Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:48, реферат
Григорий Ефимович Распутин родился 9 (22) января 1869 в селе Покровское, Тобольской губернии в семье довольно крепкого достатка. Фамилия Распутиных значится в «Посемейном списке старожилов Покровской волости», начало рода восходит ко второй половине XVIII века. Его фамилия происходит от слова «распута». А попытки исследователей Распутина образовать его фамилию от «распутицы» или «распутья» особого доверия не вызывают.1 «Распутин» - происходит от нарицательного «распута» – безнравственный, непутевый. «Распута» – беспутный, непутевый, распутный человек. Иногда служило мужским личным именем. При Иване Грозном на Белом озере жил крестьянин Василий Кирьянов, давший своим сыновьям имена Распута и Беспута.
Глава I
Начало жизненного пути
Григорий Ефимович Распутин родился 9 (22) января 1869 в селе Покровское, Тобольской губернии в семье довольно крепкого достатка. Фамилия Распутиных значится в «Посемейном списке старожилов Покровской волости», начало рода восходит ко второй половине XVIII века. Его фамилия происходит от слова «распута». А попытки исследователей Распутина образовать его фамилию от «распутицы» или «распутья» особого доверия не вызывают.1 «Распутин» - происходит от нарицательного «распута» – безнравственный, непутевый. «Распута» – беспутный, непутевый, распутный человек. Иногда служило мужским личным именем. При Иване Грозном на Белом озере жил крестьянин Василий Кирьянов, давший своим сыновьям имена Распута и Беспута.2 Это весьма сомнительное для «святого человека» значение фамилии и станет причиной того, что царь попытается ее поменять.
Прослеживается линия от Якова Васильевича Распутина – деда Григория. К моменту рождения Григория в Покровском проживало тридцать три семьи по дедовской линии.3
Отец Григория Ефимий (Ефим) Яковлевич (1843 – 1916 гг.) – нередко поражал сельчан своих «учеными разговорами» и за это прослыл умным, все знающим и во всем разбирающимся. Как показывают свидетели, допрошенные в Чрезвычайной комиссии, много пил, но потом совладал с собой, обзавелся хозяйством – владел земельным наделом, зимой занимался извозом, а летом, как все крестьяне Покровского, промышлял рыбной ловлей и подрабатывал грузчиком на пароходах и баржах.4 Когда построил в селе церковь, в течение некоторого времени Ефим Яковлевич являлся церковным старостой. По местным понятиям, он был человеком состоятельным: дом на восемь комнат, хозяйство, земельный надел.
Cогласно данным метрических книг Покровской слободы, у Ефима и Анны Распутиных всего было девять детей, которые все, за исключением Григория, умерли в детском возрасте. По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и Анны Васильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев умирает. 2 августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и умершую, снова называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее рождение в семье Ефима Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года — родилась дочь Гликерия, тоже умершая через 4 месяца. И наконец, 17 августа 1867 года у Распутиных родился сын Андрей, которому тоже не было суждено жить.5 В 1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в семье Е.Я. Распутина. Таким образом, согласно церковным книгам Григорий Распутин не мог родиться в период с 1863 по 1868 год. Сколько в действительности у Григория Распутина имелось братьев и сестер, сказать с достоверностью сегодня нельзя. Известно то, что у Григория был брат Михаил (старше на два года) – единственный товарищ детства, который умер, когда Григорию исполнилось восемь лет. Трое остальных братьев и сестер Г.Е. Распутина умерли в раннем возрасте.
Личностное становление
Распутина происходило на фоне вполне
явных последствий родовой
Первое паломничество он совершил в Верхотур, в 1890 году. В том же году, когда Григорию было 19, он вернулся из странствия в Покровское, где женился на крестьянке Прасковье Фёдоровне Дубровиной, которая родила ему троих детей: Димитрия, первенца, появившегося на свет в1897 году, Матрёну (Марию), родившуюся в 1898 году, и Варвару 1900 года рождения. После добровольного паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин оставил свою семью и отправился странствовать по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками. В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути достаточно долго жил в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии.7 Вполне вероятно, что Григорий действительно был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом. Более того, через некоторое время он объявил себя святым, и на каждом шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление. Слухи о сибирском знахаре стали распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали издалека. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль: действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния
Однажды во время распашки поля Распутину, по его словам, было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом, который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола. Осуществить поездку в Санкт-Петербург Григорию Ефимовичу Распутину удастся лишь в 1904 году, при содействии архимандрита Феофана, инспектора Санкт-Петербургской Академии, с которым он познакомится в 1903 году.8
