Сенат
возник в 1711 г. и заменил собой Боярскую
думу. В тот год Петр отправлялся с войсками
на юго-запад, к реке Прут воевать с турками.
В его отсутствие руководить страной должен
был Сенат, состоявший из вельмож, которым
царь доверял. Сенат контролировал правосудие,
сбор налогов, государственные расходы,
с ним сносились губернаторы.
Коллегии
были созданы вместо старых приказов в
1717—1721 гг. Порядок работы коллегий определял
Генеральный регламент, который был составлен
с учетом опыта шведских и датских государственных
органов. Возглавляли коллегии президенты,
но решения принимались коллегиально,
т. е. с учетом мнения всех членов коллегии.
На
правах коллегий находилось еще два учреждения
— Главный магистрат, созданный в 1720 г.
и возглавлявший городское самоуправление,
и Синод.
Открытый
надзор за деятельностью Сената осуществлял
с 1722 г. генерал-прокурор, которого Петр
называл «оком государевым». За коллегиями
надзирали прокуроры. Генерал- прокурор
и прокуроры должны были пресекать нарушения
закона, злоупотребления, произвол и взяточничество.
Близких
к себе сановников Петр самолично избивал
дубинкой, если открывалось, что они нечисты
на руку.
Помимо
открытого прокурорского надзора существовал
скрытый — фискальный. С 1711 г. фискалы
(тайные агенты) следили за деятельностью
всех государственных чиновников и доносили
царю через главного обер-фискала. Если
донос оказывался правильным или казался
таковым верховным властям, фискал получал
вознаграждение, часто из средств наказываемых.
Фискалов все ненавидели и боялись.
Но
еще больше боялись Преображенского приказа,
возглавлявшегося Ф. Ю. Ромодановским.
Это был первый в истории России орган
политического сыска, который преследовал
за преступления против самого царя, государства
и церкви.
В
1719 г. четырехлетний наследник царя Петр
Петрович заболел оспой и умер. Вопрос
о наследнике, таким образом, остался открытым.
Петр I издал указ о престолонаследии,
в котором оставлял за собой право передать
российский трон тому, кого он сам выберет.
В
1721 г., после победоносного окончания Северной
войны, Сенат «поднес» Петру I титул императора
и наименование «Великий». Новый императорский
титул Петра признала Европа. Так с 1721
г. Россия стала империей.3
В
начале XVIII в. существенно изменилось положение
верхов русского общества. Боярство, дворянство,
дети боярские постепенно слились в единое
сословие. Петр на польско-литовский манер
называл его шляхетством, но с середины
XVIII в. утвердилось русское название «дворянство».
Дворянство стало «благородным» сословием,
имеющим не только обязанности, но и громадные
права, которые обеспечивали дворянам
первейшую роль в государстве.
Дворянская
служба была пожизненной. Молодые дворянские
недоросли являлись на смотр, сдавали
экзамены. Дворяне обязаны были уметь
читать и писать, знать азы математики
и иностранных языков (при Петре предпочитали
голландский и немецкий).
В
полках служба начиналась с рядовых чинов,
в канцеляриях — с нижних должностей.
Порядок продвижения по служебной лестнице
и получения чинов определяла Табель о
рангах 1722 г. Она окончательно упразднила
прежние старомосковские чины: боярина,
конюшего, стольника и пр. На первое место
при получении чина Табель о рангах поставила
личные заслуги и способности человека,
а не происхождение. Служебная лестница
насчитывала 14 ступеней военной, штатской
и придворной деятельности, которые были
соотнесены друг с другом.
Табель
о рангах открыла доступ в дворянство
людям «неблагородного» происхождения.
С определенных рангов они получали личное,
а потом и потомственное дворянство, становились
«благородными».
Крупнейшей
реформой петровского времени явилась
реформа налогообложения.
В
1718—1724 гг. была проведена перепись населения.
Правительство надеялось, что в результате
переписи удастся увеличить число тяглых
дворов. Однако этого не произошло. Непосильные
труды, многочисленные повинности и поборы
свели в могилу великое множество народа.
Часть молодых мужчин ушла в армию. Немало
людей бежало. Размер тягла высчитали
простым арифметическим действием. Петр
приказал разделить сумму, необходимую
для содержания сухопутной армии (4 млн
рублей), на число душ крестьян мужского
пола (5,4 млн); получилось 74 копейки. Так
же поступили с налогообложением посадских
(183 400 душ мужского пола), чьи деньги шли
на содержание флота. Посадские должны
были платить 1 рубль 14 копеек. Подушная
подать заменила все прежние налоги.
