Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 08:48, доклад
Дербент 2012г.
В начале 80-х годов ушли из жизни А. Н. Косыгин, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, А. Я. Пельше, Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, К. У.Черненко – последняя когорта руководителей, получивших политическую закваску в сталинское время и занимавших охранительные позиции в отношении той модели социализма и взглядов на характер мирового развития, которые сформировались в нашей стране в 30–50-е годы. Им на смену приходили совсем другие лидеры.
После смерти К.У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарем был избран М. С. Выдвижение молодого, энергичного лидера отражало стремление как общества в целом, так и правящей элиты к давно назревшим переменам. Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников не было, но
На той же конференции Горбачев объявил о намерении вывести часть советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 90-х годов. Это заявление, а также надежда на то, что Советы не решатся на военное вмешательство, вселили в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть. В течение 1989–1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции» в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. – разрушена Берлинская стена) и т.д.
Вопрос о Германии был ключевым. На переговорах о будущем Германии, в которых приняли участие представители Великобритании, Франции, СССР, США и двух немецких государств – ГДР и ФРГ, советская делегация не смогла отстоять целый ряд принципиальных положений, в том числе неучастие объединенной Германии в НАТО.
В ГДР к власти пришли христианские демократы под лозунгом объединения страны. Эти лозунги не поддерживало все население ГДР. В феврале 1989 г. на встрече с Г. Колем в Москве М. С. Горбачев предоставил ему право «взять в свои руки» дело объединения Германии.
Начало концу «холодной войны» было положено встречей нового президента США Дж. Буша и М. С. Горбачева на Мальте в декабре 1989 г. Обсудив важнейшие вопросы быстростремящегося положения в мире, руководители США и СССР продемонстрировали всему миру взаимопонимание основных проблем.
Процесс углубления взаимоотношений с Западом шел параллельно с распадом ОВД и Совета Экономической Взаимопомощи. В июне 1990 г. Венгрия заявила о своем выходе из ОВД, за ней последовали остальные страны. Так перестали существовать военные и экономические организации бывших социалистических стран. До минимума были свернуты связи с Кубой и Северной Кореей, где сохранились коммунистические режимы.
1 июля
1990 г. вступил в силу договор
о заключении экономического, социального
и финансового союза между
немецкими государствами. 12 сентября
того же года в Москве
Вывод советских войск с территории бывших социалистических государств напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения и объединения выводились в кратчайшее сроки на основе двусторонних соглашений с каждой из этих стран на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации. Спешка порождала множество вопросов, связанных с социальной защитой военнослужащих и членов их семей.
Подведем итоги. Внешнеполитическая деятельность СССР в период горбачевских реформ, основанная на принципах «нового политического мышления», кардинально изменила геополитическое пространство не только в Европе, но и во всем мире. Прекратилось противостояние США – СССР, были ликвидированы военные конфликты в нескольких десятках точек земного шара, изменились направления внешней политики десятков государств, обрели перспективы политического развития страны и народы Европы, Азии, Латинской Америки. Результаты последовательной политики СССР, направленной на сокращение гонки вооружений, освободили бюджет страны от непосильных военных расходов.
Смена внешнеполитического курса, произошедшая в течение нескольких лет, не была результатом деятельности только М. С. Горбачева. В конце мая 1989 г. на совещании в Министерстве иностранных дел был поставлен вопрос о новой роли советской дипломатии, куда были приглашены все послы и «дипломатическая элита». «Новое политическое мышление» как внешнеполитическая доктрина получило одобрение на партийных форумах и в советском обществе.
Сложный процесс поворота внешнеполитического курса практически на 180 градусов в отношении со странами Запада был обусловлен внешними и внутренними причинами. Истощение советской экономики в результате гонки вооружений, военное и экономическое давление со стороны Североатлантического блока во многом предопределяли необходимость реформ как внутри страны, так и во внешней деятельности. Снижение динамизма экономического развития, война в Афганистане, продолжение которой ставило под угрозу экономическую безопасность страны, превратились в узел проблем, решение которых в рамках старой идеологии было невозможно. Советский режим испытывал и острейший идеологический кризис. Традиционные марксистские догмы, теория «развитого социализма» перестали быть убедительными в международном коммунистическом движении и социалистической политической мысли. В странах социализма имел место глубочайший политический кризис, вызванный противоречиями теории и практики строительства социализма. Наиболее отчетливо он проявился в 80-х гг. в Польше. В этой самой большой после СССР социалистической стране Европы возникла рабочая оппозиция коммунистическому режиму. Решить проблему Польши в традициях так называемой «доктрины Брежнева», т.е. путем военного подавления оппозиции, было практически невозможно в условиях новой расстановки сил на международной арене.
Это
обстоятельство было использовано администрацией
США для сплочения западных и
восточных стран в целях
Изменения
внешнеполитического курса
Страна следовала в русле политики НАТО, что стало особенно очевидным во время ирако-кувейтской войны и военной операции США под названием «Буря в пустые» в январе 1991 г., когда СССР отказался от самостоятельной политики в Ираке. Поддержка операции «Буря в пустыне», вывод советских военных специалистов из Ирака и участие СССР в экономических санкциях против этой страны имели негативные последствия для советской экономики. СССР утратил статус одной из ведущих мировых держав.
Вместе
с тем новая политика открыла
возможности контактов и
Информация о работе Новое политическое мышление во внешней политике в СССР