Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:39, контрольная работа
Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е годы ХХ века как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция основывается на выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, не ограничивающих свободную конкуренцию.
Рассмотрим основные положения неолиберализма, основываясь на теории спонтанного рыночного порядка Ф.Хайека и экономической теории порядков В.Ойкена и Л.Эрхарда, а также сопоставим неолиберальный и кейнсианский подход в плане вмешательства государства в экономику.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Неоавстрийская школа: Ф. Хайек…………………………………………...4
2.Западногерманская школа: В. Ойкен, Л. Эрхард…………………………...8
3.Сопоставление неолиберального и кейнсианского подходов…………….11
Заключение…………………………………………………………………..........14
Библиографический список……………………………………………….........16
Концепция Ойкена явилась мощным средством формирования нового мировоззрения, ориентированного на свободный и организованный рынок. Она подготовила проведение новой политики Л. Эрхардом. Людвиг Эрхард (1897-1977гг.) был крупным представителем германского неолиберализма.
При участии Эрхарда Западная Германия в конце 40-х гг. была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены реформы.
Главная причина успеха – осуществленный Эрхардом поворот курса экономической политики в сторону рыночного хозяйства, развитие конкуренции. Реформа, проведенная Эрхардом и его сподвижниками, создала предпосылки для экономического возрождения Германии.
Эффективная экономическая политика Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста, ориентировалась на формирование социального рыночного хозяйства. Отличительные черты его следующие.
Конкуренция обеспечивает экономический прогресс, рост производительности, является инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования. Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.
Для научной методологии западногерманского неолиберализма было характерно следующее. Во-первых, подход к явлениям хозяйственной жизни преимущественно с макроэкономических позиций, а не с точки зрения интересов отдельных предпринимательских структур. Во-вторых, обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику, причем объектом этого вмешательства считались преимущественно институциональные основы конкуренции, ценообразования и распределения доходов. В-третьих, в отличие от либералов-неоклассиков, занимавшихся проблемами количественных аспектов общественного воспроизводства, неолибералы поставили во главу угла исследование качественных параметров. Их разработка считалась достаточной предпосылкой для устранения присущих рыночной (смешанной) экономике количественных диспропорций.
Представители западногерманского неолиберализма сделали серьезные выводы из мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., показавшего, что без активного регулирования государством институциональных основ хозяйственной деятельности, направленного на создание благоприятных общих условий и вместе с тем жестких рамок для развития конкуренции и предпринимательства, рыночная экономика нежизнеспособна. Эта идея после второй мировой войны в той или иной мере получила признание в странах Запада и нашла преломление в их экономической политике.
Подведем итог проведенному анализу неолиберализма и сопоставим его с кейнсианством.
Кейнсианство и неолиберализм принципиально различаются в своих подходах к роли государственного вмешательства в экономические процессы.
Если кейнсианство изначальным
считает осуществление мер
По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики.
Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Дж.М. Кейнс теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Он считал экономику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теория опирается на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Дж.М.Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе. Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами».
Неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики, что идет от Дж. Кейнса. Однако в неолиберализме в большей мере, чем в кейнсианстве, государственное регулирование сочетается с естественным рыночным механизмом.
Идеи и положения западногерманского неолиберализма сформировались в условиях «сильного государства», склонного к тоталитарному устройству, и «властных частных структур», разрушающих конкуренцию.
Западногерманский неолиберализм искал и во многом нашел ответ на вопрос: как обеспечить такой хозяйственный и общественный порядок, в котором высшим приоритетом была бы свобода индивида, любая власть была бы ограничена, рынок был бы действительно конкурентным и эффективным, социальные проблемы были бы принципиально решены, а правила хозяйствования и регулирования соблюдались бы всеми.
Либералам взгляды Дж.М.Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально- экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству.
Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне.
Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л. Эрхарда – «конкуренция везде, где возможно, регулирование – там, где необходимо», – доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.
Ни одну из этих двух концепций нельзя считать универсальной, ни одну из них нельзя брать в «чистом» виде, поскольку каждая упрощает реальные процессы, подчеркивает лишь отдельные стороны действительности. Реальный рынок в системе смешанной экономики весьма несовершенен по сравнению с его идеальной теоретической моделью, что объясняется прежде всего монополизированностью экономики. В этих условиях предпочтительным является регулирование экономики, во всяком случае на краткосрочных интервалах, с помощью кейнсианской теории.
Заключение
Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Главная заслуга в разработке неолиберальной теории принадлежит Фридриху Августу фон Хайеку, Вальтеру Ойкену, а также Людвигу Эрхарду.
Ф. Хайек в теории спонтанного рыночного порядка возражал против усиления роли государства в рыночной экономике. По его мнению, это ослабляет основную функцию рыночной экономики – генерирование и распространение информации и, в конечном счете, заменяет рыночную систему тоталитарным режимом. В основе этого вывода лежат представления Ф.Хайека об индивидуализме, конкуренции, роли информации в обществе.
Один из представителей западногерманского неолиберализма В. Ойкен выдвинул теорию экономических порядков, которую на практике реализовал Л. Эрхард. Суть данной теории заключалась в следующем: в формировании экономических порядков непосредственное участие принимает государство; порядок не устанавливается сам по себе, его нужно реализовывать. Наиболее рациональным является конкурентный порядок, который не изобретается, а формируется под влиянием внутренних потенциалов. Смысл экономической политики заключается в том, чтобы способствовать развитию наиболее рациональных, соответствующих определенным условиям порядков.
Главная идея Дж.М.Кейнса заключалась в том, что для удовлетворения современных культурных и экономических потребностей общества необходимы определенные правительственные меры воздействия на экономику. Иными словами, рыночная экономика (капитализм) не может успешно развиваться без государственного вмешательства, без ее активного регулирования со стороны государства.
Неолиберализм, возникший почти одновременно с кейнсианством, основывается на идее как можно более ограниченного (пассивного) государственного регулирования экономики, приоритетного использования принципов свободного ценообразования и т.д.
Германский неолиберализм представляет собой своеобразный вариант теории государственного регулирования, но с большим, чем в кейнсианстве, акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма.
Идеи и положения неолиберализма весьма актуальны и в современных условиях. Будучи сформированным в условиях «сильного государства», склонного к тоталитарному устройству, и «властных частных структур», разрушающих конкуренцию, западногерманский неолиберализм искал и во многом нашел ответ на вопрос: как обеспечить такой хозяйственный и общественный порядок, в котором высшим приоритетом была бы свобода индивида, любая власть была бы ограничена, рынок был бы действительно конкурентным и эффективным, социальные проблемы были бы принципиально решены, а правила хозяйствования и регулирования соблюдались бы всеми.
В действительности линия, разделяющая кейнсианцев и неолибералистов не столь четкая, но в крайних проявлениях кейнсианские и неолибералистические взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия, касающиеся в частности роли государства.
Социально-рыночная экономика, возникшая из неолиберальных теорий, показала на примере послевоенной Германии свою жизнестойкость и эффективность. В то же время, на базе кейнсианских концепций и моделей не удалось решить проблемы реализации и бескризисного развития. Все это вызвало критику кейнсианства как со стороны его противников и потребовало его пересмотра в направлении развитии со стороны последователей.
Экономические идеи неолиберализма получили признание и дальнейшее развитие у представителей монетаризма и сторонников теории рациональных ожиданий.
Библиографический список