Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать основные аспекты в истории Второй Мировой Войны.
Задачи: - рассмотреть начало Великой Мировой Войны, соотношение сил противоборствующих группировок 1939 -1941 г; нападение фашистской Германии на СССР; мобилизацию сил и средств страны на отпор врагу; коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны; победу антигитлеровской коалиции, проанализировать итоги и уроки войны.
Введение 2 с.
Начало Великой Мировой Войны. Соотношение сил противоборствующих группировок 1939 -1941 г. 3 с.
Нападение фашистской Германии на СССР. Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу. 7 с.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны 10 с.
Победа антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки войны 12 с.
Заключение 16 с.
Список использованной литературы 17 с.
Содержание
Более полувека назад состоялось противостояние фашистских захватчи-ков и антифашистской коалиции. История не знает более чудовищных прес-туплений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Нечеловеческая жесто-кость, которую захватчики проявляли по отношению к населению многих других оккупированных стран, была превзойдена на советской территории. Война фашистской Германии, и ее союзников против СССР носила особый характер. Германский фашизм стремился не только захватить территорию СССР, но и уничтожить первое в мире государство рабочих и крестьян, повергнуть социалистический общественный строй, то есть прес-ледовал классовые цели. В этом состояло существенное отличие войны фашистской
Актуальность и практическая значимость: На западе можно услышать мнение, отрицающее решающую роль Советского Союза в разгроме гитле-ровских агрессоров, многие события и факты описываются искаженно, поэтому, исследования прошлых войн всегда актуальны, так как прошлое всегда неразрывно связано с настоящим и будущем. Изучая историю мира, других государств мы получаем уроки, ценой чужих ошибок. Исторический опыт призывает государства и народы к борьбе за мир, за предотвращение новой мировой войны. Но не все используют этот опыт в наше время. Об этом свидетельствуют многочисленные «горячие точки» на земле.
Цель данной работы: изучить и проанализировать основные аспекты в истории Второй Мировой Войны.
Задачи: - рассмотреть начало Великой Мировой Войны, соотношение сил противоборствующих группировок 1939 -1941 г; нападение фашистской Германии на СССР; мобилизацию сил и средств страны на отпор врагу; коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны; победу антигитлеровской коалиции, проанализировать итоги и уроки войны.
2. Начало Великой Мировой Войны.
Соотношение сил противоборствующих группировок 1939 -1941 г.
В 30-е годы XX века произошло разделение стран на две группы: демо-кратические выступали за сохранение существующего мирового порядка, в то время как тоталитарные режимы, стоявшие у власти в Японии, Италии, Германии стремились, расширить зону своих интересов на другие страны.
Германия не оставляла свою идею о мировом господстве. В книге Гит-лера «Майн кампф», написанной задолго до прихода его к власти, будущий диктатор планировал завоевать с целью создания германской всемирной империи, сначала Францию, а затем и СССР. В уничтожении конкурентов на Западе он видел лишь средство, чтобы затем обрушиться на Советский Союз. Из первой мировой войны Германия извлекла свои уроки, и избегала войны на два фронта. Гитлер допускал возможность сближения с СССР, но лишь до тех пор, пока не достигнет своего на Западе. В его планах были: ликвидация малых государств Центральной и Юго-Восточной Европы; развязывание большой войны на Западе; разгром СССР; завоевания в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке; подготовка борьбы против США.1
Отметим, что гитлеровцы тщательно готовились к подобным завоевании-ям не один год, фашистской Германии удалось создать в целом мощную военную машину. Было подготовлено вооружение, достигнут, высокий уровень обученности личного состава армии. Автоматическая исполняемость приказов достигнута за счет воздействия на психологию отдельного солдата. Фашистская идеология воспитывала физиологическую ярость к другим народам и обожествление фюрера. Одно неизбежно сопутствовало другому. «Один народ, один рейх, один фюрер. Один! И больше никого».2
1 А. М. Самсонов. «Крах фашистской агрессии 1939-1945. Исторический очерк» изд. Наука, Москва, 1975г. Стр.37.
2 Д. М. Проэктор. Агрессия и катастрофа. Высшее военное руководство фашистской Германии во второй мировой войне. М., 1972, стр. 75-76.
Германия задолго до начала войны переключила свою экономику на про-изводство военной продукции, то же сделала и с промышленностью захва-ченных ею стран. Япония и Италия также тщательно готовились к войне. Этим объяснялись крупные военные успехи немецко-фашистских и японских захватчиков.
