Новая экономическая политика в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Окончание гражданской войны и ослабление международной напряженности решили судьбу «военного коммунизма», сохранение которого грозило большевикам потерей власти. Решающим фактором стало отношение к Советской власти крестьян, чья лояльность и подчинение продразверстке объяснялись страхом потери своих земельных наделов в случае «белой реставрации». С исчезновением этой угрозы крестьяне стали требовать права распоряжаться землей, высказывать недовольство конфискацией излишков.

Содержание

Необходимость и сущность новой экономической политики

2. Переход к НЭПу в Беларуси, его особенности и характер осуществления в промышленности и сельском хозяйстве

3. Результаты НЭПа. Сворачивание НЭПа и его причины

Вложенные файлы: 1 файл

Новая экономическая политика в Беларуси.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету:

«История  Беларуси»

по теме:

«Новая  экономическая политика в Беларуси» 

                                            студента 2-го курса

                                            заочного факультета

                                            группы Зс-22 шифр № 071789

                                            Котова Алексея  Валентиновича 
 
 
 
 
 
 
 

г. Витебск

2008 г.

 

      План 

1. Необходимость  и сущность новой экономической политики

2. Переход  к НЭПу в Беларуси, его особенности  и характер осуществления в  промышленности и сельском хозяйстве

3. Результаты  НЭПа. Сворачивание НЭПа и его  причины

 

      1. Необходимость и сущность новой экономической политики 

     Первая  мировая и гражданская войны  привели к огромным разрушениям, экономика была доведено до крайней  степени нищеты. Не было в Российской империи такой области, которая бы так сильно пострадала, как Беларусь.

     Окончание гражданской войны и ослабление международной напряженности решили судьбу «военного коммунизма», сохранение которого грозило большевикам потерей  власти. Решающим фактором стало отношение  к Советской власти крестьян, чья  лояльность и подчинение продразверстке объяснялись страхом потери своих земельных наделов в случае «белой реставрации». С исчезновением этой угрозы крестьяне стали требовать права распоряжаться землей, высказывать недовольство конфискацией излишков. Они все чаще оказывали сопротивление властям, в разных районах вспыхивали восстания, пиком которых стало выступление моряков Кронштадта. Вчерашние крестьяне, одетые в военную форму, требовали отмены продразверстки и разрешения на свободную торговлю хлебом.

     Причиной  тяжелейшего экономического кризиса на рубеже 1920—21 гг. были разногласия политического и экономического характера, сохранение прежних «военно-коммумистических» методов руководства при изменении экономической и политической ситуации. Встал вопрос о срочном пересмотре методов управления обществом и хозяйством.

     Ответом на эти вопросы стала новая экономическая политика — НЭП, начало которой было положено на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Цель НЭПа — укрепление союза рабочего класса крестьянства, привлечение крестьян строительству социализма с использованием привычных для них средств. Сначала речь шла только об отказе от продразверстки, но с течением времени НЭП превратился в целую систему мер, рассчитанных, как тогда полагали, на переходный период от Капитализма к социализму. НЭП предусматривал:

     1. В области сельского хозяйства  — замену продразверстки продналогом,  который был меньше, чем продразверстка, объявлялся заранее, накануне  посевной. Сначала налог был установлен  в размере около 20 % от чистого  продукта крестьянского труда, затем был снижен до 10 % от урожая, а с 1 января 1924 г. собирался только червонцами в размере до 5 % дохода с одного двора. Хотя в среднем продналог был в два раза меньше, чем продразверстка, отмечены факты, когда на территория Беларуси иногда наблюдалось обратное. Налог имел прогрессивный характер, середняки и бедняки получали льготы. Тем, кто расширял посевные площади и увеличивал урожайность, предоставлялись налоговые скидки, что стимулировало личную заинтересованность крестьян в расширении производства.

     Крестьяне получили свободу выбирать форму  землепользования. В сентябре 1922т. был  утвержден Закон о трудовом землепользовании, по которому одинаково законными признавались артель, община, частное владение в виде отрубов или хуторов, а также комбинации этих форм землепользования. Разрешались сдача земли в аренду и использование наемного труда, причем оговаривалось, если работников можно нанимать при условии, что члены семьи также работают. Сроки аренды ограничивались. Поощрялось развитие кооперации. Роль производственных кооперативов была небольшой, а сбытовыми, снабженческими, кредитными к концу 20-х гг. было охвачено более половины всех крестьянских хозяйств.

