Недоросли в Петровскую эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – характеристика повседневной жизни малолетних дворян как части российской истории и культуры XVII в. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
— изучена повседневная жизнь дворянских детей в родительских семьях и учебных заведениях;
— выявлены и проанализированы причины выделения этой социально-возрастной группы

Вложенные файлы: 1 файл

Недоросли в Петровскую эпоху.docx

— 28.91 Кб (Скачать файл)

Недоросль – это истор. в XVII веке в России — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу.

Цель исследования – характеристика повседневной жизни малолетних дворян как части российской истории и культуры XVII в. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

— изучена повседневная жизнь дворянских детей в родительских семьях и учебных заведениях;

— выявлены и проанализированы причины выделения этой социально-возрастной группы

Положение дворянского ребёнка в повседневной жизни семьи и общества может быть названо как положение исключённости. В иерархии взаимоотношений дворян малолетний долго занимал последнюю ступень. В ХVII – его возраст не давал никаких особых прав и привилегий. Дети содержались по «остаточному принципу», на их запросы, воспитание и образование выделялось только та часть средств, которая оставалась после удовлетворения нужд взрослых членов семьи. И хотя в законодательстве некоторые права малолетнего дворянина защищались (например, в отношении получения наследства), в повседневной жизни ребёнок был неполноправен. К нему могли применять ту же систему наказаний, что и к провинившимся крепостным. В ментальных установках дворян ХVII – на повседневном уровне отсутствовало представление о ребёнке как личности. В XVII в.  дворянский ребёнок был желанным как продолжатель рода, но бесправным существом. Его обыденные отношения с родителями определялись этикетом и не были особо близкими. По отношению к детям допускалось любое действие (например, наказания, переходящие в истязания). Положение ребенка-дворянина в XVII веке –можно назвать исключённым: он занимает низшее положение в повседневной жизни по отношению ко всем свободнорожденным, но в то же время не смешивается с крепостными.

 В XVII в. государство начинало рассматривать дворянского ребёнка как потенциального служащего по достижении 10 лет. К этому возрасту обыденная жизнь и обучение ребёнка были таковы, что он, как правило, оставался малограмотен или совсем неграмотен. В первой половине XVII в. родители сначала под нажимом государственной власти, а позже добровольно сделали уроки частью повседневной жизни своих детей. С малых лет призывники находились под пристальным вниманием государства. Они были обязаны являться на смотры, где определялась их дальнейшая судьба. Эти смотры проводили местные и центральные власти. Законодательство обращало внимание на категории призывников. Отдельные указы имели в виду недорослей из дворян, разделяя их по имущественному положению. (В соответствии с новыми требованиями, закрепленными документом 1714г. недвижимое имущество в многодетных семьях отдавалось «по первенству большему сыну», а движимое – определялось между наследниками в равных долях)

Для конкретного призыва мог быть установлен разный возраст молодых людей. Так, нижним порогом в каких-то документах считалось 10 лет, в других – 13, 15 лет. Верхним порогом – 20, 30, 35 лет. Такой диапазон связан скорее с тем, что были разные цели этих призывов, возможно, в связи с малочисленностью детей 10-летнего возраста этот диапазон расширялся, также в связи с тем, что было много тех, кто уклонялся от этого смотра, но на них распространялась мера в виду штрафа, необходимо учитывать, что были и негодные к службе, да и важно какое имущество было у недорослей. Часто недоросля просто призывали, но не забирали в полк, могли отправить обратно в семью, для достижения большего возраста и повторного призыва или же отправляли на обучение в школу.( Это тоже был вид службы). В какой-то степени это была «перепись» малолетних дворян, годных к призыву, в будущем позволявшая выстроить четкую систему гос.службы и комплектования резерва кадров из представителей молодого поколения дворян.

Годных к несению воинских обязанностей распределяли в полки по потребности комплектования. Например, в конце февраля 1714 г. именной царский указ требовал выслать на смотр в Санкт-Петербург тех дворянских детей, недвижимое имущество которых (или их отцов, матерей) составляло 100 дворов и больше. Возраст этих юношей был установлен в 13 лет и выше. Речь в документе шла о мальчиках, которые «в смотрах царского величества и в сенате не были». Кроме того, прибыть в столицу должны были и те, которым на смотрах были даны за малолетством «сроки». Одновременно законодатель определил меры в отношении дворянских детей, не имевших такого количества крестьянских дворов. Им предписывалось после смотров «у губернаторов с товарыщи» в случае признания годными явиться в установленные сроки в столицу в Военную канцелярию. Заверенные подписью губернаторов списки призывников требовалось высылать в Канцелярию Сената.

