Начало Северной войны. Первые реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век – социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти

Содержание

Введение 3
1. Начало Северной войны. Первые реформы Петра I 4
2. Народные восстания в петровское время 7
3. Реформы Петра I 10
Заключение 16
Список использованных источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

Сенат возник в 1711 г. и заменил собой Боярскую думу. В тот год Петр отправлялся с войсками на юго-запад, к реке Прут воевать с турками. В его отсутствие руководить страной должен был Сенат, состоявший из вельмож, которым царь доверял. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, с ним сносились губернаторы.

Коллегии были созданы вместо старых приказов в 1717—1721 гг. Порядок работы коллегий определял Генеральный регламент, который был составлен с учетом опыта шведских и датских государственных органов. Возглавляли коллегии президенты, но решения принимались коллегиально, т. е. с учетом мнения всех членов коллегии.

На правах коллегий находилось еще два учреждения — Главный магистрат, созданный в 1720 г. и возглавлявший городское самоуправление, и Синод.

Открытый надзор за деятельностью Сената осуществлял с 1722 г. генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым». За коллегиями надзирали прокуроры. Генерал- прокурор и прокуроры должны были пресекать нарушения закона, злоупотребления, произвол и взяточничество.

Близких к себе сановников Петр самолично избивал дубинкой, если открывалось, что они нечисты на руку.

Помимо открытого прокурорского надзора существовал скрытый — фискальный. С 1711 г. фискалы (тайные агенты) следили за деятельностью всех государственных чиновников и доносили царю через главного обер-фискала. Если донос оказывался правильным или казался таковым верховным властям, фискал получал вознаграждение, часто из средств наказываемых. Фискалов все ненавидели и боялись.

Но еще больше боялись Преображенского приказа, возглавлявшегося  Ф. Ю. Ромодановским. Это был первый в истории России орган политического сыска, который преследовал за преступления против самого царя, государства и церкви.

В 1719 г. четырехлетний наследник царя Петр Петрович заболел оспой и умер. Вопрос о наследнике, таким образом, остался открытым. Петр I издал указ о престолонаследии, в котором оставлял за собой право передать российский трон тому, кого он сам выберет.

В 1721 г., после победоносного окончания Северной войны, Сенат «поднес» Петру I титул императора и наименование «Великий». Новый императорский титул Петра признала Европа. Так с 1721 г. Россия стала империей.3

В начале XVIII в. существенно изменилось положение верхов русского общества. Боярство, дворянство, дети боярские постепенно слились в единое сословие. Петр на польско-литовский манер называл его шляхетством, но с середины XVIII в. утвердилось русское название «дворянство». Дворянство стало «благородным» сословием, имеющим не только обязанности, но и громадные права, которые обеспечивали дворянам первейшую роль в государстве.

Дворянская служба была пожизненной. Молодые дворянские недоросли являлись на смотр, сдавали экзамены. Дворяне обязаны были уметь читать и писать, знать азы математики и иностранных языков (при Петре предпочитали голландский и немецкий).

В полках служба начиналась с рядовых чинов, в канцеляриях — с нижних должностей. Порядок продвижения по служебной лестнице и получения чинов определяла Табель о рангах 1722 г. Она окончательно упразднила прежние старомосковские чины: боярина, конюшего, стольника и пр. На первое место при получении чина Табель о рангах поставила личные заслуги и способности человека, а не происхождение. Служебная лестница насчитывала 14 ступеней военной, штатской и придворной деятельности, которые были соотнесены друг с другом.

Табель о рангах открыла доступ в дворянство людям «неблагородного» происхождения. С определенных рангов они получали личное, а потом и потомственное дворянство, становились «благородными».

Крупнейшей реформой петровского времени явилась реформа налогообложения.

В 1718—1724 гг. была проведена перепись населения. Правительство надеялось, что в результате переписи удастся увеличить число тяглых дворов. Однако этого не произошло. Непосильные труды, многочисленные повинности и поборы свели в могилу великое множество народа. Часть молодых мужчин ушла в армию. Немало людей бежало. Размер тягла высчитали простым арифметическим действием. Петр приказал разделить сумму, необходимую для содержания сухопутной армии (4 млн рублей), на число душ крестьян мужского пола (5,4 млн); получилось 74 копейки. Так же поступили с налогообложением посадских (183 400 душ мужского пола), чьи деньги шли на содержание флота. Посадские должны были платить 1 рубль 14 копеек. Подушная подать заменила все прежние налоги.

Черносошных крестьян Севера, однодворцев из южных уездов, пашенных людей Сибири, ясачных людей Поволжья (около 1 млн душ мужского пола) стали называть государственными. Они, помимо 74 копеек подушной подати, платили государству еще и оброк в 40 копеек.

Чтобы пресечь бегство, была введена паспортная система. Крестьяне, посадские, уходившие на приработки, должны были получить паспорт. «Беспашпортных» людей ловили, тащили в Сыскной приказ или в воеводские провинциальные канцелярии для выяснения: не беглый ли? Беглых, наказав, возвращали хозяевам или на места их постоянного жительства. Указ 1721 г. увеличил штраф за предоставление убежища беглому в 3 раза по сравнению с Уложением 1649 г.

Основой экономической политики российского правительства, как и любого европейского правительства того времени, являлись протекционизм и меркантилизм. 

Протекционизм (от слова «протекция» — защита) предполагал создание максимально выгодных условий для отечественных производителей и торговцев. В этом отношении показателен таможенный тариф 1724 г. Заграничные товары, аналоги которых в достатке производились российскими мануфактурами и ремесленниками, облагались такими пошлинами на таможнях, что просто не имело смысла везти их в Россию. Эти зарубежные товары часто были более высокого качества, чем аналогичные русские, и правительство таким образом защищало от конкуренции своих производителей.

Меркантилизм состоял в поощрении вывоза товаров за границу и ввоза оттуда денег. В XVIII в. считалось, что это обогащает страну.

Внешнеторговый баланс России был положительным: Россия вывозила товаров на сумму в 2 раза большую, чем ввозила.

Сначала правительство ограничило свободную внешнюю торговлю, введя государственную монополию на продажу за рубеж ходовых товаров. Государство само торговало ими. Но с 1717 г. от такой политики к выгоде российских торговых людей отошли. Государственная монополия на внешнюю торговлю была отменена. Чтобы не отвлекать верхи купечества и владельцев мануфактур от насущных дел, их также освободили от государевой службы.

Основную массу товаров, покупаемых населением, изготовляли в петровское время не мануфактуры, а ремесленники.

И все же производство и торговля в России выросли, хотя и основывались на крепостнических порядках. (В Европе тогда успешно развивались буржуазные отношения, с ними был связан бурный рост европейской промышленности и торговли.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей.

Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XVIII век. М.: АСТ, 2001. – 608с.
  2. Введенский Р. М., Маландин В. В., Колесникова Е. А., Талина Г. В., Артамонов Г. А., Комиссаренко А. И. История России XVII-XVIII вв.; Владос – Москва, 2008. – 704 c.
  3. Курукин И.В. История России XVIII век. – М.: ДРОФА.2010 – 256 с.

1 Курукин И.В. История России XVIII век. – М.: ДРОФА.2010 – 256 с.

2 Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XVIII век. М.: АСТ, 2001. – 608с.

3 Введенский Р. М., Маландин В. В., Колесникова Е. А., Талина Г. В., Артамонов Г. А., Комиссаренко А. И. История России XVII-XVIII вв.; Владос – Москва, 2008. – 704 c.

 

 


Информация о работе Начало Северной войны. Первые реформы Петра I