Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Образование СССР………………………………………………….…….5
Заключение………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

_Образование СССР.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

План

 

 

Введение………………………………………………………………….…..3

1. Образование СССР………………………………………………….…….5

Заключение………………………………………………………………….12

Список использованной литературы………………………………………13

 

Введение 

 

После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.

Между советскими республиками установились прочные связи. Для  утверждения союза наций имелись  необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у  них была одна цель – социализм.

Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года.

Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи.

Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные  двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал  опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная  конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья.

Сложился конфедеративный  союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.

В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три  основные формы социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с РСФСР)форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР.

    

 

1. Образование СССР

 

Война и особенно иностранная  интервенция продемонстрировали необходимость  создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда.

Понятно, что в тех  условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно  также, как национальные воинские образования  были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан  заключили между собой военно-хозяйственные  договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР  вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик.

В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.

С весны 1921 г. в ответ  на указание В.И. Ленина о хозяйственном  объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Практика «федерирования»  первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач.

Поэтому во избежание  националистических тенденций ставилась  задача создания возможно более крупных  территориальных объединений, что  выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно  малые и компактно проживавшие  в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию  двух уровней:

1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская,  Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.)

2) областную автономию  получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская,  Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская  и др.) и 1 автономная Карельская  трудовая коммуна (с 1923 г. автономная  республика).

Теоретически независимые  советские республики вступали с  РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость  Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской  Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР.

В 1920 г.-1921 гг., после поражения  национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией.

Два последних объединительных  договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

"1. Признать целесообразным  заключение договора между советскими  республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и  РСФСР о формальном вступлении  первых в состав РСФСР...

2. В соответствии с этим постановления  ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."

Федерация рассматривалась  большевиками как переходный этап в  преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.

В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов.

Он предложил форму  федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза.

К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции  СССР, которые были разосланы в  компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил  проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

I съезд Советов СССР  открылся 30 декабря 1922 г. В нем  приняли участие 2215 делегатов.  Численный состав делегаций от  республик определялся пропорционально  количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек.

С докладом об образовании  СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в  основном утвердил Декларацию и Договор  об образовании СССР в составе  четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам.

Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

ЦИК СССР образовывал  правительство - СНК. Создавалось три  вида комиссариатов (союзные - иностранных  дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском  уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата.

Союзным органам передавались также полномочия по международной  обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

 С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР.

Произошла централизация  судебной системы. Одновременно происходило  ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право  республик непосредственно ставить  вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР).

В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства  промышленностью и финансами  меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения  централизации управления.

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и  развитию экономики, культуры, преодолению  отсталости некоторых республик. В  ходе национально-государственного строительства  проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними.

С этой целью из РСФСР  в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных  кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения  в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР.

Некоторые народы впервые  получают разработанную учеными  письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов.

Информация о работе Образование СССР