Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:10, контрольная работа
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века. В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции славянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути.
на тему: Образование Российской империи. 1
Реформы Петра I. 1
Введение 3
Первые годы правления Петра I 5
Реформы в экономике первой четверти XVIII века 7
Финансовая политика государства в годы правления Петра 9
Реорганизация государственного управления 10
Церковь и ликвидация патриаршества 12
Создание регулярной армии и флота 13
Выступления народных масс 14
Внешняя политика. Северная война 15
Культура в эпоху Петра Великого 18
Заключение 22
Литература 22
Она характеризовалась небывалым налоговым гнетом. «Постоянная и настоятельная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра взыскивать все новые и новые источники государственных доходов».(2)
Специальными «прибыльщиками» во главе с А.Курбатовым выискивали все новые источники доходов: банная, рыбная, медовая и другие подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские драгунские корабельные и особые «сборы». Немалые доходы приносила чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра. Введена подушная подать. С конца 1718 по 1724 г. в России проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, обложенных единой податью: с помещичьих крестьян – 74 коп., с государственных крестьян 1,14 коп., с посадских (ремесленников, купцов) – 1,20 коп. К концу петровского правления государственные доходы по сравнению 1701 г., выросли почти в 4 раза и составили 8,5 млн. руб., из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.
Усиление абсолютистской монархии потребовало коренной перестройки централизации всей системы государственного управления его высших, центральных и местных органов.
«Многочисленная, сложная запутанная и бессистемная «толпа» московских приказов не могла удовлетворить потребностям «регулярного» правления, которое стремился установить Петр».(2)
На смену боярской думе 1699 г. пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г. называвшаяся «консилией министров». Она стала предвестницей правительствующего Сената – высшего правительственного учреждения с судебными, административными, а иногда и законодательными прерогативами, созданного в 1711 г. В составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром. Трое являлись представителями знати (князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын), трое – бывшие члены боярской думы (Г.Н. Стрешнев, И.А.Мусин-Пушкин, Г.А. Племянников) и трое из дворян (М.В. Самарин, В.Г,Агуфтин, Н.П. Мельницкий). Решение Сената принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов. Делопроизводством ведала сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем.
Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. Хотя сенат был и контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор, надзиратель указов, затем тот же сенатский обер-секретарь и штаб офицера гвардии и, наконец, с 1722 г. генерал – прокурор П.И. Ягужинский и обер-прокурор. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, он подчинялся только царю. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), и генерал – прокурор выступал как «ока царево и стряпчий о делах государевых». Новое положение о Сенате в 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стад послушным орудием, по управлению страной. Однако с связи с загруженностью повседневной черновой работой назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов.
Реформы 1718 – 1720 гг. упразднили приказы и канцелярии ввели коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В коллегиях решения принимались коллективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим разделением функции. Были следующие коллегии: коллегия Иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, с 1722 г. ревизион-контора Сената, Коммерц-коллегия, Штатс-Контор-коллегия, Берг-Мануфактур-коллегия.
Важнейшими являлись коллеги, ведавшие иностранными, военными и судебными делами. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами - камер-коллегия, расходами – Штатс-Контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия. Торговлей и промышленностью руководили соответственно коммерц-коллегия и Берг-мануфактур-коллегия, разделенные 1722 на два ведомства.
В 1721 г. была создана вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением находившаяся в Москве. Их главный магистрат, созданный в 1720 г. управлял городским сословием – ремесленниками, купечеством. Главный магистрат стоял во главе городских магистратов. Задачей новых учреждений являлись исполнение административно- полицейских и судебных функций в городах, развитие городских ремесел и торговли. Президентом этой особой коллегии был назначен купец Исаев, а обер-президентом – князь Ю.Ю.Трубецкой.
«Введение коллегиальной системы Петр надеялся достигнуть в управлении большего порядка, правильности и законности, устранить произвол, личное усмотрение и злоупотребления, присущие единоличны правителям ».(2)
Но коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему Дворцовое, Ямское, Строительное, Медицинское дело и другое находились в ведении специальных приказов, палаты контор. Политическим сыском на протяжении всей петровской эпохи занимался Преображенский приказ, которым руководил князь Д.Ю. Ромодановский. По началу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Согласно этому присутствие каждой из коллегии состояло из президента, вице-президента, 4 – 5 советников, 4 асессоров, а также детально регламентированного штата чиновников. Последующее развитие принципа чиновной и бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Новая система предельной бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они получали земли и крестьян. В петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Привлечению дворян к службе способствовал принятый в 1714 г. о единонаследии, прировнявший поместья к вотчинам.
Реформа местных учреждений. В 1708 - 1715 гг. была введена губернская система управления. Страна стала была разделена на губернии. Ими управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота власти. Во главе уездов стояли коменданты.
В 1719 г. Петр разделил страну на 50 провинций во главе с воеводствами. Губернии сохранилась, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же смысле же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились дистрикты во главе с земскими комиссарами. Появились судебные органы. В 1719 г. введены нижние и верхние суды. Однако попытка отделения суда от администрации провалилась.
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в века все еще сохраняла самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит, Стефан Яворский. «Это временное состояние продолжалось до конца 1718 года, когда последовал указ об учреждении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода, который должен был заменить собою патриаршество».(2) Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным – Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Этому приказу были подчинены патриаршие казенный и дворцовые приказы. Доходы с церковных учреждений шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей. Одновременно, с государство ограничивало число монахов, запрещало переход из одного монастыря в другой, регламентировало, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
25 января 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», согласно которому проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая её государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью утверждена специальная духовная коллегия, преобразованная вскоре в Святейший правительствующий синод. В его ведении находились чисто церковные дела, он имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В. Болдина), которому подчинялись Синодальная канцелярия и церковные фискалы – «Инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного синоду, а 1721 преобразованного в синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.
