Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:21, реферат
Концентрация производства и капитала в конце 30-х годов характеризовалась тем, что на крупных предприятиях (с производством продукции на миллион долларов и более), составлявших 5,2 % общего количества американских предприятий, было сосредоточено 55 % всех занятых рабочих и производилось 67,5 % валовой продукции промышленности. Гигантские концерны, составлявшие не более одной тысячной от общего числа американских корпораций, владели почти половиной всех их активов.
Введение.
США в годы экономического кризиса 1929-1933 гг.
Новый курс Ф. Рузвельта и его экономическая сущность.
В области сельского хозяйства “новый курс” состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров, и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку крупным фермам, которые могли сравнительно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субсидиями, в большом количестве приобретали сельскохозяйственные машины и химические удобрения, что повышало производительность труда и урожайность, и позволяло сохранить размеры производства на прежнем уровне. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохозяйственных площадей. В то же время 38% ферм использовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм правительственная помощь, как правило, обходила.
“Новый курс” предусматривал также ряд социальных мероприятий, направленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система выдачи минимальных пособий бедствующим безработным.
В июне 1935 г. был принят закон Вагнера “О трудовых отношениях”, который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договора. Для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж.
Экономическая политика Ф.Рузвельта оценивается весьма противоречиво. Сторонники свободной конкуренции ее безудержно ругают за нарушение старых принципов свободного предпринимательства. Защитники идеи регулируемого капитализма столь же безоговорочно ее хвалят и критикуют лишь недостаточно решительные действия в этом направлении. В годы президентства Ф. Рузвельта федеральное правительство впервые в условиях мирного времени стало играть в экономике значительную роль. Ограниченность проведенных в соответствии с “новым курсом” мероприятий не позволила добиться сколько-нибудь ощутимого хозяйственного подъема США. Что же касается введения планового хозяйства, о чем нередко говорил Ф. Рузвельт, то реально речь могла идти лишь о некоторых ограниченных регулирующих мероприятиях. Мероприятия “нового курса” были в дальнейшем постепенно отменены.
Вырвавшись из тисков экономического кризиса 1929-- 1933 гг., американская экономика сумела к 1937 г. вновь достигнуть уровня 1929 г., понизить долю безработных в рабочей силе, увеличить реальный валовой национальный продукт.
Национальный доход и другие статистические показатели отображены в таблице 1. (данные округлены).
Таблица 1.
Годы |
1929 |
1933 |
1939 |
Расходы на личное потребление |
77,3 |
45,8 |
67,0 |
Валовой объем внутренних частных Инвестиций |
16,7 |
1,6 |
9,5 |
Государственные закупки товаров И услуг |
8,9 |
8,3 |
13,6 |
Чистый экспорт |
1,1 |
0,4 |
1,2 |
Валовой национальный продукт |
103,9 |
56,0 |
91,3 |
Амортизационные отчисления |
9,9 |
7,6 |
9,0 |
Чистый национальный продукт |
94,0 |
48,4 |
82,3 |
Косвенные налоги на предприятия |
9,33 |
9,0 |
11,1 |
Национальный доход |
84,7 |
39,4 |
71,2 |
Взносы на социальное обеспечение |
0,3 |
0,3 |
2,2 |
Налоги с доходов корпораций |
1,4 |
0,5 |
1,4 |
Нераспределенные прибыли корпораций |
2,4 |
-4,0 |
0,3 |
Трансфертные платежи |
3,7 |
3,7 |
4,8 |
Личный доход |
84,3 |
46,3 |
72,1 |
Налоги на личный доход |
2,6 |
1,4 |
2,4 |
Доход после уплаты налогов |
81,7 |
44,9 |
69,7 |
Реальный валовой национальный продукт (в ценах 1982 г.) |
709,6 |
498,5 |
716,6 |
Изменение реального ВНП в % |
-2,1 |
7,9 | |
Реальный доход после уплаты налогов на душу населения (в ценах 1982 г.) |
498,6 |
370,8 |
499,5 |
Индекс потребительских цен |
17,1 |
13,0 |
13,9 |
Уровень инфляции в % |
0 |
-5,1 |
-1,4 |
Индекс промышленного производства |
16,0 | ||
Предложения денег (млрд. дол.) |
26,6 |
19,9 |
34,2 |
Население (млн. чел.) |
121,8 |
125,6 |
130,8 |
Рабочая сила (млн. чел.) |
49,2 |
51,6 |
55,2 |
Безработица (млн. чел.) |
1,6 |
12,8 |
9,5 |
Доля безработных в рабочей силе в % |
3,2 |
24,9 |
17,2 |
Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного экономического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь поразившего экономику США сильнее других стран. За два года уровень промышленного производства в США упал на 21 %. Кризис 1937--1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад.
Использованная литература:
1. Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г.
2. Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.
Информация о работе Новый курс Ф. Рузвельта и его экономическая сущность