В многочисленных воспоминаниях очевидцев, современников, земляков, соседей, знакомых, лиц, хоть единожды видевших Распутина, а также тесно и часто с ним общавшихся, этот загадочный человек имел заурядную внешность крестьянина, средний рост, близко посаженные серые глаза. Он носил каштановые длинные, ниспадающие на плечи волосы, которые делали его похожим на монаха или священника. Вероятно, он действительно был верующим, но не притворялся, молился мало и неохотно, любил, однако, говорить о Боге, вести длинные беседы на религиозные темы и, несмотря на свою необразованность, любил философствовать. Его сильно интересовала духовная жизнь человека. Он был знаток человеческой психики, что оказывало ему большую помощь. На лбу Распутин имел шишку, которую он тщательно закрывал своими длинными волосами. Он всегда носил при себе гребенку, которой расчесывал свои длинные, блестящие и всегда умасленные волосы. Борода же его была почти всегда в беспорядке. Распутин только изредка расчесывал ее щеткой. В общем, он был довольно чистоплотным и часто купался, но за столом он вел себя малокультурно. Он пользовался только в редких случаях ножом и вилкой и предпочитал брать кушанья с тарелок своими костлявыми и сухими пальцами. Большие куски он разрывал, а не резал. Только немногие могли при этом смотреть на него без отвращения. Его рот был очень велик, но зубы были черными. Во время еды остатки пищи очень часто застревали в его бороде. Он никогда не ел мяса, сладостей и пирожных. Его любимыми блюдами были картофель и овощи, которые доставлялись ему его почитательницами. Из напитков он предпочитал мадеру и портвейн. К сладким винам он привык в монастырях и мог их переносить в очень больших количествах. В своей одежде Распутин всегда оставался верен своему крестьянскому наряду. Он носил русскую рубашку, опоясанную шелковым шнурком, широкие шаровары, высокие сапоги и на плечах поддевку. В Петербурге он охотно надевал шелковые рубашки, которые вышивали для него и подносили ему царица и его поклонницы. При них он также носил высокие лаковые сапоги.9
Распутин часто утверждал, что он владеет особой силой, при помощи которой он может все достигнуть и в опасные моменты даже спасти свою жизнь. Скептики этому не верили. В действительности Распутин обладал особой способностью, которую он сам называл своей «силой». Нельзя сказать, был ли это гипноз или магнетизм. Первые проявления необычайных «экстрасенсорных» талантов Григория Распутина относятся к раннему детству, когда он был деревенским «духовным ветеринаром» и лечил «внушением» заболевших домашних и хозяйских животных. Григорий Распутин прослыл известным врачевателем и предсказателем. Его дар убеждать людей позволял добиваться всего, что он хотел.10
В 1903 году, когда известность Распутина начинает доходить уже до Петербурга, начинается его первое преследование со стороны церкви. В Тобольскую консисторию доносят о том, как странно ведет себя этот «божий человек» с женщинами, приезжающими к нему из Петербурга, и о том, что уже в молодости Распутин в период работы на заводах Пермской губернии, ознакомился с внецерковным религиозным учением хлыстовства. В Покровское был послан следователь, однако ничего порочащего он в тот раз не обнаружил. Однако, в 1907 году по доносу 1903 г. все той же Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина, который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных фактов протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.11 А в феврале 1912 открыто второе дело о причастности Распутина к секте «хлыстов», но уже в ноябре было заключено, что Распутин является порядочным христианином, и дело было закрыто. А Григорий оправдан. Однако это не означало, что противники Распутина поверили в результаты расследования. Исследователи предполагают, что и епископ Антоний, занимавшийся в 1907 году делом Распутина, и епископ Алексий, взявшийся за дело в 1912 году, снискали личной выгоды, и, в конечном счете, получили повышение после того, как дела о причастности Распутина к хлыстовству были закрыты : епископ Антоний (Каржавин), вероятно, именно за это был перемещён в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру, и возведен в сан архиепископа, а епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода.
И все же, какое место учение хлыстовства занимало в жизни Распутина? Хлысты появились в России в том же XVII веке – в царствование первых Романовых. Родоначальником хлыстовской секты стал некий Данила Филиппович, объявивший себя «богом Саваофом». Как описывают хлыстовские предания, «сей Данила Филиппович спустился с неба в превеликой славе в огненной колеснице» и остался на земле в образе человека. По той же хлыстовской легенде, за 15 лет до сошествия «Саваофа» Данилы Филипповича родился от столетней «богородицы» «сын божий Иван Суслов». В 30 лет он был позван «Саваофом» Данилой Филипповичем, и тот сделал Ивана «живым богом» – «христом». Так на Руси появились «бог Саваоф» и «сын его Христос». И родившая «христа» «богородица». Они пришли защитить нищий обиженный народ. Согласно преданию, первого «христа», Ивана Суслова, бояре схватили, привезли в Москву и распяли у кремлевских ворот. Но он, по верованию хлыстов, воскрес. И опять его распинали, и опять он воскресал. Впоследствии и Суслов, и его мать умерли или как считали хлысты - «вернулись на небо», а новыми «христами» и «богородицами» стали другие люди. Но эта тленность хлыстовских «живых богов» совсем не смущала их темных последователей, так как, по хлыстовским верованиям, с уходом из земной жизни очередного «христа» Святой Дух поселяется в новом теле. Таким образом новый «мессия» снова и снова появлялся на Руси. Эта смесь