     2. В Области торговли НЭП предусматривал продажу излишков, оставшиеся у крестьянина после выплаты налога по своему усмотрению. Возврат к частной торговле был естественным итогом перевода к продналогу.

     Сначала предполагалось, что излишки будут использоваться для обмена на продукты фабрично-заводской и ремесленной промышленности в рамках местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и ярмарках. Однако попытка ограничить частный обмен местными рынками или натуральным обменом была обречена на неудачу, и с мая 1921 г. гражданам и кооперативам было предоставлено право «обменивать, закупать и продавать» сельскохозяйственные продукты, которые остались посла выплаты натурального налога.

     При НЭПе существовали три вида торговли: частная, кооперативная и государственная. Все они открыто конкурировали между собой. Частный торговец был наиболее активен в розничной торговле, государственные органы — в оптовой, кооперативы объединяли функции оптовых и розничных продавцов.

     3. В области финансов и кредита  НЭП предусматривал проведение  денежной реформы, автором которой  был народный комиссар финансов Г.Я. Сокольников, к ее подготовке были привлечены опытные специалисты, например Н.Н. Кутлер, участвовавший в проведении знаменитой реформы С.Ю. Витте в 1895—1897 гг.

     В 1922 г. Госбанк выпустил в обращение червонцы, которые обменивались на золото (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7,74 г чистого золота). Одновременно в 1922 и 1923 гг. были выпущены совзнаки и проведены две деноминации. По первой один рубль образца 1922 г. равнялся 10000 старых рублей, по второй — один рубль образца 1923 г. был равен 100 руб. образца 1922 г.

     Первоначально червонец рассматривался не как деньги в полном смысле слова, а как особый товар. Это были кредитные деньги, выпускавшиеся для обеспечения  кредитных операций. До лета 1923 г. червонец не выходил за рамки крупного оптового оборота и межбанковских расчетов, но весной-летом 1923 г. чрезмерная эмиссия его вызвала стихийное вытеснение совзнаков из оборота, и уже летом червонец проник в розничный оборот.

     Эмиссия совзнаков закончилась в феврале 1924 г. Одновременно были выпущены казначейские билеты стоимостью 1, 3, 5 руб. золотом, разменная серебряная и медная монеты. В марте 1924 г. совзнаки были изъяты из оборота и выкуплены по твердому курсу: 1 рубль 1924 г. - 50 тыс. руб. совзнаков выпуска 1923 г. или 50 млрд. руб. до деноминации 1923 г. Внутри страны и за рубежом червонцы обменивались на золото и основные зарубежные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 амер. дол. = 1,94 руб.).

     В 1921 г. возобновил работу Госбанк, возникли специализированные банки (Торгово-промышленный, Электробанк, Российский коммерческий, преобразованный в 1924 г. во Внешторгбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства и др.). Была создана также сеть коммерческих и акционерных банков, кредитовавших отдельные отрасли промышленности, конкурировавшие между собой. Одни и те же предприятия часто кредитовались в нескольких банках одновременно и имели возможность обращаться в любой банк по своему усмотрению.

     В системе сбербанков были отменены все  ограничения на суммы, хранившиеся на счетах частных лиц и организаций. Вклады не могли быть конфискованы и выдавались владельцам по их требованию; гарантировалась тайна вкладов.

     Была  также проведена налоговая реформа, в результате которой основным источником доходов госбюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги, взимаемые с населения. Были также установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички и другие товары.

     4. В сфере промышленности под  частное управление и контроль  через аренду были возвращены ранее национализированные средние и мелкие промышленные предприятия, поскольку государство было не в состоянии поддерживать их рентабельность. Крупные предприятия денационализации не подлежали. При сдаче в аренду предпочтение отдавалось кооперативам, хотя не исключались частные лица и зарубежные фирмы, однако их роль была невелика. В целом в период НЭПа на долю частного сектора приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции.

