Образование БССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Октябрьская революция 1917 г. предоставила право народам России на самоопределение вплоть до отделения и создания своей национальной государственности. Уже в декретах II Всероссийского съезда Советов были законодательно определены основные принципы национальной политики государства диктатуры пролетариата: равенство, суверенность и братство народов, пролетарский интернационализм. 2 ноября 1917 г. Советское правительство приняло акт, позволивший практически претворить в жизнь большевистскую программу по национальному вопросу,— «Декларацию прав народов России».

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Разногласия, возникшие в  ходе формирования правительства, задержали  публикацию Манифеста о провозглашении БССР, который был разработан Д.Ф.Жилуновичем. Только после разрешения этого вопроса ЦБ КП(б)Б совместно с правительством обсудило и одобрило Манифест и поручило наркому почт и телеграфа К.Ф.Розенталю безотлагательно его обнародовать. Это было сделано в ночь с 1 на 2 января 1919 года.

Манифест, подписанный Д.Ф.Жилуновичем, А.Ф.Мясниковым, А.Г.Червяковым и С.В.Ивановым, стал первым политическим и юридическим актом Белорусской ССР. Он включал ряд важных положений. Провозглашая республику от имени народа, Временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси заявляло о том, что вся власть в стране принадлежит Советам рабочих, солдатских и красноармейских депутатов. Все распоряжения и приказы оккупантов отменялись, а Белорусская Рада объявлялась вне закона. Земля помещиков, монастырей, церкви и костелов, железные дороги, средства связи, фабрики и заводы объявлялись достоянием народа. Вводился 8-часовой рабочий день. Манифест провозглашал также равноправие трудящихся всех национальностей, идею дружбы и сотрудничества народов, тесного единства трудящихся Беларуси и России. Создание Белорусской Советской Республики он связывал с победой Октябрьской социалистической революции.

Провозглашение Манифеста  о создании БССР вызвало живой отклик у населения. Документы свидетельствуют, что рядом со сторонниками были и решительные противники самоопределения Беларуси. Витебская губернская партконференция, которая проходила в конце января 1919 года, самым решительным образом высказалась против расчленения Советской России на ряд мелких «самостоятельных республик». Провозглашение БССР конференция квалифицировала как «выдумки интеллигенции» из Белорусского комиссариата, поддавшейся «националистическим увлечениям».

Постановление IV Витебского губернского съезда Советов, принятое 26 января 1919 года, повторяло идеи резолюции конференции. В постановлении отмечалось, что губерния экономически не связана с Белоруссией, а ее население не знает белорусского языка и здесь вообще «нет белорусской культуры». Съезд принял решение о выходе губернии из состава БССР, а руководство губернии обратилось в ЦК РКП(б) с требованием безотлагательно ликвидировать Белорусскую республику и распустить ЦБ КП(б)Б.

Такие же взгляды по поводу самоопределения Беларуси и национально-государственного строительства имели место и в Могилеве. Газета «Соха и молот» писала, что белорусский язык уже давно забыт и его не понимает местное население. А поскольку нет нации, то искусственное создание национальной государственности — вредная затея, культивирующая шовинизм и национализм. Все эти высказывания перекликались с дореволюционной официальной доктриной, отрицающей национальную самобытность белорусского народа, его культуру и язык.

Сепаратизм партийного и  советского руководства Витебской  и Могилевской губерний подогревался решением ЦК РКП(б) о границах БССР, принятым 16 января 1919 года. Рассмотрев этот вопрос, ЦК РКП(б) признал необходимым провести через местные Советы, а затем через съезд Советов Белоруссии выделение из состава БССР Смоленской, Витебской и Могилевской губерний. В составе БССР предлагалось оставить только две губернии — Минскую и Гродненскую.

22 января 1919 года вопрос  о границах БССР обсуждался  на заседании ЦБ КП(б)Б. После продолжительных споров оно приняло предложение ЦК РКП(б), но оговорило себе право просить ЦК о пересмотре данного решения. Правда, члены ЦБ считали, что исключение из состава БССР трех губерний приведет не к нарушению суверенитета только что провозглашенной республики, а к «ликвидации Западной области». Они согласились на выход из состава БССР Витебской губернии, поскольку там наиболее энергично выступали против провозглашения БССР. Что касается Могилевской губернии, то ЦБ приняло решение оставить ее в составе БССР. Это вынудило руководителей губернии обратиться непосредственно к Я.М.Свердлову, который подтвердил позицию ЦК РКП(б) о границах БССР.

Решение ЦБ КП(б)Б было направлено в Москву, в ЦК РКП(б). 26 января ЦК РКП(б) еще раз продублировал свое решение от 16 января и высказал надежду, что оно безотлагательно будет проведено в жизнь.