Итак, в марте 1939 г. Германия, нарушив прежние договоренности, окку-пировала Чехословакию, предъявила территориальные претензии Польше. Ставка Германии была на то, что Англия и Франция не решатся оказать помощь Польше, так как эти страны не были готовы к войне.
Войска немецкой армии, сосредоточенные для вторжения в Польшу к утру 1 сентября 1939 г., имели 53 дивизии, в том числе 14 танковых и моторизован-ных. Общая численность этой группировки составляла 1,6 млн. человек. Она имела 2 тыс. танков, 1,9 тыс. самолетов, 6 тыс. полевых орудий и миноме-тов, 4,5 тыс. противотанковых пушек. Главный расчет гитлеровцев, при нападении на Польшу был на внезапность, поэтому мобилизация сил шла задолго до начала боевых действий. В то время как Польское командо-вание приступило к мобилизации за 8 суток до начала войны.
К началу гитлеровского вторжения в Польше были приведены в готовность 33 дивизии в составе 840 тыс. солдат и офицеров. Это составляло лишь 60% сил, предусмотренных мобилизационным планом.3
Дальнейшая мобилизация и развертывание польской армии проводились уже в ходе войны под ударами немецкой авиации.
В сентябре 1939 г. нападение на Польшу заставило Англию и Францию, связанных с Польшей договором о взаимной помощи, объявить Германии войну. Так началась Вторая мировая война.
Англия и Франция, еще в августе приступили к проведению мобилиза-циионных мероприятий. Франция численность своих вооруженных сил довела
3 А. М. Самсонов. «Крах фашистской агрессии 1939-1945. Исторический очерк» изд. Наука, Москва, 1975г. Стр.40.
до 2674 тыс. человек. К началу войны она мобилизовала 110 дивизий, из них 85 были сосредоточены на северо-востоке страны. Эти войска имели 2200 танков и 6-7 тыс. орудий. Командование французской армии, могло уве-ренно двинуть войска в наступление на Германию. Но, в Париже и Лондоне придерживались ими же созданной легенды об англо-французской «неподго-товленности» к войне с Германией, маскировавшей антисоветскую направленность их политики.4
28 сентября 1939 г. в Москве Молотов и Риббентроп подписали новый договор о дружбе и границе. К нему прилагался секретный протокол, в кото-ром Польша утрачивала свою государственность.5 Пользуясь полит. договоренностями СССР размещает военные силы в странах Прибалтики.
После 1,5 лет безуспешных переговоров по территориальному вопросу 30 ноября 1939 г. Советский Союз начал войну с Финляндией. Боевые дейст-вия длились четыре месяца, наглядно показав неподготовленность Красной армии. Красноармейцы не умели вести боевые действия в условиях бездорожья и лесистой местности. Гитлер, внимательно следивший за ходом советско-финской войны, пришел к выводу, что Красная армия слаба, и это ускорило его стремление начать агрессию против нашего государства.
27 сентября 1940 г. в Берлине между Германией, Италией и Японией был заключен военно-политический союз, вошедший в историю как Тройственный пакт. В соответствии с этим документом между тремя государствами были разграничены сферы влияния в борьбе за мировое господство.
Весной - летом 1940 г. Германия захватила Бельгию, Нидерланды, Данию, значительную часть Франции, весной 1941 г. - Югославию и Грецию. Наша страна форсировала подготовку к войне с Германией. В высших эшело-нах власти понимали, что вторжение фашистов неминуемо. Однако через
4 А. М. Самсонов. «Крах фашистской агрессии 1939-1945. Исторический очерк» изд. Наука, Москва, 1975г. Стр.40.
5 Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2005. стр. 295
средства пропаганды всячески старались сгладить остроту предстоящего конфликта. Вместе с тем в 1941 г. 43% государственного бюджета тратилось на оборону. Советские заводы приступили к выпуску новой боевой техники. В 1939—1941 гг. СССР производил больше самолетов, чем Германия, но преобладающая их часть, была устаревшего образца. Такая же ситуация наблюдалась и с танками. К июню 1941 г. Советский Союз создал армию численностью 3,3 млн. человек, имевшую 10,4 тыс. танков и 8,5 тыс. самоле-тов, но много лучшего оставляла желать выучка личного состава. В октябре 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности»: призывной возраст снижался с 21 года до 19 лет. Резко выросло число военных акаде-мий и училищ: был учтен печальный опыт войны с Финляндией.6
Двадцать второго июня 1941 г. без объявления войны германские войска перешли границу Советского Союза.