Многие Петровские преобразования были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии, постройку мощного отечественного флота. Поскольку «старая московская милиция помещиков и вотчинников и их вооруженных слуг обнаружила свою полную несостоятельность и была, конечно, совершенно непригодна для войны с прекрасно обученной и вооруженной шведской армией».(2)
«Потешные» полки 1687 г. стали ядром новой армии. Они стали своеобразной школой боевой подготовки новых формирований. Реорганизация армии началось уже 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. Была оформлена рекрутская система, согласно, которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус- из дворян. С 1699 по 1725 гг. было 53 набора в армию и флот. Они дали 284000 тысяч человек, призванных на пожизненную воинскую службу.
Начал к 1708 г. петровская армия была доведена до 52 двух пехотных полков ( в 1699 г.было 2 гвардейских, 27 пехотных, 2 драгунских полка). После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100 тысячная армия состояла 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 определила в составе армии 51 пехотных и 33 конных полка, что к концу правления Петра составило 130 тысячную армию из 3 родов войск – пехоты, кавалерии, артиллерии. Кроме того около 70 тысяч находились в гарнизонных войсках и свыше 105 тысяч в казачьих и иных иррегулярных войсках.
Для обучения солдат и офицеров помимо «Устава воинского» (1698) были подготовлены многочисленные наставления. В 1716 г. был издан «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной службы. Для обучения офицеров создавались бомбардирская школа, математическая, навигационная, артиллерийские, иностранных языков, хирургические школы. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от наплыва иностранных специалистов.
Строительство военно-морского флота шло на юге и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создание Балтийского флота. К 1728 г. Российский флот на Балтийском море был самым мощным.
В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 году было положено начало подготовки офицерских кадров через гардемаринскую роту.
Петровские преобразования проводились за счет колоссального напряжения сил практически всех сословий Российского государства и сопровождалось усилением крепостного гнета. Это вызывало протест эксплуатируемых слоев общества. Правление Петра Великого сопровождалось многочисленными выступлениями народных масс. Нередко эти «бунты» направлялись той частью боярства, духовенства, купечества, чьи интересы входили в противоречие с реформами Петра.
В первые годы царствования Петра консервативные силы группировались вокруг царевны Софьи и Милославских и в своих целях использовали недовольство стрельцов. Лишаемые былых прав и средств существования, стрельцы все зло видели в Петре и его преобразованиях, поэтому они не раз восставали. Наиболее опасным оказался мятеж 1698 г. Однако он был подавлен. Царевна Софья, поддерживающая стрельцов, была пострижена в монахини. Стрелецкое войско было ликвидировано.
Крупным выступлением посадского населения стало Астраханское восстание 1705-1706 гг., вызванное усилением налогового гнета и насильственным введением иноземных обычаев.
В 1707 – 1708 гг. началось массовое народное движение, охватившее Дон, Слободскую Украину и Поволжье. Причиной для выступления стала отправка карательной экспедиции во главе с князем Ю.В. Долгоруким, в кратчайшее время вернувшим из верховых городов Дона свыше 3000 тыс. беглых, крепостных. Жестокость, с которой проводился сыск, возмутила казацкое население, во главе с К.Булавином. Народное движение охватило около 60 уездов, и лишь к концу 1708 г. властям удалось подавить основные очаги восстания.
В первом десятилетии XVIII среди населения Поволжья и Приуралье возникли восстания, вызванные произволом петровской администрации и местных феодалов, а также насильственным введением православия, были непрерывными. Нередки были возмущения работных людей на мануфактурах и иных заводских промыслах.
Основным направлением внешней политики России стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы правления петровского правления. Северная война со Швецией (1700 – 1721). В результате дипломатических усилий Петру удалось привлечь к предстоящей войне с северным соседом Речь Посполитую, Саксонию и Данию (Северный союз был оформлен 1699 г.)
Для развертывания военных действий против Швеции требовалось добиться мира с Турцией, дабы избежать войны на два фронта. С этой целью в Константинополь на русском 46 – пушечном фрегате было направлено посольство дьяка Е.И. Украинцева, который 13 июля 1700 г. заключил перемирие с султаном на 30 лет, причем отстоял для России устье Дона с крепостью Азов и добился отмены выплаты унизительной дани крымскому хану.
Лишь только сообщение о перемирии с Турции достигло Москвы (8 августа1700г.) Петр объявил войну Швеции. Карл XII нанес сокрушительное поражение русским войскам под Нарвой. Однако Петр не терял времени, энергично реорганизовывал армию.
В 1704 г. в результате многих побед, Россия прочно закрепилась в Восточной Прибалтике, получила доступ к морю и предложила Швеции мир, но получила отказ. В 1704 г. под давлением Шведов на Польский престол был избран их ставленник С.Лешинский. Это вынудило Петра направить свои силы на помощь Августу II. В Польше и Литве действовала 60-тысячная русская армию под командованием Меньшикова. Но несмотря на это, войска Августа II в 1706 г. потерпели поражение, и он подписал позорный сепаратный мир со Швецией, отказавшись притом от польской короны и от союза с Россией.
Информация о работе Образование Российской империи. Реформы Петра I