В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и не служивших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.

В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшим чиновником. Изначально призывы имели негативных характер, родители не хотели отправлять своих детей и сами уклоняли их от службы, скрывая их настоящий возраст, но со временем «бегунов» и уклонений становилось меньше.

В январе 1716 г. царь снова вернулся к вопросу о недорослях и потребовал напечатать имена явившихся, с тем, чтобы доносители могли удостовериться в точности своих данных. Вывесить эти данные губернаторы должны были в городах и знатных селах. Еще одно уточнение было сделано через месяц: доносителю в случае сыска беглого предполагалось выдать 5 рублей.

В случае, если «недоросль» был привлечен к суду, но отказывался давать показания в силу малолетнего возраста, то составлялся приказ и по достижению его совершеннолетия он снова призывался в суд по этому делу. Его родители не могли нести за него ответственность, в таких случаях недоросль часто отстранялся от гос.службы или обучения ( в зависимости от ситуации)

Понятие «недоросль» существует до XX века, применяется все также для малолетних дворян, но необходимо учитывать, что в повседневной истории дворянского детства в России существенное изменение претерпела подготовка малолетних перед их выходом во взрослую жизнь. В начале исследованного периода дети приступали к исполнению обязанностей взрослых при крайне низком образовательном уровне. Но забегая вперед  в конце ХIХ – начале ХХ в. обыденной нормой стало стремление родителей дать детям своим не только высшее образование, но и профессиональную подготовку, что привело к появлению периода юности. Значительную эволюцию претерпели и обыденные представления малолетних дворян о своей судьбе: от полного покорности воле взрослых до умения самостоятельно сделать выбор, наметить линию своего повседневного поведения и отстоять их перед взрослыми. Родители постепенно привыкали уважать выбор детей. Таким образом, в Петровскую эпоху были заложены основы для ряда важных социальных условий. Не только усовершенствование системы государственной службы, но и особое отношение к институту семьи, положения ребенка в семье, также получение образования молодых дворян, как в России (Санкт- Петербург, Москва), также и за границей, что значительно расширяло круг общения дворян, формирования их личного опыта, выделение их как наиболее значимого и авторитетного сословия.

Суровая эпоха первых десятилетий XVII в. требовала от юношей в первую очередь службы на благо государства. В условиях ведения войны нужнее всего были солдаты, драгуны, матросы. Именно на это была нацелена правительственная политика в отношении предполагавшихся призывников разного социального уровня. Она выражалась в проведении смотров и организации учета недорослей на местах и в центре. Тяготы службы, угроза гибели пугали молодых людей, заставляя игнорировать требования указов, скрываться, бежать с дороги. Эти чувства не знали имущественных и других различий. Однако неуклонность проведения властными структурами выбранной линии способствовала становлению норм и определенного порядка призыва и службы новобранцев, востребованных рожденной Российской империей и в более позднее время.

История человечества или отдельной страны, разворачивающаяся во времени и пространстве, не знает возрастных границ. Её героями и свидетелями, то есть субъектами, могут быть и дети наряду со взрослыми. Изучение возрастных групп  в истории через призму повседневности позволяет показать, как в отдельные периоды роль той или иной возрастной группы растёт или снижается, как историческая повседневность выдвигает её на авансцену или уводит в тень. В соответствии с тем, насколько активна возрастная группа в рассматриваемый период, меняется содержание и атрибуты повседневной жизни самой группы и современного ей общества, трансформируется облик эпохи и меняется представление историков о динамике исторических процессов. 

Основной источник работы законодательные акты из Полного Собрания законов Российской империи (Тома 1-9) неопубликованные и опубликованные мемуары, законы Российской империи, создававшие реалии повседневной жизни малолетних дворян.

малолетство не всегда было поводом для размышления и не всегда имело категорию ценности. Идеальными источниками, отражающими обыденность дворянского детства могли быть воспоминания, созданные самими детьми. Но их крайне мало в имеющемся комплексе источников.


Информация о работе Недоросли в Петровскую эпоху