Никейский собор.Основные постулаты христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:57, доклад

Краткое описание

Первый в истории Христианской Церкви Вселенский Собор открылся 20 мая 325 года в Никее (ныне – город Изник на территории Турции), откуда возникло название «Никейский» или «Первый Никейский Собор». Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. Ариа́нство — одно из учений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 19.78 Кб (Скачать файл)

Никейский собор. Основные постулаты христианства 

   Первый в истории Христианской Церкви Вселенский Собор открылся 20 мая 325 года в Никее (ныне – город Изник на территории Турции), откуда возникло название «Никейский» или «Первый Никейский Собор».   Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. Ариа́нство — одно из учений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени его основателя — александрийского священника Ария. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос был сотворён Богом, а значит, не равен и не единосущен Ему, но только подобосущен. Согласно же христианскому учению, Исус существовал всегда, но однажды – воплотился, чтобы искупить человеческие грехи на Кресте. Именно поэтому христианство называется «религией искупления», и в этом заключается его главный догмат и главное чудо.

На этом соборе выступили  три различных направления: убежденные ариане, которых было немного (ЕВСЕВИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ), промежуточное направление, представителем которого был ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, И противники Ария, прежде всего АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ при поддержке своего диакона АФАНАСИЯ. К этому же направлению принадлежал Осия КОРДОВСКИЙ.

   Император Константин очень заботился, чтобы Христианской церкви не было разногласий. Осужденных епископами еретиков он наказывал и ссылал. В это время в церкви поднялся большой спор о вероучении Ария. Сторонников Ария было очень много, около половины всех Христиан. Дело не ограничилось спором в книгах и на словах; доходило до схваток на улицах. Часто целый город был разделен на две партии, ненавидевшие друг друга.   Нехристиан в это время было гораздо больше, чем Христиан. Нехристиане, однако, не составляли одной веры, среди них были поклонники старых римских и греческих богов, почитатели солнца, великой матери богов и др. Они не могли соединиться против Христианства. Но их опасно было раздражать. Они продолжали строить свои храмы, обращаться к своим гадателям. Еженедельный праздник по всей империи еще назывался солнечным днем (до сих пор это имя осталось за воскресеньем на немецком и английском языке). Константин очень желал прекращения спора. Он созвал епископов на первый общий вселенский собор в малоазийском городе Никее, против Константинополя. Он называл себя общим епископом, других епископов – своими братьями и сотрудниками.

   На Первом Вселенском  соборе присутствовало, по свидетельству  Афанасия Великого, 318 епископов.  На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии ставших святыми (Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский). После нескольких попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Св. Писание Собору на одном из заседаний Евсевий Кесарийский, первоиерарх Палестинского округа, предложил противопоставить арианству ясное исповедание православной веры в виде крещального символа своей Церкви. Константин принял эту инициативу, но предложил внести в символ только одно слово - «единосущный» («омоусиоус»). Таким образом, в Символ веры был внесен термин «Единосущный Отцу» - он должен был навсегда закрепить в сознании христиан истину о Божественности Иисуса Христа, который вочеловечился для искупления всего человеческого рода. Никейская формула была составлена главным образом из символа веры того времени, возможно, из крещального символа веры, используемого в Кесарии, в который были внесены новые формулировки, обусловленные ситуацией полемики. В конце была добавлена анафема арианского вероучения. Так называемый «Никейский Символ Веры» (Nicenum) не идентичен формуле Ни-кейского Собора, но сформировался в окончательном виде в IV веке и был принят Константинопольским Собором 381 года и Халкидонским Собором 451 года. Он также построен на основании древнего крещального Символа Веры и воспринял некоторые антиарианские формулировки решения Никейского Собора. По преданию, доказательством Христианского представления о Боге, как о неслиянной и нераздельной Святой Троице явилось "чудо", сотворенное святителем Спиридоном. Он взял в руки глиняный черепок и сказал: «Бог, как и этот глиняный черепок, есть Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святый», вместе с этими словами из черепка вырвались языки пламени, затем полилась вода и, наконец, образовалась глина. После этого Собор отверг арианское вероучение и утвердил Символ Веры для всех Христиан империи. Изложение в высшей степени полное и изумительно точное. Символ этот охотно принял Император Константин, подписали все члены Собора, вместе с осуждением учения Ария; подписали даже епископы, державшиеся стороны Ария, за исключением только двух Ливийских: Феоны мармарикского и Секунда птолемаидского. Упорный в своей ереси Арий предан проклятию и, по велению Императора, сослан в заточение, вместе с двумя Ливийскими епископами; его богохульные сочинения велено предавать огню; скопище его заклеймено позорным именем порфириан, как богоненавистное.

Также Вселенский Собор установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Указанный Символ веры был утвержден Собором для всех христиан империи. Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных сторон церковной жизни.

   Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А.В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.

  • Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.
  • Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.
  • Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
  • Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
  • Собор принял решение, обязующее архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.

Информация о работе Никейский собор.Основные постулаты христианства