Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:19, реферат
Цель реферата – рассмотреть вопрос о происхождении казахских жузов и образовании Казахского ханства.
Задачи:
- изучить возможные предпосылки появления системы жузов;
- показать значение жузов в жизни казахского народа;
- рассмотреть историю Казахского ханства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ
1.1 Система деления на жузы
1.2 Исследования происхождения жузов
1.3 Принцип объединения народа в Казахском ханстве
1.4 Исторические предпосылки
2. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА
2.1 Начальный этап образования Казахского ханства
2.2 Устройство Казахского ханства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Улуса Джучи (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда.
Практически ничего неизвестно о бытовании этого термина в последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных) сообществ.
Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда авторов скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши (Младший) по времени своего проявления (хотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются на колена.
Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов.
Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого.
2. Образование Казахского ханства
2.1 Начальный этап образования Казахского ханства
жуз казахский ханство народность
Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился. В середине XV в. - образовалось Казахское ханство - итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана - Жанибека и Керея - с преданными им племенами. Значение этого события в том, как отмечают казахские историки, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XV столетия, известное под общим собирательным названием узбеки.
Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тысяч человек, которые составляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Древние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений, казаками. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской государственности, а термины “казак” и “узбек” стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже своего рода политическими границами.
2.2 Устройство Казахского ханства
Вплоть до смерти последнего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период, например, в ханстве сына Жанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его властью был объединено в один народ более миллиона казахов. К этому времени относятся общие для них узаконения: “Касыма праведный путь” (XVI в.), служившие основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке (вторая половина XVII в.), закреплявшие государственный строй и феодальное право казахов.
К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не позднее 90-х годов XVI века ”. В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе.
Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников, в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы.
Казахское ханство 16-18 вв. было иерархизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов, султанов - для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суйек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.
Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора столетий (с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан.
Активная внешняя политика государства, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, особенно при Касым хане в начале XVI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.
Во 2-й половине XVI в. происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами.
Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всеобщей целостности.
С начала XVIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.
В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет. Однако, это уже другой период в эпохе династической государственности казахов.
Заключение
Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и государственности в Казахстане, необходимо сказать о том значении, какое имеет понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости республики сегодня.
16 декабря 1991 года принимается
Закон Республики Казахстан о
независимости (имеющего силу
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.
Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Казахстан занимает не последнее место в геополитике стран Центральной Азии.
Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость.