Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:36, реферат

Краткое описание

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории в школе.

Вложенные файлы: 1 файл

netradicionnyeformy.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит НФУ, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная

мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

По мнению И.И. Макарьева: “школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

Чтобы понять причины подобной функциональной способности, необходимо вспомнить некоторые особенности подростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, урок – игра приближается к жизни. Она интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно, с этим, по словам В.А. Крутецкого и Н.С. Лукина: “уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации”. В.М. Григорьев замечает, что умело организованные уроки – игры, позволяют задействовать в учебных целях, энергию, которую школьники расходуют на “подпольную игровою деятельность”. Это ведется “на уроках всех (без исключения!) преподавателей… Способы “конспирации” оттачивались сотнями школьников, а обмен опытом подпольных проделок налажен с завидной оперативностью”.

При этом, если педагог “войной пошел” на игры ребят, он сам же ставит их в роль “подпольщиков”, - и тогда найдите для подростков более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию ребят “в мирных целях”?

“Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них педагогическую пользу. Многие из самостоятельных игр подростков могут стать материалом для разработки дидактических игр”.

Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность НФУ – очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках – играх или на уроках – дискуссиях. В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”. НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “я тоже могу”, т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока – игры показывает В.М. Букатов: “Для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогике не “передача знаний”, а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает ученикам глаза на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеках, в подвале. “Лучше там, чем нигде!” - считают юные представители грядущего поколения. Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если – в стенах школы! Во время урока! Легально! На дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…”. А на уроке, где присутствует игровое действие, “именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “обретения себя”.

А теперь остановимся на уроках – играх. Итак, урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Методисты выделили два важных признака исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни, с обсуждением прошлого. Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности).

В.Г. Семенов выделил: интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно – ролевые); не интерактивные (индивидуальные игровые задания).

В.Г. Семенов классифицирует также игры по степени импровизации: игры с ролями и сюжетом (импровизированные); игры с четким каноническим сюжетом (каноническое); бессюжетные игры (кроссворды).

Г.К. Селевко выделяет: сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации.

И.В. Кучерук классифицирует игры: деловые и ретроспективные.

Деловая игра моделирует ситуацию более эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, где ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события.

Имеет два подвида: игра – обсуждение – это воссоздание воображаемой ситуации современности со спором, дискуссией; игра – исследование – это воссоздание воображаемой ситуации современности, основанное на индивидуальных действиях “героя”.

Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия” и принцип исторической беллетристики – “так могло быть”. По словам психолога А.Н. Лука, в такой игре подростку “удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее”. Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые.

Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Имеют три подвида: театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.

Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Имеют два подвида: конкурсная, соревновательная игра – это искусственное моделирование ситуации прошлого, в котором люди определенной эпохи “демонстрируют” свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте; маршрутная игра (путешествие, экспедиция) – особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и “путешествуют” по нему в определенной пространственной среде.

Классификация исторических игр основана на трех критериях: характер ролей участников; времени воображаемой ситуации на занятиях; жесткости сценария и степени импровизации детей в игре.

Как правило, участниками игры являются учитель и ученики. Учитель истории может выступать в роли: ведущего; инструктора; тренера; судьи-рефери; председателя жюри. Учащиеся в игре могут выступать в роли: актеры; участники, очевидцы, свидетели; зрители; эксперты.

Историческая игра делится на следующие этапы: подготовительный; вводный; игровой; оценочный.

Теперь остановимся на уроках-дискуссиях.

Учителя истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, используют элементы дискуссии. Они призваны выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию.

Очень заметное влияние в последние годы в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. На уроках с дискуссионным действиям каждый ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики, а также навыками источниковедческой работы. Все дискуссионные уроки на исторические темы подразделяют на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их поведения, задач и направленности обсуждения.

Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории