Исследования показывают также,
что «молодые люди выражают неоднозначное
отношение к необходимости соблюдения
социальных норм». Хотя количественно
преобладают те, кто, по крайней мере, исследователям
отвечают, что нормы надо соблюдать (есть
основания усомниться в искренности значительной
части таких респондентов), но при этом
широко распространена и позиция: «мы
будем соблюдать законы и нравственные
нормы, если нравственно поступать будет
выгодно, когда будут выработаны законы,
соответствующие потребностям современной
личности, и когда эти законы будут осознанно
ею выполняться». А пока выгоднее нарушать
законы и нравственные нормы, стремление
к их соблюдению остается абстрактным.
Подобный диссонанс – абстрактное признание
одних норм и реальное следование другим,
подчас прямо противоположным, – как и
всякий когнитивный диссонанс, болезненно
переживается человеком, порождает у него
чувство внутренней дисгармонии, понижающее
удовлетворенность жизнью. Такое состояние
нашего общества вносит свой вклад в печальную
статистику самоубийств и нервно-психических
расстройств.
Психологические, социологические,
демографические и другие исследования,
а также приведенная выше удручающая статистика
разводов, социального сиротства, количества
детей, рождающихся в неполных семьях,
свидетельствуют о кризисе социального
института семьи, тоже выражающем нравственное
состояние нашего общества. Отмечается,
что «проблемы семьи и семейного воспитания
в последние годы стоят как никогда остро:
демографы, социологи, культурологи, психологи,
педагоги подтверждают наличие глубокого
системного кризиса этого социального
института».
Печальные результаты дают
и психологические обследования современного
российского бизнеса, свидетельствующие
о том, что он не готов к политике социальной
ответственности, она воспринимается
нашими предпринимателями как противоречащая
их коммерческим интересам, а понятие
социальной ответственности совершенно
по-разному трактуется бизнесменами и
основной частью нашего общества. Это
создает социально-психологические условия
не только неизбежности регулярного возникновения
финансовых «пирамид» и прочих проявлений
недобросовестности предпринимателей,
но и «холодной гражданской войны» между
ними и госслужащими.
3. Стадии моральной
деградации общества.
В общем, есть все основания
говорить о комплексной и
системной морально-нравственной деградации
нашего общества. По аналогии с выделением
Л.Колбергом трех стадий морального развития,
можно обрисовать и несколько стадий моральной
деградации, характерной для этого общества.
Советской моралью был предписан «просоциальный
альтруизм»: советский человек во всем
должен был подчинять личные интересы
общественным, следуя принципу: «Человек
– для семьи, семья – для государства».
Естественно, в моральном плане такая
позиция не вызывает возражений, однако,
как показал опыт СССР, она мало реалистична.
Более реалистична позиция «разумного
эгоизма», в целом характерная для западного
общества: человек думает, прежде всего,
о себе, но старается, чтобы его действия
не наносили ущерба окружающим, дабы и
они платили ему тем же. Третья позиция
характерна для современного российского
общества, особенно для нашей молодежи,
и состоит в подчеркнутом игнорировании
окружающих и общепринятой морали. Демонстративное
неуступание мест старушкам или выставление
автомобилей поперек улицы – яркие примеры
такого поведения, субъекты которого подобными
путями демонстрируют свою «крутизну»
и повышают самооценку. Наконец, четвертая
позиция заключается в умышленном нанесении вреда
окружающим. Повсеместный мат, вандализм
и т.п. – проявление этой, выделенной по
данному параметру, высшей степени моральной
деградации, которую в современной России
можно наблюдать повсеместно.
4. Причины «испарения
моральности» в российском обществе.
Среди основных причин «испарения
моральности» в пореформенной России
обычно отмечаются следующие:
1. Общее ослабление контроля
над поведением граждан в нашем обществе,
как показывает история и опыт других
стран, неизбежно сопутствующее радикальным
реформам и характерное для «турбулентных»,
изменяющихся обществ.
2. Нравственные качества реформаторов,
многие из которых были рекрутированы
в демократы из партийных и комсомольских
работников, трансформировали ресурс
административной власти в доступ к собственности
и свою личную безнравственность, обобщивших
в удобную им идеологиему «ненужности
морали» для рыночной экономики.