На стороне Германии в войне против СССР участвовали Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия. У Советского Союза к этому моменту союз-ников в Европе не было. Нападавшая сторона насчитывала 5,5 млн. человек, 3,8 тыс. танков и 4,6 тыс. самолетов. Германия обладала огромным военно-промышленным потенциалом, используя экономические ресурсы всех завое-ванных ею государств. Цель фашистской агрессии состояла в уничтожении СССР как государства,
6 Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2005. стр. 297
3. Нападение фашистской Германии на СССР.
Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу.
К началу гитлеровского вторжения главные силы Красной армии, дисло-цированные в приграничных округах, находились в отдалении от границы и не составляли сплошного фронта обороны. Это позволило противнику вклиниться в оборону советских войск, завладев стратегической инициативой. В первые же часы войны немцы без труда подавили дезорганизованное сопротивление советских войск на подавляющей части. К концу первого дня войны фашист-ские войска проникли на 25 - 50 км в глубь советской территории. Красная армия лишилась 1200 самолетов, большинство из которых даже не успело взлететь со своих аэродромов. В итоге приграничных сражений уже через месяц ведения боевых действий Красная армия потеряла около 1 млн военных.
Осенью 1941 г в тылу противника оказались важнейшие экономические районы, миллионы советских людей, значительные материальные ценности. К концу года не мог быть использован ни один металлургический завод юга. С августа по ноябрь из строя выбыло 303 предприятия, занимавшихся изготовлением боеприпасов. Двадцать четвертого июня был учрежден Совет по эвакуации. Под его руководством проводилась переброска ведущих пред-приятий на восток страны. С июля по ноябрь 1941 г. было эвакуировано и размещено на Урале, в Сибири, Поволжье и Казахстане более 1,5 тысяч предприятий, преимущественно военных заводов.
Необходимость превращения страны в единый военный лагерь потре-бовала в кратчайшие сроки перестроить всю экономику Советского госу-дарства, приспособить ее к нуждам войны. Центральный Комитет партии в директиве от 29 июня 1941 г., обязал партийные организации республик, краёв и областей укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность. Ведение войны требовало крупных расхо-дов. Поэтому в государственный бюджет были внесены существенные изме-нения. Ассигнования на военные нужды во второй половине 1941 г. по срав-нению с первым полугодием возросли на 20,6 млрд. рублей, а на развитие гражданских отраслей народного хозяйства и социально-культурные меро-приятия они уменьшились на 38,1 млрд. рублей. Советские люди отказывали себе во многом во имя победы над врагом.
С начала июля по всей стране формировались отряды народного ополчения, в основном из тех, кто не подлежал призыву в армию.
С самого начала войны против России немецкие генералы подмечали, что в целом войска противника обороняются куда упорнее, чем на Западе. Нередки были случаи самопожертвования: воздушные тараны, направление летчиками своих подбитых самолетов на войска агрессоров, подрыв себя вместе с вражес-кими танками или солдатами.
Вступление СССР в войну против фашистской Германии коренным об-разом изменило характер второй мировой войны, вызвав усиление освободи-тельной борьбы во всех оккупированных гитлеровцами странах Европы. «На Советский Союз смотрели как на единственную силу, способную уничтожить военную машину нацистов».7
1 января 1942 г. представители 26 государств подписали в Вашингтоне декларацию о совместной борьбе против агрессоров, о подчинении этой цели всех своих ресурсов. Гитлер и другие нацистские лидеры фашистской Германии просчитались, делая ставку на уничтожение своих противни ков поодиночке. Вместо этого они имели перед собой коалицию госу дарств во главе с СССР, США и Англией. Участники коалиции обязались не заключать сепаратного мира и сотрудничать в войне до победы. Создание антигитлеровской коалиции, и ее дальнейшее укрепление сыграло большую роль в организации разгрома блока фашистских государств. Политика объединения усилий в достижении этой цели являлась главным курсом стран антигитлеровской коалиции. Советский
7 В. Жоаннес, Ж. Виллар. Французское Сопротивление и вторая мировая война. «Вторая мировая война», кн. 3. Движение Сопротивления в Европе. М., 1966, стр. 281.
Союз, опираясь
на всенародную поддержку и эконом