Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:16, контрольная работа
Таким образом, целью работы является рассмотрение особенностей этических взглядов философов Поздней Стои.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:
выявить и проанализировать накопленный в науке материал по теме реферата;
выделить схожие и отличные черты философского учения поздних стоиков от предшествующих стоиков и других философских школ;
рассмотреть этические идеалы Сенеки и Марка Аврелия;
сделать выводы по мере выполнения каждой задачи, а также по всей проделанной работе.
Введение............................................................................................................3
Глава I. Об истоках позднестоической нравственности.................................6
Глава II. Философия Сенеки..............................................................................11
Глава III. Философские воззрения Марка Аврелия.........................................20
Заключение........................................................................................................27
Список использованных источников и литературы........................................28
Среди благодеяний, которые человек может оказать человеку, Сенека мыслит величайшим одно: если мудрый или дальше ушедший по пути к мудрости обратит неразумного к философии и поведет его вслед за собой к блаженной жизни. («Разум есть основа мудрости»-О Благодеяниях...XXXVII). Наставничество представлялось всей античности неотъемлемым долгом знающего. С началом эллинистической эпохи, когда целью философствования сделалась мораль, когда отыскание причин и следствий всего сущего сменилось увещанием жить согласно тому или иному своду правил, важнейшую приобрело роль поученье. Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению философа. По его мнению, оно должно быть доступным (без чрезмерных тонкостей), легко запоминающимся (чему немало способствует стихотворный размер), но главное – «поражающим душу». Эмоциональное воздействие - вот главное средство философа-наставника: «Донимай их (слушателей), жми, тесни, отбросив всяческие умозренья, и тонкости, и прочие забавы бесполезного умствования. Говори против алчности, говори против роскоши, а когда покажется, что польза есть, что души слушателей затронуты, наседай еще сильнее». (О Благодеяниях…XXI)
Таково в общих чертах этическое учение Сенеки. Наравне с ним выдающимся стоиком Рима был Император Марк Аврелий, живший несколько позже.
Глава III. Филосовские воззрения Марка Аврелия
Марк
Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года
н.э. в знатной римской семье Анния Вера
и Домиции Луциллы. Считается, что род
его древний и берет свое начало от Нумы
Помпилия. В первые годы мальчик носил
имя своего прадеда — Марк Анний Катиллий
Север. Вскоре умер его отец, Марка усыновил
дед Анний Вер, и он взял имя Марк Анний
Вер. По воле деда Марк получал начальное
образование у себя дома от различных
учителей. Император Адриан рано заметил
тонкую, справедливую натуру мальчика
и покровительствовал ему, он же дал Марку
прозвище Вериссимон («самый истинный
и правдивейший»). С ранних лет Марк исполнял
различные поручения, которые ему давал
император Адриан. В шестилетнем возрасте
он получил от императора Адриана титул
всадника, что было исключительным событием.
В 8 лет он входил в коллегию салиев (жрецов
бога Марса), а с 15–16 лет был устроителем
латинских празднеств во всем Риме и распорядителем
на пирах, устраиваемых Адрианом, и везде
показывал себя с лучшей стороны. Император
даже хотел назначить Марка своим прямым
наследником, но это было невозможно из-за
молодости избранника. Тогда он назначил
своим наследником Антонина Пия с условием,
чтобы тот, в свою очередь, передал власть
Марку. Законы древней римской традиции
разрешали передавать власть не физическим
наследникам, а тем, кого они считали своими
духовными преемниками. Усыновленный
Антонием Пием, Марк Аврелий учился у многих
выдающихся философов, в том числе у стоика
Аполлония. С 18 лет он жил в императорском
дворце. По преданиям, многое указывало
на уготованное ему великое будущее. Впоследствии
он с глубокой любовью и благодарностью
вспоминал о своих учителях и посвятил
им первые строки своих «Размышлений»:
«От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность
и незлобливость. От славы моего родителя
и оставленной им по себе памяти – скромность
и мужественность. От матери – благочестие,
щедрость, воздержанность не только от
дурных дел, но и дурных помыслов…От Аполлония
– свободомыслие и осмотрительность…»(
Марк Аврелий – последний значительный римский стоик, философия которого может рассматриваться как завершение античного стоицизма и одновременно его полный внутренний.
«Размышления» нельзя назвать обычным философским трактатом. Скорее это сочетание интеллектуальной автобиографии и серии увещеваний13, обращенных автором к самому себе и указывающих, как должно действовать не только в повседневных делах, но и в жизни в целом. Взять хотя бы само заглавие, которое дал Марк своему сочинению, - не “Размышления”, но греческая фраза, которую можно перевести как «мысли, обращенные к самому себе». «Размышления» обращались к самому автору и, по-видимому, не предназначались к обнародованию.
Марк Аврелий занимался исключительно этическими проблемами и был очень далек от всякой логики, физики и диалектики. Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности, слабости, ничтожества и покинутости человека, доходящей до совершенного отчаяния и безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому чувству: «Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение» (Размышления. Кн. VII. 12.). Таких мест у Марка Аврелия можно найти множество. Сознание собственной слабости, беспомощности и ничтожества проявляется у императора весьма четко.
