Недоросль – это истор. в XVII
веке в России — молодой дворянин, не достигший
совершеннолетия и не поступивший на государственную
службу.
Цель исследования – характеристика
повседневной жизни малолетних дворян
как части российской истории и культуры
XVII в. Для достижения данной цели были
решены следующие задачи:
— изучена повседневная жизнь
дворянских детей в родительских семьях
и учебных заведениях;
— выявлены и проанализированы
причины выделения этой социально-возрастной
группы
Положение дворянского ребёнка
в повседневной жизни семьи и общества
может быть названо как положение исключённости.
В иерархии взаимоотношений дворян малолетний
долго занимал последнюю ступень. В ХVII
– его возраст не давал никаких особых
прав и привилегий. Дети содержались по
«остаточному принципу», на их запросы,
воспитание и образование выделялось
только та часть средств, которая оставалась
после удовлетворения нужд взрослых членов
семьи. И хотя в законодательстве некоторые
права малолетнего дворянина защищались
(например, в отношении получения наследства),
в повседневной жизни ребёнок был неполноправен.
К нему могли применять ту же систему наказаний,
что и к провинившимся крепостным. В ментальных
установках дворян ХVII – на повседневном
уровне отсутствовало представление о
ребёнке как личности. В XVII в. дворянский ребёнок
был желанным как продолжатель рода, но
бесправным существом. Его обыденные отношения
с родителями определялись этикетом и
не были особо близкими. По отношению к
детям допускалось любое действие (например,
наказания, переходящие в истязания). Положение
ребенка-дворянина в XVII веке –можно назвать
исключённым: он занимает низшее положение
в повседневной жизни по отношению ко
всем свободнорожденным, но в то же время
не смешивается с крепостными.
В XVII в. государство начинало
рассматривать дворянского ребёнка как
потенциального служащего по достижении
10 лет. К этому возрасту обыденная жизнь
и обучение ребёнка были таковы, что он,
как правило, оставался малограмотен или
совсем неграмотен. В первой половине
XVII в. родители сначала под нажимом государственной
власти, а позже добровольно сделали уроки
частью повседневной жизни своих детей. С малых лет призывники
находились под пристальным вниманием
государства. Они были обязаны являться на смотры, где определялась их дальнейшая судьба. Эти смотры проводили местные и центральные власти. Законодательство обращало внимание на категории
призывников. Отдельные указы имели
в виду недорослей
из дворян, разделяя
их по имущественному положению. (В соответствии
с новыми требованиями, закрепленными документом 1714г. недвижимое имущество в многодетных семьях отдавалось «по первенству большему сыну», а движимое – определялось между
наследниками в равных долях)
Для конкретного призыва мог быть установлен разный возраст молодых людей. Так, нижним порогом в каких-то документах считалось 10 лет, в других – 13, 15 лет. Верхним порогом
– 20, 30, 35 лет. Такой диапазон связан скорее
с тем, что были разные цели этих призывов,
возможно, в связи с малочисленностью
детей 10-летнего возраста этот диапазон
расширялся, также в связи с тем, что было
много тех, кто уклонялся от этого смотра,
но на них распространялась мера в виду
штрафа, необходимо учитывать, что были
и негодные к службе, да и важно какое имущество
было у недорослей. Часто недоросля просто
призывали, но не забирали в полк, могли
отправить обратно в семью, для достижения
большего возраста и повторного призыва
или же отправляли на обучение в школу.( Это тоже был
вид службы). В какой-то степени это была
«перепись» малолетних дворян, годных
к призыву, в будущем позволявшая выстроить
четкую систему гос.службы и комплектования
резерва кадров из представителей молодого
поколения дворян.
Годных к несению воинских
обязанностей распределяли в полки по
потребности комплектования. Например,
в конце февраля 1714 г. именной царский
указ требовал выслать на смотр в Санкт-Петербург
тех дворянских детей, недвижимое имущество
которых (или их отцов, матерей) составляло
100 дворов и больше. Возраст этих юношей
был установлен в 13 лет и выше. Речь в документе
шла о мальчиках, которые «в смотрах царского
величества и в сенате не были». Кроме
того, прибыть в столицу должны были и
те, которым на смотрах были даны за малолетством
«сроки». Одновременно законодатель определил
меры в отношении дворянских детей, не
имевших такого количества крестьянских
дворов. Им предписывалось после смотров
«у губернаторов с товарыщи» в случае
признания годными явиться в установленные
сроки в столицу в Военную канцелярию.
Заверенные подписью губернаторов списки
призывников требовалось высылать в Канцелярию
Сената.