3. Специфический характер «трех
источников и трех составных частей» современного
российского бизнеса, которыми послужили:
а) бывшие советские «цеховики», т.е. подпольные
производители товаров и услуг, б) представители
криминального мира, в советские годы
облагавшие данью «цеховиков» и продолжившие
эту традицию в условиях рыночной экономики,
в) партийные и комсомольские работники,
с поразительной легкостью сменившие
социалистическую мораль на капиталистическую.
4. Распространение в начале
1990-х гг. таких иделогем, как «Можно все,
что не запрещено законом», «Надо жить
по закону, а не по совести», «Главное деньги,
и неважно какими путями они заработаны»
и др., по существу, отрицающих всякую мораль,
решение давней российской альтернативы
«По совести или по закону?» в пользу последнего
и приведшее к тому, что наше общество
стало жить и не по совести, и не по закону,
а «по понятиям».
5. Распространившееся в начале
реформ псевдолиберальное понимание свободы
как несоблюдения любых правил и запретов,
как разнузданности и безответственности,
охотно ассимилированное некоторыми слоями
нашего общества.
6. Криминализация не только
в общепринятом (рост преступности и др.),
но и в расширенном смысле слова, т.е. криминализация
«всей общественной жизни», включающая
обилие кинофильмов про «хороших бандитов»,
популярность криминальной лексики («наезды»,
«разборки» и т.п.), ужесточение и «брутализация»
этой жизни, широкое распространение силовых
схем разрешения спорных ситуаций, престижность
подчеркнуто агрессивного поведения и
т. д.
7. Привлекательность закрепляемых
«амнистией прошлого» (мол, неважно, что
имярек в прошлом бандит, сейчас он – «респектабельный
бизнесмен», а его прошлое не имеет значения)
негативных образцов поведения, создаваемых
наиболее успешными людьми современной
России, которые сколотили свои состояния
за счет нарушения законов и норм морали.
8. Аномия – разрушение системы
моральных норм и их рассогласование друг
с другом, характерная для всех постсоциалистических
обществ и пришедшая на смену гиперномии
– сверхнормированности – социалистических
режимов.
9. Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли
которых в советском обществе выступали
партийная и комсомольская организации,
товарищеские суды, народный контроль
и т.д., при всех их общеизвестных недостатках
выполнявших очень важную социальную
функцию – морального контроля.
10. Господство «экономического
детерминизма» в подходах к решению основных
проблем нашего общества.
11. То обстоятельство, что хотя
единство обучения и воспитания со времен
А.С.Макаренко считалось одним из краеугольных
камней отечественной системы образования,
в наших нынешних стратегических разработках,
направленных на ее развитие, проблема
воспитания совершенно игнорируется.
5. Последствия процесса
«испарения моральности» в российском
обществе.
Не имея в данном контексте
возможности для обсуждения этих причин,
подчеркнем, что нравственное состояние
общества, которое сторонники «экономического
детерминизма» склонны игнорировать,
относя, по их выражению, к «так называемой
социалке» (показательно явно уничижительное
звучание данного термина), имеет в системе
социальных процессов, многокомпонетный
статус, включая, как минимум, три аспекта.
Оно представляет собой одновременно:
а) индикатор состояния общества, б) следствие
происходящих в нем процессов, в) основу
того, что ожидает это общество в будущем.
Последнее с особой отчетливостью
проявляется в проблеме рождаемости, которая
в последние годы обозначается, в том числе
и органами власти, в качестве одной из
ключевых проблем современной России.
Как показывают исследования, чисто экономические
меры повышения рождаемости могут дать
ее прирост в пределах 15-20%, поскольку основное
влияние на нежелание иметь детей оказывают
неэкономические факторы. Среди этих факторов,
как демонстрируют опросы, одно из первых
мест занимает нежелание рожать их в такой стране, нравственное неблагополучие
которой акцентируется респондентами.
А.Ю.Шевяков приводит данные
о том, что «изменения тенденций рождаемости
и смертности в России на 85-90% обусловлены избыточным
неравенством и высокой относительной
бедностью населения», выражающими нравственное
состояние нашего общества. Он подчеркивает,
что «связь между социально-экономическими
факторами и демографическими показателями
опосредована психологическими реакциями
людей и вытекающими из этих реакций поведенческими
установками».