Черносошных
крестьян Севера, однодворцев из южных
уездов, пашенных людей Сибири, ясачных
людей Поволжья (около 1 млн душ мужского
пола) стали называть государственными.
Они, помимо 74 копеек подушной подати,
платили государству еще и оброк в 40 копеек.
Чтобы
пресечь бегство, была введена паспортная
система. Крестьяне, посадские, уходившие
на приработки, должны были получить паспорт.
«Беспашпортных» людей ловили, тащили
в Сыскной приказ или в воеводские провинциальные
канцелярии для выяснения: не беглый ли?
Беглых, наказав, возвращали хозяевам
или на места их постоянного жительства.
Указ 1721 г. увеличил штраф за предоставление
убежища беглому в 3 раза по сравнению
с Уложением 1649 г.
Основой
экономической политики российского правительства,
как и любого европейского правительства
того времени, являлись протекционизм
и меркантилизм.
Протекционизм
(от слова «протекция» — защита) предполагал
создание максимально выгодных условий
для отечественных производителей и торговцев.
В этом отношении показателен таможенный
тариф 1724 г. Заграничные товары, аналоги
которых в достатке производились российскими
мануфактурами и ремесленниками, облагались
такими пошлинами на таможнях, что просто
не имело смысла везти их в Россию. Эти
зарубежные товары часто были более высокого
качества, чем аналогичные русские, и правительство
таким образом защищало от конкуренции
своих производителей.
Меркантилизм
состоял в поощрении вывоза товаров за
границу и ввоза оттуда денег. В XVIII в. считалось,
что это обогащает страну.
Внешнеторговый
баланс России был положительным: Россия
вывозила товаров на сумму в 2 раза большую,
чем ввозила.
Сначала
правительство ограничило свободную внешнюю
торговлю, введя государственную монополию
на продажу за рубеж ходовых товаров. Государство
само торговало ими. Но с 1717 г. от такой
политики к выгоде российских торговых
людей отошли. Государственная монополия
на внешнюю торговлю была отменена. Чтобы
не отвлекать верхи купечества и владельцев
мануфактур от насущных дел, их также освободили
от государевой службы.
Основную
массу товаров, покупаемых населением,
изготовляли в петровское время не мануфактуры,
а ремесленники.
И
все же производство и торговля в России
выросли, хотя и основывались на крепостнических
порядках. (В Европе тогда успешно развивались
буржуазные отношения, с ними был связан
бурный рост европейской промышленности
и торговли.)
Заключение
Главным
итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России режима
абсолютизма, венцом которого стало изменение
в 1721 г. титула российского монарха – Петр
объявил себя императором, а страна стала
называться Российской Империей.
Таким
образом, было оформлено то, к чему шел
Петр все годы своего царствования – создание
государства со стройной системой управления,
сильной армией и флотом, мощной экономикой,
оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ
государство не было связано ничем и могло
пользоваться любыми средствами для достижения
своих целей. В итоге Петр пришел к своему
идеалу государственного устройства –
военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека – капитана, и успел
вывести этот корабль из болота в бурные
воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором
принадлежала дворянскому сословию. Вместе
с тем отсталость России не была полностью
преодолена, а реформы осуществлялись
в основном за счет жесточайшей эксплуатации
и принуждения.
Роль
Петра Великого в истории России трудно
переоценить. Как бы не относиться к методам
и стилю проведения им преобразований,
нельзя не признать – Петр Великий является
одной из самых заметных фигур мировой
истории.
Список использованных источников
- Боханов
А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История
России. XVIII век. М.: АСТ, 2001. – 608с.
- Введенский Р. М., Маландин В. В., Колесникова
Е. А., Талина Г. В., Артамонов Г. А., Комиссаренко
А. И. История России XVII-XVIII вв.; Владос –
Москва, 2008. – 704 c.
- Курукин И.В. История России XVIII век. –
М.: ДРОФА.2010 – 256 с.
1 Курукин
И.В. История России XVIII век. – М.: ДРОФА.2010
– 256 с.
2 Боханов
А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История
России. XVIII век. М.: АСТ, 2001. – 608с.
3 Введенский
Р. М., Маландин В. В., Колесникова Е. А., Талина
Г. В., Артамонов Г. А., Комиссаренко А. И.
История России XVII-XVIII вв.; Владос – Москва,
2008. – 704 c.