Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 16:26, доклад
1.Великая Депрессия 1929-1933 гг. и борьба по вопросам социально-экономической политики США.
2. «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта: экономические и социальные мероприятия 1933-1935 гг.
3. Внутренняя политика администрации Рузвельта после выборов 1936 года: II этап «нового курса».
4.Итоги и последствия «нового курса».
Реформирование сельского хозяйства
К самым глубоким вмешательствам государства в рыночную экономику относятся вспомогательные мероприятия в сельском хозяйстве, которое бесспорно являлось наиболее пострадавшей отраслью экономики.
12 мая 1933 г. вошел в силу
билль о помощи фермерам. Его
основной раздел - закон о регулировании
сельского хозяйства - ставил главной
целью поднять уровень цен
с тем, чтобы их паритет на
реализацию и покупаемую
Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долгов. С мая 1933 г. по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки выдали 2,2 млрд. дол. кредитов, приняли на себя 37% всех долговых обязательств фермеров. Эти меры улучшили положение фермерства, хотя государственными дотациями в большей степени воспользовались собственники крупных хозяйств, чем владельцы мелких и средних ферм, которые не в состоянии были прибегнуть к хозяйственному маневрированию. В апреле 1936 г. Верховный суд США признал закон о регулировании сельского хозяйства незаконным.
Решение проблем безработицы
Регулирующая роль государства в период осуществления «нового курса» в наиболее выраженной форме проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным была создана федеральная администрация па оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г. Гопкинсом. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 млрд. дол. С апреля 1933 г. стала функционировать система общественных работ. Были созданы специальные лесные лагеря для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, где молодые люди содержались в течение шести месяцев на полном обеспечении с выплатой 30 дол. в месяц, 25 из которых каждый был обязан направить своей семье. Молодежь использовали на строительстве дорог и плотин, на работе по сохранению лесов и парков. Всего через лагеря безработной молодежи прошли 2 млн. человек. Организация общественных работ приняла широкий размах в июне 1933 г. после создания Федеральной администрации общественных работ во главе с Г. Икесом. Она ведала работами на железных дорогах и автострадах, судостроительных верфях, в речных портах и т.д. В преддверии зимы, в ноябре того же года, было создано новое ведомство - Администрация гражданских работ. За четыре с половиной месяца деятельности она израсходовала 933 млн. дол., на ее объектах зимой трудились свыше 4 млн. человек. Всего с начала "нового курса" на указанную задачу было израсходовано 2 млрд. долл., поддержку получили примерно 20 млн. американцев, но кардинального изменения уровня занятости так и не произошло - новые рабочие места в частном секторе экономики так и не были созданы. Для изменения этой ситуации президент в начале 1935 г. предложил создать новое агентство - "Управление прогрессивных работ", которое должно было создать новые рабочие места, но предоставить работникам условия худшие, чем в частном секторе, для того, чтобы поощрить стремление найти иную, не государственную работу. После трехмесячных дебатов в Конгрессе, "Акт о принятии мер срочной помощи" увидел свет. Он наделял президента полномочиями истратить на помощь нуждающимся до 5 млрд. долл. WPA стало действовать по схеме, предложенной Гарри Гопкинсом: тратить минимум денег на оборудование и материалы и привлечь к работе как можно большее количество людей. WPA продолжало действовать до 1943 г. и предоставила работу 8,5 млн. безработных, потратив в общей сложности 11 млрд. долл.
После двух лет осуществления «нового курса» политическая ситуация в стране оставалась напряженной. В преддверии выборов 1936 г. Верховный суд отменил программу президента в сфере труда и промышленности, лишить Рузвельта своей поддержки угрожало рабочее движение, о чем свидетельствовал лозунг создания третьей партии, поддерживаемый массой избирателей. Оздоровления экономики еще не произошло.
3) На выборах 1936 года Рузвельт вторично
был избран президентом. Крупного успеха
демократы добились на выборах в конгресс.
В марте 1937 года объем промышленного производства
в США достиг уровня 1929 года, а летом 1937
года начался новый экономический кризис.
Промышленное производство уменьшилось
на одну треть. В 1938 году в стране было
более 10 миллионов безработных. Правительство
Рузвельта пыталось всеми возможными
способами восстановить производство
и наладить экономическую жизнь. Первыми
мерами Рузвельта после вступления на
президентскую должность стали стабилизация
банковской системы и организация помощи
безработным, а также издание ряда законодательных
актов, направленных на улучшение экономической
ситуации.
Закон о восстановлении промышленности
состоял из трех частей. Первая часть предусматривала
введение «кодексов честной конкуренции».
Они охватывали 95% промышленности США.
Это было принудительное ограничение
конкуренции. Второй раздел закона регулировал
отношения между предпринимателями и
рабочими. Третья часть антикризисных
мер предусматривала крупные ассигнования
на общественные работы и строительство
государственных промышленных, военных
и других объектов. Эти меры не только
стабилизировали ситуацию, но и стимулировали
рост.
«Новый курс» фактически завершился достаточно
быстро, но он не прошел бесследно. В качестве
очевидно положительных моментов для
последних можно отметить то, как сокращение
продолжительности рабочего дня, легализацию
профсоюзов, установление минимального
уровня заработной платы, введение институтов
пенсионного обеспечения и социального
страхования.
Как считал сам Рузвельт, проблема современного
капитализма состояла в перепроизводстве
товарной продукции. Однако причину перепроизводства
он видел в расстройстве сферы обращения.
В связи с этим Ф.Рузвельт при осуществлении
политики Нового курса обращал особое
внимание на область кредита и торговли. Поэтому
в системе Нового курса главными мероприятиями
стали оказание поддержки пошатнувшейся
финансово-банковской системе и гибнущим
промышленным и торговым предприятиям
при помощи крупных займов и субсидий,
стимулирование частных капиталовложений,
а также попытки поднять резко упавшие
цены путем девальвации доллара и усиления
инфляционных тенденций.
Второй этап в аграрной политике «нового курса» ознаменовался принятием в марте 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставляемую на рынок крупными фермерами, однако способ ее достижения изменился. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры часто злоупотребляли правительственными субсидиями, премии были дифференцированными в зависимости от плодородия изъятой из обработки почвы, а не только от размера сокращаемой площади. Средства для выплаты аккумулировались уже не за счет особого налога, а выделялись из общего бюджета в размере 500 млн. дол. Завершающим в аграрной политике «нового курса» стал закон 1938 г., который, усилив регулирующие функции государства, ввел концепцию «всегда нормальной житницы», согласно которой поддержание цен достигалось не путем уничтожения излишков продукции, а ее сохранения и сопровождалось выплатами фермерам в счет еще не проданной продукции. Одновременно правительство США, проводя политику демпинга за границей, стимулировало экспорт пшеницы и хлопка выдачей ввозных премий. В итоге мероприятий «нового курса» процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась на 2 млрд. дол., денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли с 4,7 млрд. дол. в 1932 г. до 8,5 млрд. дол. в 1939 г. Паритет цен в 1936 - 1937 гг. поднялся до 92% от уровня 1909 - 1914 гг.
4) Антикризисные финансово-экономические и социальные меры “нового курса”, стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика «нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ ГМК в США в его буржуазно-реформистском варианте.