 г. Тем не менее, сохраняется потенциальная угроза возобновления «замороженных» конфликтов - между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, в Южной Осетии и на линии грузино-абхазского вооруженного противостояния.
В целом современную ситуацию на Северном Кавказе можно охарактеризовать как сохраняющийся на протяжении длительного периода острый этнополитический кризис. Именно поэтому актуализированные конфликты, могут быть поняты лишь в контексте широких политических преобразований, происходивших в советском обществе и в России. Следовательно, и пути его разрешения нужно искать не просто во взаимоотношениях между народами, а в связи с более широкими задачами российской политики вообще и национальной политики.
Утверждение, что распад СССР предотвратил распространение пламени этнических и региональных войн, очаги которых начали раздувать националистические и пробуржуазные клики во время горбачевской «перестройки», противоречит любому честному рассмотрению реальных фактов истории. Равным образом кончина СССР не привела к решению ни одной жизненно важной экономической проблемы, стоявшей перед республиками бывшего Советского Союза. 10 лет, которые прошли под знаменем капиталистических реформ, могут быть с полным правом охарактеризованы как период беспрецедентного социально-экономического упадка, культурного одичания и бытовой деградации, роста нищеты, болезней и преступности.
Если
брать межнациональные
Факт огромного социального упадка на постсоветском пространстве давно уже невозможно стало скрывать путем ссылок на существование «позитивных» тенденций, которые, если и существуют, затрагивают только мизерный процент населения. Потерпев ряд сокрушительных поражений, рабочий класс, однако, продолжает оставаться единственной социальной и исторической силой, способной уберечь человечество от новых катастроф, к которым влечет мировой империализм. Крушение Советского Союза не привело к появлению на его руинах жизнеспособных буржуазно-капиталистических режимов. Равным образом мировой капитализм в целом не вступил после 1991 года в эпоху новой экономической стабильности и геополитического равновесия. Напротив, уход СССР с мировой арены еще глубже обострил все старые противоречия мировой капиталистической системы. Три крупнейших войны за последние десятилетие, которые проводились западными правительствами под эгидой США — в Ираке в 1991-м году, в Югославии в 1999-м и сейчас в Афганистане — являются самым наглядным тому доказательством.
Спустя 10 лет после распада Советского Союза трудящиеся массы бывшего СССР и всего мира могут с гораздо большей глубиной понимать, что было ими потеряно в 1991 году, и вследствие чего эта трагедия стала возможной. Возрождения СССР в том виде, каким он был в 1980-е годы, уже не бывать. Если ему суждено вновь появиться на мировой арене, то он будет напоминать тот добровольный союз рабочих республик, который родился в 1922 году в качестве открытой федерации Социалистических Штатов Европы, Азии и всего мира. Эта перспектива полностью сохраняет свою жизненность по сей день.
Испокон
веков в обществе существуют конфликты.
В зарубежной
социологии ХХ века доминирует точка зрения,
что конфликт является
неизбежным явлением в истории человеческого
общества и стимулом
социального развития. Существуют
различные формы социальных конфликтов:
классовый, религиозный, расовый, межгосударственный
и др. Этнический или национальный конфликт
– одна из разновидностей социальных
конфликтов. Всякий конфликт без сомнения
вызывается рядом причин, этнополитический
конфликт – не исключение.
Причиной
разгарания этнического конфликта
может стать
посягательство на территорию проживания
этноса, стремление этносов
выходить из-под «имперского обруча» и
создавать независимые
территориально-государственные образования.
Социально-экономические
проблемы также пагубно влияют на межнациональные
отношения. Борьба за
природные ресурсы, приоритеты в трудовой
деятельности, социальные
гарантии – всё это вызывает этнические
стычки, которые в дальнейшем
перерастают в крупномасштабный конфликт.
Экономический кризис, когда
люди порой не могут удовлетворить своих
самых необходимых потребностей, приводит
к изменению внутреннего, душевного состояния
людей. Люди, находящиеся в состоянии фрустрации
– подавленности, тревоги и растерянности
в результате потери перспективы исторического
развития, обесценения стимулов созидательной
деятельности, в поиске разрешения своих
проблем всегда обращаются к другим людям,
и, прежде всего к тем, кто ближе по духу,
привычкам и характеру, а значит, к представителям
своего этноса. Вместе они начинают искать
виновника все бед, и зачастую им оказывается
другой этнос. Начинает действовать архаическая
установка, делящая всех на своих и чужих,
что в конечном итоге приводит к конфликту.
Иногда межконфессиональные противоречия
стимулируют рост негативных отношений
между этносами. Часто это происходит
в связи с тем, что те массы людей, которые
заполняют сегодня храмы всех конфессий,
не являются подлинно религиозными людьми,
как это подразумевается в общественной
мысли. Они приходят в церкви, совершают
религиозные обряды, руководствуясь не
только религиозными чувствами, но и соображениями
этнической идентификации: русский, грек,
грузин – это православный, азербайджанец
или чеченец – значит, мусульманин, поляк
или литовец – католик, еврей – иудей,
калмык – буддист и т.д. Это говорит о том,
что религия является одним из важнейших
факторов способных вызвать
этнический конфликт.
В наше
время, наряду с вышеперечисленными
причинами межэтнических
Прогнозирование,
предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная
задача современной науки. Регулирование
конфликтов на этнической основе, поиск
взаимопонимания сторон затрудняется
рядом
факторов, к которым следует отнести следующие:
Конфликтующие этнические группы существенно различаются по культурным характеристикам (язык, религия, образ жизни);
Конфликтующие
этнические группы существенно отличаются
по
социально-политическому статусу;
На территории проживания
одного из этносов за исторически
короткий срок
существенно меняется этнодемографическая
ситуация (значительный прирост потока
мигрантов, за которыми местное население
закрепляет обозначение «оккупанты»,
«колонизаторы» и пр.);
Наличие внешних по отношению
к конфликтующим сторонам сил,
заинтересованных в продолжении конфликта;
Конфликтующие стороны сформировали устойчивые негативные стереотипы по отношению друг к другу.
Но, несмотря на это, наука
и общественность находят способы
регулирования этнических конфликтов,
а в сегодняшнее время, когда
большинство россиян по-прежнему опасается
развала российского
государства в результате межнациональных
конфликтов, это весьма значимо.
Вот к таким выводам я пришла, по окончанию своей работы. Я изучила большое количество материала по данной теме, и проанализировала его. И думаю, что мои выводы вполне можно использовать как своеобразное учебное пособие.......для каждого из нас.
Список литературы
1. Авксентьев А. В. ,
Авксентьев В. А. Этнические
проблемы современности и
2. Барышников Д. Н.
Межнациональные отношения на
Кавказе: конфликты и
3. Взаимодействие политических
и национально этнических
4. Жириков А. А. Этнические
факторы политической
5. Здравомыслов А. Г.
Межнациональные конфликты в
постсоветском
пространстве. – М.: Аспект Пресс, 1999.
Информация о работе Национальные конфликты в советском союзе в 80-е гг