Различные проявления психологического
состояния общества, например, социальное
самочувствие населения, существенно
влияют и на среднюю продолжительность
жизни. «Демографические исследования
показывают, что более двух третей причин
депопуляции России связано с такими возникшими
в постсоветский период социально-психологическими
феноменами, как социальная депрессия,
апатия и агрессия», одни из которых (например,
массовая агрессивность) являются непосредственными
проявлениями разрушения нравственности,
другие – апатия, депрессия и др. – массовой
психологической реакцией на ее разрушение.
В частности, перманентное ощущение безнравственности,
враждебности и агрессивности окружающей
среды вызывает у человека стресс, апатию,
депрессию и т.п., в свою очередь порождающие
психические расстройства, заболевания
нервной системы, сердечно-сосудистые,
желудочно-кишечные и прочие болезни.
По данным Всемирной организации здравоохранения,
от 45% до 70% всех заболеваний связаны со
стрессом, а такие психосоматические заболевания,
как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой
деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного
тракта, иммунодефициты, эндокринопатии
и опухолевые заболевания обнаруживают
от него прямую зависимость.
Постоянное чувство неблагополучия
окружающей среды играет важную роль среди
мотивов самоубийств, а также имеет прямое
отношение к удручающей статистике наркомании,
алкоголизма, несчастных случаев и др.,
являющихся основными проявлениями физического
саморазрушения нашего общества. А.Ю.Мягков
и С.В.Ерофеев отмечают, что «в теориях
социальной интеграции рост самоубийств
традиционно считается важным признаком
усиления напряженности и самодеструктивности
в обществе, являющихся в свою очередь
следствием глубоких девиаций в социальных
структурах и отсутствия ценностно-нормативного
единства». Они констатируют, что «Продолжающийся
рост самоубийств – это та цена, которую
мы до сих пор вынуждены платить за нецивилизованные
формы перехода к рынку». А В.К.Левашов
«катастрофическую депопуляцию» современной
России объясняет «нравственным разрывом
между обществом и государством».
Все это служит демонстрациями
«материальности» нравственного состояния
социума и невозможности решения этой
проблемы «по остаточному принципу». А
ее решение «вслед» за достижением всеобщего
экономического благоденствия может привести
к тому, что не останется общества, нравственный
уровень которого предполагается повышать,
или что оно будет существовать в состоянии
описанной в социально-философских утопиях
«войны всех против всех», видимо, неспроста
занимающей видное место в романах наших
современных писателей-фантастов.
Несмотря на позитивные сдвиги
последних лет, российское общество по-прежнему
«травмировано хаосом», а одной из его
главных проблем является не дефицит свободы,
в котором нас постоянно обвиняют с Запада
(как всегда плохо понимающего, что происходит
в России), а прямо противоположное – дефицит
контроля, прежде всего, контроля внутреннего
– нравственного. Эта ключевая потребность
современного российского общества преломляется
в массовом сознании: как демонстрируют
опросы, подавляющее большинство наших
сограждан выступает за ужесточение законов,
нравственную цензуру СМИ (которую ее
противники выдают за идеологическую,
совершая умышленную подмену понятий)
и другие формы нравственного контроля.
Аналогичные интенции наблюдаются в органах
власти, а также в Общественной палате,
члены которой заявляют, что «главная
проблема современной России – падение
морально-нравственной культуры» и т.
д. Все это говорит о том, что в нашем обществе вызрела соответствующая
потребность.
6. Направления возрождения
нравственности.
Разумеется, попытаться дать
простой ответ на традиционный российский
вопрос «Что делать?» применительно к
нравственному состоянию нашего общества
было бы абсурдным. Очевидно и то, что декларативные
призывы к возрождению морали и нравственности
звучат как глас вопиющего в пустыне, а
в условиях нигилизма значительной части
нашей молодежи, приученной псевдолиберальными
идеологемами «делать все наоборот» в
отношении призывов старшего поколения,
могут дать и прямо противоположный эффект.
Тем не менее, ключевые направления
возрождения нравственности можно наметить.
