Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:12, реферат
Направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь. Норманская теория была выдвинута в середине XVIII в. при Анне Иоанновне немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером и др. Немецкие ученые использовали сообщения "Повести временных лет" о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова "сине хус трувор" означают "с домом и дружиной").
Норманская теория образования
Древнерусского гос-ва.
Норманская теория (норманизм) — направление
в историографии, развивающее концепцию
того, что народ-племя русь происходит
из Скандинавии периода экспансии викингов,
которых в Западной Европе называли норманнами.
Норманская теория
Направление в историографии,
сторонники которого считают норманнов
(варягов) основателями первого государства
восточных славян - Киевская Русь. Норманская
теория была выдвинута в середине XVIII в.
при Анне Иоанновне немецкими историками
Г. Байером и Г. Миллером и др. Немецкие
ученые использовали сообщения "Повести
временных лет" о том, что в 862 г. для
прекращения междоусобиц некоторые племена
восточных славян обратились к варягам
с предложением занять княжеский престол.
Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор
откликнулись на призыв славян. Рюрик
стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере,
а Трувор - в Изборске. Большинство историков
считает, что Синеуса и Трувора на самом
деле не существовало (в переводе с древнешведского
языка слова "сине хус трувор" означают
"с домом и дружиной"). Далее немецкие
ученые доказывали, что образование государственности
у восточных славян - заслуга исключительно
норманнов и делали выводы об извечной
отсталости славян. Против этой теории
активно выступали М.В. Ломоносов, Д.И.
Иловайский и др. Противники норманской
теории (антинорманисты) признают, что
в основе легенды лежит реальный исторический
факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика.
Заслуга Рюрика заключается в том, что
он только положил начало первой правящей
династии на Руси - Рюриковичей. Но сами
варяги вскоре ославянились (уже внук
Рюрика носил славянское имя Святослав)
и не оказали заметного влияния на развитие
социально - экономических и политических
процессов у славян. Насадить государство
неподготовленному обществу невозможно.
В настоящее время значительная часть
исследователей склонна соединять доводы
норманистов и антинорманистов, отмечая,
что восточные славяне своим внутренним
развитием были готовы к образованию государства,
но завершающий факт образования государства
действительно связан с именем норманнов
(варягов).
______________________________
Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
Русско-византийские отношения
Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли приводили к военным столкновениям.
При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название — Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944 г.
В соответствии с договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье города. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой.
Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и подчинить своему влиянию. Так, византийский император Никифор Фока пытался воспользоваться русскими войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968 г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец — крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешное наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969 г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии.
Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгромили византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Святослава захватили ряд крупных городов и дошли до Адрианополя. Под Адрианополем был заключен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии.
Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками.
Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043 г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за обиду, князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046 г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом — браком сына Ярослава Всеволодовича дочерью императора Константина Мономаха.
Разгром Хазарского каганата
Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.
Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, Керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.
Во второй половине X в. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским портом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Х в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.
Борьба против кочевников
В X и начале XI вв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.
В 969 г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.
Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стугне, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников («лучших людей») различных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей.
После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве.
В середине XI в. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они занимали Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований — город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XII в. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.
Международное значение Древнерусского государства
Древнерусская держава по своему географическому положению занимала важное место в системе европейских и азиатских стран и была одной из сильнейших в Европе.
Постоянная борьба с кочевниками защищала от разорения более высокую земледельческую культуру, способствовала обеспечению безопасности торговли. Торговля Западной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока, с Византийской империей во многом зависела от военных успехов русских дружин.
О международном значении Руси
свидетельствуют брачные связи киевских
князей. Владимир Святой был женат на сестре
византийских императоров Анне. Ярослав
Мудрый, его сыновья и дочери породнились
с королями Норвегии, Франции, Венгрии,
Польши, византийскими императорами. Дочь
Анна была женой французского короля Генриха
I, сын Всеволод женат на дочери византийского
императора, а его внук Владимир — сын
византийской царевны — женился на дочери
последнего англосаксонского короля Гаральда.
______________________________
Анонс: можешь не верить, что солнце существует,
но оно все равно будет светить каждый
день.
Христианство – это вера в единого Бога, создавшего Вселенную. Христиане стремятся соблюдать 10 заповедей, бороться с грехами, которые оскверняют жизнь. Эта вера была принята Русью в 988 году. Стал распространять ее князь ВЛАДИМИР Красное Солнышко.
Откуда пришла вера? Из Византийской империи.
Зачем ее ввели?
Конечно, язычество (многобожие) еще много веков боролось с христианством. До сих пор живы глупые обычаи, поверья, гадания. Но это не приносит пользы и расшатывает психику. Вера в приметы, в экстрасенсов, в гороскопы делает человека зависимым, мнительным, беспокойным. В голове летает много мусора, а это отбирает силы на полезные дела для себя и для других.
Князь Владимир вначале сделал пантеон из главных славянских богов. Но эта реформа не дала результатов. Затем были отправлены посольства, чтобы узнать, в какой стране вера лучше. Послы были у хазар-иудеев, католиков, мусульман. Но их верования вызвали много непонятного. Только в Византии «по божьему промыслу» послы поняли, что христианство есть достойная вера. Народ был призван на Днепр и крещен в его водах. Языческие идолы были публично казнены.
Князь Владимир стал глубоко верующим человеком. Оказывая милосердие, он накрывал столы на сотни человек и кормил всех за счет государственной казны. Он очень старался соблюдать заповеди, стыдился прежних своих греховных деяний. После его смерти в 1015 году народ плакал, как будто потерял родного отца. За множество добрых дел был причислен к лику святых. Его останки сохранены до сих пор.
Информация о работе Норманская теория и христианство на Руси