Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:45, доклад
Создание древнерусского государства было результатом процессов, происходивших внутри славянского общества. Процесс этот был сложным, многоплановым, длительным по времени. Государство у восточных славян возникает в тот момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей. На процесс возникновения государства влияло множество факторов.
Причины и предпосылки возникновения Древнерусского государства. В изложении истории IX-X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, представлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Поэтому в исторической науке нет единой концепции о социальной, хозяйственной организации восточных славян, факторах создания древнерусского государства и начальном этапе его формирования. Момент возникновения древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью и определенностью. Очевидно, что имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян - Киевскую Русь. В литературе это событие датируется по разному, однако большинство авторов сходится на том, что возникновение государства следует относить к IX в. (882 г.). Вопрос об определении, что есть государство, в науке дискуссионен. Представляется, что при всей дискуссионности под государством следует понимать систему органов и права, распространяющуюся на определенную территорию. Образование государства - закономерный этап в развитии общества. Создание древнерусского государства было результатом процессов, происходивших внутри славянского общества. Процесс этот был сложным, многоплановым, длительным по времени. Государство у восточных славян возникает в тот момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей. На процесс возникновения государства влияло множество факторов. Внешние и внутренние факторы создания государственности были неотделимы друг от друга; соединились разнородные элементы, происходило их взаимопроникновение и взаимовлияние, взаимообусловленность. Следует говорить о группах факторов, воздействующих на экономические, политические, социальные и духовные процессы внутри славянского общества и находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Причины оброзавания государственности у восточных славян:
1.Усложнение экономической жизни
2.Отделение ремесла от с/х
3.Выделение военного сословия
4.Появление экономического неравенства
Предпосылки создания гос-ва на Руси к 9 веку:
1.Образование крупных союзов племён.
2.Выделение сильной знати
3.Необходимость охраны территории от внешних набегов
Внутренние предпосылки возникновения государства у славян:
1.Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли;
2.Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель;
3.Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;
4.Складывание древнерусской народности;
5.Религия, обычаи, традиции.
Внешние предпосылки:
1.Угроза нападения врагов;
2.Покорение соседних славянских и неславянских племён;
3.Военные походы русских князей;
4.Приглашение варягов как основателей правящей династии.
Норманнская теория" возникновения государства.
Создатели теории: (нем. Ученые на рус. Службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа "Повести временных лет", обычно именуемого "легендой о призвании варягов". Под 6370 г. (862 г по новому летоисчислению) в "Повести временных лет" сообщается: "Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), и иные норманны и англы, а еще иные лотландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля". Этот летописный рассказ послужил основанием "норманнской теории". Согласно этой теории древнерусское государство было создано варягами. Начиная с 1615 г. ученые предлагали видеть в варягах норманнов, славян, финнов, литовцев, хазар, готов, иранцев, кельтов, представителей других народов. Зарождается норманизм в шведской историографии XVII в. (П. Петерей, О. Верелей, О. Рудбек), главной причиной зарождения норманизма исследователи считают антирусскую направленность внешней политики Швеции того времени, претендовавшей на политическое господство в Балтийском Поморье. Была разработана развернутая программа шведских территориальных завоваеваний за счет России, получившая в зарубежной историографии наименование "Великой восточной программы". Идеологическим обоснованием этих великодержавных замыслов в отношении России и стала "норманнская теория" шведских историков. В отечественной традиции она была сформулирована в России немецкими учеными Байером, Миллером, Шлецером. Впервые на торжественном заседании Академии наук в правлении Елизаветы Петровны (1749) российский историограф и ректор университета профессор Миллер произнес речь, где сформулировал основные положения "норманнской теории" возникновения государства:
1.Варяги - это скандинавы;
2.Они являются основателями государства;
3.Понятие "варяги" и "Русь" тождественны.
Критика теории:
Доклад вызывал бурную реакцию. С резкой критикой в адрес "норманнской теории" выступил М.В. Ломоносов в сочинении "Замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера" Происхождение имени и народа российского". Миллер и Ломоносов положили начало полемики между "норманистами" и "антинорманистами". Первый из них преувеличивал роль варягов в образовании Русского государства, другой вовсе ее отрицал. "Норманнская теория" за 200 лет своего существования обрела свою историю. В целом принимали концепцию норманистов ведущие русские историки - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. М.П. Погодин, В.О. Ключевский, и др. В XIX веке она станет частью государственной теории «официальной народности» (самодержавие, православие, народность), когда летописное придание о Рюрике станет использоваться как символ давней преданности русского народа самодержавию. Против выступили, кроме М.В. Ломоносова, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский, С. Гедеонов и др. В советской исторической науке большая часть исследователей придерживалась антинорманизма.