Получив такой ответ, ЦБ КП(б)Б послало в Москву своих уполномоченных — Р.Пикеля и И.Рейнгольда. Вернувшись, они доложили ЦБ о ходе переговоров в ЦК РКП(б) по вопросу о границах БССР и о встрече с В.И.Лениным. Как видно из протокола заседания, В.И.Ленин объяснил делегатам, что необходимость установления новых границ БССР связана с обострением международной обстановки, объяснил, в чем заключается интернациональный долг трудящихся Беларуси в их совместной борьбе с трудящимися советских республик против внутренней и внешней контрреволюции, и рекомендовал белорусскому правительству начать переговоры с Польшей. Ленин отметил на встрече, что у белорусских земель есть хозяин — белорусский народ, представленный правительством своей республики, а раздуваемый польскими помещиками и буржуазией конфликт — это не спор между Польшей и Россией из-за белорусских земель, а преступная агрессия на суверенитет и независимость белорусского народа. На встрече шла речь и о степени военной опасности со стороны Польши. В сравнении с Восточным и Южным фронтами Польша тогда еще не представляла большой угрозы.

Из разговора с В.И.Лениным  представители ЦБ КП(б)Б узнали и о решении ЦК РКП(б) об объединении Белорусской и Литовской ССР в одну республику. Идея создания литовско-белорусской государственности не была неожиданной. В период немецкой оккупации возникла единая коммунистическая организация двух республик. Еще до освобождения Литвы и Беларуси от немецких оккупантов Белнацком предложил проект создания Белорусско-Литовской национальной области. Эта мысль высказывалась и на I съезде КП(б)Б. 31 декабря 1918 года газета «Звезда» на первой полосе напечатала статью «Литовско-Белорусская трудовая коммуна». В качестве аргумента обоснования этой идеи в статье приводились исторические факты совместного проживания литовского и белорусского народов в прошлом. В статье подчеркивалось, что создание единой литовско-белорусской государственности укрепит возможности двух народов в борьбе с приближающейся военной угрозой.

Таким образом, идея создания единой литовско-белорусской государственности  уже была широко известна общественности, и ЦК РКП(б) ее поддержал, приняв соответствующее решение, что не встретило сопротивления ни с белорусской, ни с литовской стороны. Накануне I Всебелорусского съезда, 2 февраля 1919 года, этот вопрос обсуждался на расширенном заседании ЦБ КП(б)Б с участием Я.М.Свердлова, В.С.Мицкявичюса-Капсукаса, членов бюро Литовской коммунистической секции и деятелей Коммунистической партии Польши (Далецкого, Лаговера, Славинского и других). Участники заседания одобрили эту идею и наметили конкретные меры по ее реализации.

Первый Всебелорусский съезд  Советов, выборы делегатов на который  проходили в январе, начал свою работу 2 февраля 1919 года в Минске. На нем присутствовали 230 делегатов, из них 213 коммунистов и 13 сочувствующих. Наибольшее количество делегатов было представлено Минской губернией — 121 человек. От Гродненской губернии присутствовали 11 человек, Могилевской — 10, Виленской — 25, Смоленской — 49. От Витебской губернии представителей не было. Губернские съезды Советов избирали одного делегата от 25 тысяч человек, городские Советы — от 5 тысяч избирателей.

Повестка дня съезда включала следующие вопросы: 1) отношение к советским республикам; 2) текущий момент; 3) принятие конституции БССР; 4) земельный вопрос; 5) выборы Центрального Исполнительного Комитета. На съезде присутствовал председатель ВЦИК РСФСР Я.М.Свердлов. В.И.Ленин и Я.М.Свердлов были избраны почетными членами президиума съезда.

В приветственной речи Я.М.Свердлов дал высокую оценку героизму белорусского народа в борьбе с немецкими оккупантами и огласил постановление Президиума ВЦИК РСФСР «О признании независимости БССР». В ответ на это съезд принял «Декларацию об установлении федеративной связи БССР с РСФСР» и обратился к правительствам всех советских республик с предложением «пойти по примеру рабочих и крестьян Белоруссии и начать переговоры о налаживании федеративных связей с Советской Россией».

Съезд Советов определил  территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний. Это было обусловлено принятием 16 января постановления ЦК РКП(б) о границах БССР, а также тем, что до открытия съезда губернские съезды Советов Витебской, Могилевской и Смоленской губерний приняли решение о выходе из состава БССР. Съезд согласился с постановлениями губернских съездов и принял решение не препятствовать их вхождению в состав РСФСР.

На съезде была принята  также Конституция БССР. В ее основу была положена Конституция РСФСР, принятая на V Всероссийском съезде Советов. Конституция законодательно закрепила основное завоевание социалистической революции — власть трудящихся в лице Советов и определила ее основные задачи на переходный период от капитализма к социализму: ликвидацию деления общества на враждебные классы, эксплуатации человека человеком, отмену частной собственности на землю, леса, недра, воды, средства производства и переход их в общее государственное пользование. Труд на благо человека был признан главной обязанностью всех граждан республики.

Конституция узаконила равноправие  граждан всех национальностей, проживающих на территории Беларуси, право на проведение собраний и организацию союзов, свободу слова, печати, бесплатное обучение и медицинское обслуживание.