язычества и православия должна была появиться в темной, беспощадно угнетаемой рабской России. Учение хлыстов открывало перед забитым крестьянином мир беспредельных возможностей, так как говорило: каждый мужчина может стать «христом», каждая женщина – «богородицей». Надо только изгнать плотский грех, праведной жизнью и молитвами подготовить душу к сошествию в нее Святого Духа. Святой Дух материально вселялся в души людей – эта мистическая буквальность была радостно принята неграмотными крестьянами. И каждая хлыстовская община («корабль» по терминологии хлыстов) имела своего «христа» и свою «богородицу». Народ сначала звал сектантов «христами». Но принятый в секте обряд самобичевания – хлестания прутьями и жгутами (восходящий к языческим временам, но причудливо соединившийся с евангельским бичеванием Христа) дал секте новое название – «хлысты». Сами они называли себя «божьими людьми», позднее – «христововерами». Подготавливая души для прихода Святого Духа, они, естественно, проповедовали крайний аскетизм, но весьма неожиданно: подавление похоти проходило через беспредельный разврат. Отказ от плотской жизни в семье в некоторых хлыстовских сектах выливался в беспорядочные половые связи между членами секты – «свальный грех». Это происходило на «радении» – главном хлыстовском обряде, опять же идущем от языческих колдунов и шаманов. Хлысты считали, что во время «радения» на них нисходит Святой Дух. И тогда все члены секты старались зачать как можно более «христов» и «богородиц», так как эти дети будут рождены от Святого Духа. В момент «радения» на некоторых «кораблях» хлысты и «соединяются в любви». Но «свальный грех» – грех лишь для непосвященных. Хлысты же уверены, что грешат для подавления плоти – чтобы стать чистыми, чтобы воссияла в их душах братская «Христова любовь», освободившаяся от всяких плотских помыслов. Грехом гнать грех – основа хлыстовского учения. В хлыстовстве – опасная отвага души: не бояться греха. Хлысты учат: за грехом у верующего всегда следует глубокое страдание от содеянного, а следом – глубокое покаяние, великое очищение души, приближающее человека к Богу. Необходимая «гимнастика души»: грех – покаяние – очищение. Без хлыстовской идеи избавления от греха через грех, без понимания этой «духовной гимнастики», самого сознания важности, необходимости греха – невозможно понять Распутина. Вероятно, именно влияние этого учения сформировало необычный подход Распутина к вере, молитве и традициям церкви.12
Еще до появления его при дворе были распространены самые фантастические слухи об этом таинственном человеке, основанием которых служили письма Великой княгини Анастасии (Стены) Черногорской, дочери черногорского короля Николы Негоши и жены Великого князя Николая Николаевича младшего, который являлся сыном Николая Николаевича старшего, третьего сына императора Николая I. Дело в том, что на обратном пути в Покровское, после своего второго странствия в 1900 году, Распутин остановился в Киеве, в Михайловском монастыре. Там он и познакомился с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией и ее сестрой Милицей, которые отправились в Киев на богомолье и остановились в том же монастыре, но на правах почетных гостей, а не странников, как Распутин. Вскоре после первой встречи он получил приглашение на чай и не преминул им воспользоваться. Когда Распутин узнал, кем были его новые знакомые, он, понимая какие перспективы перед ним открывались, сообщил им, что обладает способностью излечивать все болезни, может предсказывать будущее и отвести предстоящее несчастье. Узнав, что «старец» может лечить гемофилию, болезнь которой был подвержен цесаревич, они решили привезти Распутина в Петербург, чтобы представить царской чете и таким образом оказать им большую услугу.13
Он прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком. Он остановился в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана, который в свою очередь представил его генеральше Лопухиной, в салоне которой и началось знакомство Григория с петербургским обществом. В столичном обществе Распутин нашел хорошо подготовленную почву. Он отличался от других сомнительных личностей, ясновидящих, предсказателей и тому подобных людей своей изумительной силой воли. Кроме того, он никогда не преследовал личных мелочных интересов, и его стремление к влиянию над людьми вызывалось только жаждой власти. Его сильная личность требовала выявления власти. Он любил приказывать и распоряжаться людьми.
И как раз через Распутина великий князь Николая Николаевич и другие родственники царя, зная его слабость и то, что царица оказывает огромное влияние на него, собирались влиять на политическую жизнь России. Но все пошло не по придуманному ими плану. Всю силу своего положения он использовал, как хотелось ему. Распутину, со своими способностями подчинять людей, было несложно удовлетворять свои амбиции и стремления к власти.
Через 10 лет после своего появления в Петербурге, в 1914 году Распутин поселился в доме №64, на улице Гороховой.14 Именно по этому адресу, в конце концов, обосновался «старец». В этом доме крестьянин из Тобольской губернии и великий чудотворец властвовал над высшим петербуржским светом. Быть может из-за своей ненависти к дворянству, он почти при любом подходящем случае старался унизить их, открыть их истинное лицо. А при том положении, в котором он находился, эти случаи предоставлялись ему довольно часто. Крестьян и простых искренних людей он, напротив, уважал и старался всячески им помочь.