Никола́й Семёнович Леско́в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Никола́й Семёнович Леско́в (4 (16) февраля 1831, село Горохово Орловской губернии, ныне Орловской области] — 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург) — русский писатель.
Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926). В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А. Скоттом.
Сын Николая Лескова — Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году. В городе Орле его имя носит Школа № 27.

Вложенные файлы: 1 файл

лесков.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Критики о повести

 

Героиню повести, Катерину Измайлову, критики (П. П. Громов, Б. М. Эйхенбаум и др.) сравнивают с Катериной Кабановой, героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

Героиня повести Лескова явственно противопоставлена автором Катерине Кабановой из «Грозы» Островского. Героиня гениальной драмы Островского не сливается с бытом, ее характер находится в резком контрасте со сложившимися житейскими навыками… По описанию поведения Катерины Измайловой никто и ни при каких обстоятельствах не определил бы, о какой именно молодой купчихе рассказывается. Рисунок ее образа — бытовой шаблон, но шаблон, прочерченный до того густой краской, что он превращается в своеобразный трагический лубок [3].

Обе молодые купеческие жены тяготятся «неволей», застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи, обе — натуры страстные, идущие в своём чувстве до предела. В обоих произведениях любовная драма начинается в момент, когда героинями овладевает роковая, незаконная страсть. Но если Катерина Островского воспринимает свою любовь как страшный грех, то в Катерине Лескова просыпается что-то языческое, первобытное, «решительное» (не случайно упоминается о её физической силе: «в девках страсть сильна была… даже мужчина не всякий одолевал»). Для Катерины Измайловой не может существовать никакого противодействия, её не пугает даже каторга: «с ним (с Сергеем) ей и каторжный путь цветёт счастием». Наконец, гибель Катерины Измайловой в Волге в финале повести заставляет вспомнить самоубийство Катерины Кабановой. Критиками переосмысляется и характеристика островской героини «луч света в тёмном царстве», данная Добролюбовым:

«О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта» (В. Гебель).

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировки

              пьесы:

              1956 — инсценировка Лазаря Петрейко

              1970-е — инсценировка А. Винера

              1930 — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (в поздней редакции — «Катерина Измайлова») Д. Д. Шостаковича

              1970-е — музыкальная драма «Свет мой, Катерина» Г. Бодыкина

[править]Постановки в театре

              1935 — Студия Дикого, Москва, режиссёр Алексей Дикий

              1970-е — чтецкий спектакль А. Верновой и А. Федоринова (Москонцерт)

              1978 — пражский молодёжный театр «Рубин», режиссёр Зденек Потужил

              1979 — Московский академический театр им. Вл. Маяковского, в роли Катерины — Наталья Гундарева

              2001 — Екатеринбургский государственный академический театр драмы, инсценировка О. Богаева, режиссёр Валерий Пашнин, в роли Катерины — Ирина Ермолова

              2010 — Московский театр под руководством О. Табакова, режиссёр А. Мохов

[править]Экранизации

              1916 — «Катерина-душегубка», режиссёр А. Аркатов (фильм не сохранился)[5]

              1926 — «Леди Макбет Мценского уезда», режиссёр Чеслав Сабинский, в ролях Елена Егорова (Катерина), Николай Симонов (Сергей)

              1962 — Сибирская леди Макбет, режиссёр Анджей Вайда, в ролях Оливера Маркович (Катерина), Люба Тадич, Миодраг Лазаревич

              1966 — Катерина Измайлова, режиссёр Михаил Шапиро, в ролях Галина Вишневская, Артем Иноземцев, Николай Боярский, Александр Соколов, Татьяна Гаврилова, Роман Ткачук, Вера Титова, Любовь Малиновская, Константин Адашевский

              1989 — Леди Макбет Мценского уезда, режиссёр Роман Балаян, в ролях Наталья Андрейченко (Катерина Измайлова), Александр Абдулов (Сергей), Николай Пастухов (Зиновий Борисович).



Информация о работе Никола́й Семёнович Леско́в