Соответственно этому обостренному чувству тоски и отчаяния Марка Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству, вера в божественное откровение. Марк Аврелий поощрял официальный культ, тщательно выполнял все свои жреческие обязанности и усердно участвовал в языческих богослужениях. Но у Марка Аврелия дело никоим образом не ограничивалось этой чисто формальной и гражданской религией. Очень напряженные, очень интимные, очень нервные отношения к божеству: «Живи в общении с богами!» (Размышления. Кн.V.27.). Из всего этого хаоса и смятения, невероятного ничтожества и беспомощности человеческой личности есть, по Марку Аврелию, лишь один выход: обращение к божеству, внутреннее, интимное общение с ним, отрешение от всего внешнего, погружение в собственную душу. Марк Аврелий требует не просто стоической апатии и нравственного очищения, речь идет не просто, как у древних стоиков, о том, что мудрец не должен волноваться ничем внешним, но о том, что все внешнее вообще не должно существовать для души и соприкасаться с ней. Это говорит о необычайном возрастании роли религиозного у поздних стоиков: «Еще немного – и ты прах или кости; останется одно имя, а то и его не найти… Все блага, ценимые в жизни, суетны, бренны, ничтожны…Чтить и славить богов, делать добро людям, не тяготиться ими, но и не сближаться с ними слишком, помнить, что все, находящееся вне твоего бренного тела и такой же жизненной силы, не принадлежит тебе и от тебя не зависит» (Размышления. Кн. V.33.).
Человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы или промысла. Но это не значит, чтобы у человека была отнята всякая свобода и с него снята всякая ответственность. Если, как признавал Марк, вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение : принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями: «Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?» (Размышления. Кн.VII.57.). Индивидуум, живущий таким образом, настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и праведен.
Марк Аврелий как нельзя более далек от всяких утопий, он сознательно их отвергает. Философия остается законом жизни, но философ должен понимать все несовершенство человеческого материала, всю крайнюю медленность усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин. Нельзя насильственно обновить мир, ввести совершенный порядок, ибо никакой властитель не властен над мыслями и чувствами людей. Философия даст человеку возможность постигнуть свое место в мире и исполнить свои обязанности. Она делает это, вовсе не требуя от своего последователя слепо замкнуться в учение единой школы. Теоретически Марк Аврелий это признает: человек не должен смотреть на своего согрешающего собрата, как на неисправимого, и, если ему не удается удержать другого от зла, он должен обвинять самого себя. Но опыт автора «Размышлений» не оставлял здесь для него места иллюзиям. «Люди будут делать одно и то же, как ты не бейся» (Размышления. Кн.VIII.4.).
Когда некто обращается с тобой плохо, советует Марк, следует принять дурное обхождение, так как оно не может нам повредить, если мы сами этого не позволим. Из «Размышлений» явствует со всей очевидностью, что Марк без восторга относился к своему высокому положению римского императора. Он почти наверняка предпочел бы провести свою жизнь наставником или ученым. Но судьба поставила его императором, следовательно, его долг - принять свое положение в жизни и исполнять возложенную на него задачу в меру своих способностей. Знаменитый тезис Марка гласит : «Я Антонин, и мое отечество - Рим ; я человек, и мое отечество – мир» ( Размышления. Кн. VI.44.).
Со смертью Марка Аврелия умер и стоицизм. Точнее, началось бессмертие стоицизма. В той или иной степени, в той или иной форме стоицизм (уже не столько как философское учение, а как определенное настроение, определенный склад ума и характера) возрождался в истории неоднократно14.
Заключение
Обращаясь к истории Римской империи I-II веков, придворных военачальников, то есть лиц, так или иначе имеющих отношение к власти, Луций Аней Сенека и Марк Аврелий, являются людьми, которые, будучи политическими деятелями, в то же время были преданными последователями стоической философской школы. Отделенные друг от друга почти столетием, они удивительно похожи в идейном отношении. Взгляды Сенеки и Марка Аврелия на государственное устройство и власть схожи практически во всех пунктах, поскольку и тот и другой основные свои идеи заимствовали из стоического учения.
Для стоиков высшим благом, к которому должен стремиться человек, является «Жизнь сообразная с природой». Тот, кто живет по естественным законам, обладает добродетелью, и есть «человек добра», иначе мудрец.
Разумеется,
стоики, как наиболее активная и
твердая в своих убеждениях часть
населения, в любой стране всегда
составляли меньшинство. Но это было,
то социально значимое меньшинство,
которому нередко удавалось переломить
неблагоприятную ситуацию в лучшую
сторону, хотя при этом - повторим еще
раз - им самим почти никогда не
удавалось воспользоваться
Вот почему сегодня нам, живущим в России и не желающим покидать свою страну ради сытной и комфортной жизни в чужих краях, философия стоиков необходима.
Кажется, этот тезис не нуждается в доказательстве. Итак, « будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды»(Письма к Луцилию…LXI).
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
11.Кубланов М.М.
1 Кубланов М.М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания.М.,1998. С. 138.
2 Там же С. 150-151
3 Там же. С. 152
4 Там же
5 Сапов В.В. О Стоиках и стоицизме// Римские Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.,1998.С.211
6 Там же . С. 213-214.
7 Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб.,1997. С.116
8 Там же. С.117
9 Там же . С. 118
10 Гусейнов А.А. История этических учений.
11 Таранов П.С. 120 философов. Анатомия мудрости. Симферополь ,1997. С.384.
12 Котляревский С.А. Марк Аврелий // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.,1998.
13 Там же.
14 Там же. С. 19