Во-первых, пересмотр понимания
свободы, оставшегося нам в наследство
от первых лет реформ и носящего в современной
России крайне искаженный характер. Свобода
предполагает ее разумные ограничения,
интериоризуемые гражданами. Подобное
понимание свободы, прописанное в трудах
И. Канта, И.А.Ильина и других выдающихся
мыслителей, следует вживлять в умы наших
сограждан с помощью системы образования,
которая сейчас уделяет этим трудам и
соответствующим проблемам явно недостаточное
внимание.
Во-вторых, возрождение институтов
морального контроля, которые в современном
российском обществе практически отсутствуют.
Едва ли следует стремиться к созданию
институтов, напоминающих советские партийные
и комсомольские организации (в демократическом
обществе это и невозможно), однако и школы,
и вузы, и общественные организации могли
бы выполнять функции морального контроля,
для чего им необходим мандат общества на их выполнение. Например,
поступление в вузы и пребывание в них
резонно поставить в зависимость от поведения
учащихся в учебных заведениях и за их
пределами. А общественным организациям,
в том числе и нашей ведущей политической
партии, следовало бы придавать значение
нравственным качествам своих членов.
В-третьих, в условиях характерного
для современного российского общества
дефицита внутренних – нравственных –
регулятивов, следовало бы прибегнуть
к их «экстернализации» путем придания
моральным нормам статуса законов. Ярким
примером может служить принятый Госдумой
закон, запрещающий распитие пива и других
слабоалкогольных напитков в общественных
местах. В данном очень поучительном случае
внутренний – нравственный – запрет был
переведен во внешнюю форму. И это «сработало»,
хотя и в соответствии с российским отношением
к законам: пить пиво в общественных местах
наши сограждане, конечно, не перестали,
но стали делать это значительно реже,
нежели в отсутствие юридически оформленного
запрета. То же самое следовало бы сделать
в отношении мата в общественных местах,
демонстративных оскорблений старших
по возрасту и других форм грубого нарушения
морали.
В-четвертых, декриминализация
нашего общества, в т.ч. и его бытовой культуры.
Неверно думать, что эта проблема имеет
отношение только к правоохранительным
органам. В частности, декриминализация
массового сознания предполагает не только
очищение нашей лексики от блатного жаргона
и т.п., но и радикальное изменение системы
отношений между населением и правоохранительными
органами, в том числе и отношения к их
информированию о нарушениях закона, которое
в нашей культуре под очевидным влиянием
криминального мира квалифицируются как
«доносы». Мы же до сих пор не научились
различать доносы, в т.ч. и идеологические,
и сообщения о нарушениях закона, к тому
же считая его «мелкие» нарушения не существенными
и не заслуживающими внимания правоохранительных
структур. Отмечается, в частности, что
«то, что одни называют законопослушанием,
другие – доносом», «доносительство у
нас не приветствуется… стучать нельзя,
потому что закон – «чужой». Отсутствует
и такое понятие, как «профессиональный
преступник», хотя значительная часть
наших сограждан, находясь на свободе,
способна заниматься только криминальной
деятельностью и не скрывает этого.
В-пятых, широкое привлечение
ученых – социологов, психологов и др.
– к разработке законов, которая у нас
считается сферой компетентности лишь
профессиональных юристов и вездесущих
политиков. Законы – это не просто юридические
нормы, а наиболее общие правила
социального взаимодействия, которые должны разрабатываться
и вводиться с учетом его социальных, психологических,
экономических и прочих закономерностей,
раскрываемых соответствующими науками.
7. Заключение.
Естественно, возможны и другие
средства возрождения нравственности,
например, религия, на которую в этом плане
возлагаются большие надежды. Можно согласиться,
например, с С.Д.Лебедевым в том, что «переоткрытие
религии современным обществом существенно
повышает вероятность творческого обновления
социокультурной традиции и, соответственно,
преодоления обществом наличествующих
кризисных ситуаций». Вместе с тем он же
отмечает, что «религиозные «прививки»,
как представляется, настолько конструктивны
сегодня, насколько они окажутся способными
актуализировать и развить потенции светской
культуры, выполняющей в современном обществе
функции поддержания образца в социетальном
масштабе». А социетальные образцы в нынешней
России, к сожалению, оставляют желать
много лучшего.
8.Библиография.
1. Психологические исследования
духовно-нравственных проблем. Автор: Журавлев.
2. Этика любви и метафизика своеволия:
Проблемы нравственной философии. Автор:
Юрий Давыдов.