     Коренным  образом изменилось управление крупной  национализированной промышленностью. Были ликвидированы главки, вместо них созданы тресты — объединения однородных или связанных между собой предприятий, которые получили полную хозяйственную и финансовую независимость, в том числе право выпуска долгосрочных облигационных займов. ВСНХ не вмешивался в текущую деятельность трестов, государство не отвечало за их долги.

     Тресты  позволили промышленности перейти  на хозяйственный расчет, означавший, что предприятия после обязательных финансовых взносов в госбюджет сами распоряжались доходами от продажи продукции, использовали прибыль и покрывали затраты.

     Стали возникать синдикаты — объединения  трестов, которые занимались сбытом, обеспечением, кредитованием, внешнеторговыми  операциями, т.е. монополизировали торговый аппарат отдельно взятых отраслей промышленности, сконцентрировали в своих руках основную часть оптовой торговли.

     5. В сфере трудовых отношений  была восстановлена денежная  оплата труда, введены тарифы  зарплаты, исключившие уравниловку,  сняты ограничения на зарплату  при росте выработки, ликвидированы трудовые армии, отменена обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену места работы. Все это развивало принцип материального стимулирования.

     Таким образом, экономический механизм в период НЭПа базировался на использовании экономических методов в сохранившейся административной системе хозяйства. Начало НЭПа было положено в сельскохозяйственной политике, задачей которой было получение большего объема продуктов питания; затем он получил развитие в коммерческой политике поощрения торговли, включая финансовую, направленную на стабилизацию валюты; наконец, он стал промышленной политикой, которая позволила восстановить промышленность. НЭП стал своеобразной попыткой интеграции в рамках единого хозяйственного комплекса качественно разнородных производительных сил и укладов. Его можно рассматривать как тип многоукладной экономики, внутренне неустойчивой по своей природе. НЭП своеобразно уловил общемировую тенденцию перехода к сочетанию рыночных механизмов и государственного регулирования. Но большевики реализовали эту идею как бы с обратной стороны: развитые страны шло от свободного рынка к внедрению отдельных элементов государственного вмешательства, а Советская власть — от тотального госрегулирования к допущению «капиталистических» по тогдашней терминологии элементов. Причем политическое руководство СССР считало основной целью НЭПа быстрое преодоление многоукладности и создание однородного социалистического общества. 

     2. Переход к НЭПу  в Беларуси, его  особенности и  характер осуществления в промышленности и сельском хозяйстве 

     Переход к НЭПу на территории Беларуси имел ряд особенностей: полная разруха, разрыв хозяйственных связей, распыление рабочего класса, малая территория (вся восточная  Беларусь находилась в составе России, БССР охватывала лишь шесть уездов Минской губернии), бандитизм.

     Переход к НЭПу был достаточно длительным — со второй половины 1921 г. и до конца 1922 г. Кроме того, его введение совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. В 1921 г. крестьянство увеличило свое землепользование до 5,4 млн. дес., или на 11,4 %. Однако прирезка земли оказалась незначительной: если бы распределить ее равномерно между всеми хозяйствами, каждое из них увеличилось бы меньше чем на одну десятину. В результате средняя обеспеченность одного двора землей осталась почти прежней: до 1917 г, на один двор приходилось 8,35 дес. земли, в 1924 г. — 8,41, причем увеличение было достигнуто в основном за счет бывшей Минщины, а на Витебщине средняя обеспеченность одного двора землей сократилась почти на десятину, т.е. большинство крестьянских хозяйств земли не получили. Из национализированных частновладельческих земель только 23,3 % было передано крестьянам, остальные вошли в государственный лесной и земельный фонды, были переданы совхозам, колхозам и кооперативам.

     Одним из итогов осуществления Декрета  о земле явилось изменение  социального состава сельского  населения. Наиболее многочисленной группой стали середняцкие хозяйства с земельным наделом от 2,2 до 6,4 дес. Таких насчитывалось 65 %, им принадлежало 75 % всех посевных площадей. Одновременно сократилась численность крупных, кулацких, и мелких, бедняцких, хозяйств.

     Собственниками  земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной  собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. В Земельном кодексе БССР 1923 г. право пользования землей предоставлялось всем гражданам, которые ее обрабатывали без использования наемного труда. После первого укрупнения БССР был разработан новый Земельный кодекс, введенный в действие с апреля 1926 г. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования.

Информация о работе Новая экономическая политика в Беларуси