Согласно Конституции  высшая власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял ЦИК БССР, ответственный перед Всебелорусским съездом Советов. В состав ЦИК, избранного на съезде, вошли 50 человек, из них 45 коммунистов. 5 мест было предоставлено мелкобуржуазным партиям: Бунду, меньшевикам и Еврейской социал-демократической партии «Поалей-Цион». Председателем ЦИК был избран А.Ф.Мясников.

Для общего оперативного руководства  делами в республике в составе  ЦИК были созданы Большой и Малый Президиумы. Функции правительства республики выполнял Большой Президиум. В его состав входили все народные комиссары (министры) БССР. Председателем Большого Президиума являлся председатель ЦИК. В состав Малого Президиума входили председатель ЦИК, народные комиссары иностранных и внутренних дел и секретарь. Большой Президиум имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции, принимать меры, необходимые для обеспечения обороны и управления государством.

Съезд утвердил также герб и флаг БССР. Герб представлял собой  изображение на красном фоне в  лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками вниз, опоясанных венком из колосьев и надписью:

- Социалистическая Советская Республика Белоруссия;

- Пролетарии всех стран, объединяйтесь!

Торговый и военный  флаг БССР представлял собой полотнище красного цвета, в левом верхнем углу которого у древка размещались золотые буквы «ССРБ» или надпись «Социалистическая Советская Республика Белоруссия».

С целью защиты Советской власти от внешней и внутренней контрреволюции съезд предложил объединить в одну республику соседние советские республики — Литовскую и Белорусскую и принял соответствующую декларацию.

Образование Литовско-Белорусской  ССР произошло в тяжёлые годы гражданской войны, когда важнейшей  задачей советской власти было подавление белогвардейского сопротивления, организация обороны республики от иностранной интервенции, борьба с хозяйственной разрухой в стране и укрепление на этой основе советской власти.

 

 

4. Восстановление сельского хозяйства.  Социально-экономическое развитие  деревни.

 

В результате первой мировой  и гражданской войн сельское хозяйство  Беларуси было почти полностью разрушено. К концу гражданской войны резкое сокращение посевных площадей и снижение урожайности значительно уменьшили валовые сборы зерна, картофеля и технических культур. По сравнению с 1917 г. сбор зерновых культур сократился более чем наполовину, а по сравнению с довоенным уровнем — почти на 75 процентов. Валовой сбор картофеля снизился более чем на три четверти. Почти на треть уменьшилось поголовье скота.

С окончанием гражданской  войны стало ясно, что продолжение  уже в мирных условиях политики «военного коммунизма», т.е. запрета на торговлю, изъятие у крестьян всех «излишков» продуктов нарушало нормальные экономические связи между промышленностью и сельским хозяйством и грозило «диктатуре пролетариата» гибелью. Восстание в Кронштадте, повстанческое движение в Западной Сибири и на Тамбовщине фактически поставили страну на грань новой гражданской войны. Отсюда и необходимость кардинального изменения экономической политики. Новой власти необходимо было наладить отношения с крестьянством, которое составляло в то время более 80 процентов населения страны.

Переход к нэпу означал отказ от политики «военного коммунизма», ставшей сильнейшим тормозом для развития сельского хозяйства. Замена продразверстки продовольственным, а затем денежным фиксированным налогом, восстановление свободы землепользования и прекращение практики частых переделов, не позволявших крестьянам заботиться о плодородии земли, — первые наиболее важные мероприятия новой экономической политики. Идея о продналоге выходит за рамки отношений «пролетарского государства» с крестьянином-единоличником, выражает принципиально новый подход в «социалистическом хозяйствовании».

Важное значение имело проведение первого в новых условиях весеннего сева 1921 г. Часть крестьян Беларуси, которая получила землю, чувствовала острую нехватку инвентаря и рабочего скота, поэтому государство выдало крестьянам 500 тысяч пудов зерна и картофеля для посева, а также значительное количество сельскохозяйственного инвентаря. Таким образом, поворот в экономической политике и помощь государства позволили крестьянам успешно провести весенний и зимний сев, во время которого было засеяно более 80% довоенных площадей.

Замена продразверстки продналогом сразу же дала заметные результаты. Например, если в 1920 г. посевные площади Витебской губернии составляли 40 процентов площадей 1916 г., то весной 1921 г.— уже 90 процентов. Благодаря введению нэпа крестьяне Беларуси к концу года полностью рассчитались с государством.

Подъему сельского хозяйства также способствовало развитие арендных отношений. После Октябрьской революции вместе с отменой права частной собственности на землю была отменена и земельная аренда. Однако последующее развитие событий внесло коррективы в это решение. В сентябре 1922 г. Президиум ЦИК БССР принял Закон о трудовом землепользовании в республике, по которому разрешалась сдача в аренду всей земли или ее части тем хозяйствам, которые не могли ее обрабатывать. К тому времени 88 тысяч крестьянских хозяйств республики арендовали примерно 140 тысяч десятин земли. В отчете Наркомзема БССР за 1925/26 хозяйственный год указывается, что такие небогатые хозяйства от сдачи земли в аренду имели значительный доход.

Информация о работе Образование БССР