В 1714 г. Петр 1 подписал
указы об обязательном обучении дворянских
детей цифири и геометрии. Стали создаваться
цифирные школы, где помимо дворян обучались
дети приказных, служилых и посадских
людей. Время от времени царь устраивал
в Москве или Петербурге смотры служивших
и не служивших взрослых дворян и недорослей,
и нередко сам распределял их по полкам
и школам, а также определял, кому учиться
в России, а кому за границей. При Петре
появился обычай посылать дворян учиться
за границу. Для многих это было тяжелым
испытанием: будущий известный дипломат
Петр Толстой отправился учиться в Италию
в 52 года, будучи уже дедушкой. Царь был
тверд в своем намерении заставить дворян
учиться.
В петровское время
юноши, закончив учебу к пятнадцати годам,
обязаны были поступить на военную или
гражданскую службу. Дворян на службу
принимали по их годности, принимая во
внимание внешний вид, способности, происхождение
и состоятельность. По требованию Петра
дворяне начинали служить с “фундаменту”,
т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском
учреждении - низшим чиновником. Изначально
призывы имели негативных характер, родители
не хотели отправлять своих детей и сами
уклоняли их от службы, скрывая их настоящий
возраст, но со временем «бегунов» и уклонений
становилось меньше.
В январе 1716 г. царь
снова вернулся к вопросу о недорослях
и потребовал напечатать имена явившихся,
с тем, чтобы доносители могли удостовериться
в точности своих данных. Вывесить эти
данные губернаторы должны были в городах
и знатных селах. Еще одно уточнение было
сделано через месяц: доносителю в случае
сыска беглого предполагалось выдать
5 рублей.
В случае, если «недоросль»
был привлечен к суду, но отказывался давать
показания в силу малолетнего возраста,
то составлялся приказ и по достижению
его совершеннолетия он снова призывался
в суд по этому делу. Его родители не могли
нести за него ответственность, в таких
случаях недоросль часто отстранялся
от гос.службы или обучения ( в зависимости
от ситуации)
Понятие «недоросль»
существует до XX века, применяется все
также для малолетних дворян, но необходимо учитывать,
что в повседневной истории дворянского
детства в России существенное изменение
претерпела подготовка малолетних перед
их выходом во взрослую жизнь. В начале
исследованного периода дети приступали
к исполнению обязанностей взрослых при
крайне низком образовательном уровне.
Но забегая вперед в конце ХIХ – начале
ХХ в. обыденной нормой стало стремление
родителей дать детям своим не только
высшее образование, но и профессиональную
подготовку, что привело к появлению периода
юности. Значительную эволюцию претерпели
и обыденные представления малолетних
дворян о своей судьбе: от полного покорности
воле взрослых до умения самостоятельно
сделать выбор, наметить линию своего
повседневного поведения и отстоять их
перед взрослыми. Родители постепенно
привыкали уважать выбор детей. Таким
образом, в Петровскую эпоху были заложены
основы для ряда важных социальных условий.
Не только усовершенствование системы
государственной службы, но и особое отношение
к институту семьи, положения ребенка
в семье, также получение образования
молодых дворян, как в России (Санкт- Петербург,
Москва), также и за границей, что значительно
расширяло круг общения дворян, формирования
их личного опыта, выделение их как наиболее
значимого и авторитетного сословия.
Суровая эпоха первых десятилетий
XVII в. требовала от юношей в первую очередь
службы на благо государства. В условиях
ведения войны нужнее всего были солдаты,
драгуны, матросы. Именно на это была нацелена
правительственная политика в отношении
предполагавшихся призывников разного
социального уровня. Она выражалась в
проведении смотров и организации учета
недорослей на местах и в центре. Тяготы
службы, угроза гибели пугали молодых
людей, заставляя игнорировать требования
указов, скрываться, бежать с дороги. Эти
чувства не знали имущественных и других
различий. Однако неуклонность проведения
властными структурами выбранной линии
способствовала становлению норм и определенного
порядка призыва и службы новобранцев,
востребованных рожденной Российской
империей и в более позднее время.
История человечества или отдельной
страны, разворачивающаяся во времени
и пространстве, не знает возрастных границ.
Её героями и свидетелями, то есть субъектами,
могут быть и дети наряду со взрослыми.
Изучение возрастных групп в истории
через призму повседневности позволяет
показать, как в отдельные периоды роль
той или иной возрастной группы растёт
или снижается, как историческая повседневность
выдвигает её на авансцену или уводит
в тень. В соответствии с тем, насколько
активна возрастная группа в рассматриваемый
период, меняется содержание и атрибуты
повседневной жизни самой группы и современного
ей общества, трансформируется облик эпохи
и меняется представление историков о
динамике исторических процессов.
Основной источник работы законодательные
акты из Полного Собрания законов Российской
империи (Тома 1-9) неопубликованные и опубликованные
мемуары, законы Российской империи, создававшие
реалии повседневной жизни малолетних
дворян.
малолетство не всегда было
поводом для размышления и не всегда имело
категорию ценности. Идеальными источниками,
отражающими обыденность дворянского
детства могли быть воспоминания, созданные
самими детьми. Но их крайне мало в имеющемся
комплексе источников.