Образование СССР. Конституция 1924г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 19:09, реферат

Краткое описание

Сложившийся в годы гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а главное – единая форма власти (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия) – объективно позволяли большевикам решить вопрос создания единого государства. Сталин выдвинул идею так называемой "автономизации", сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (а речь шла об Украине, Белоруссии и Закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий, опыт создания которых внутри РСФСР уже был. Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Содержание

Введение……………………………………………………..2


Часть I Образование СССР, "Коренизация",
Образование ЗСФСР………………………………………3

1.1 Образование СССР……………………………………..3
1.2 "Коренизация"…………………………………………..4
1.3 Образование ЗСФСР……………………………………5


Часть II Практическая работа по объединению
советских республик в единый союз……………………..5

Часть III Окончательное юридическое оформление
образования СССР принятие Конституции…………….8

Заключение……………………………………12

Список Используемой литературы………...13

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная история росии.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: Образование СССР. Конституция 1924г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          СОДЕРЖАНИЕ

 

          Введение……………………………………………………..2

 

 

Часть I Образование СССР, "Коренизация",

 Образование ЗСФСР………………………………………3

 

1.1 Образование СССР……………………………………..3

1.2 "Коренизация"…………………………………………..4

1.3 Образование ЗСФСР……………………………………5

 

 

Часть II  Практическая работа по объединению

советских республик в единый союз……………………..5

 

Часть III  Окончательное юридическое оформление

образования СССР принятие Конституции…………….8

 

Заключение……………………………………12

 

Список Используемой литературы………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

К концу гражданской войны в результате многочисленных попыток самоопределения и объединения отдельных республик на территории бывшей Российской империи возникает сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, отвоевав себе независимость, фактически прекращают связи с РСФСР. В соответствии с договором, заключенным с Украиной в декабре 1920 года, она получила значительные полномочия. Передав в ведение Москвы ряд важных наркоматов (военно-морских дел, финансов, труда), Украина сохранила право вступать в дипломатические отношения с другими государствами. В Белоруссии процесс консолидации искусственно созданного белорусско-литовского союза был прерван польской агрессией, в результате которой западная часть Белоруссии была оккупирована, а в восточной установлена советская власть и образована БССР.

Закавказские республики (Грузия, Армения и Азербайджан), образовавшиеся после распада империи, продолжая поддерживать связи с РСФСР, в целом не стремились отделиться от России, но пытались сохранить свой суверенитет. Смирившись с потерей Польши и других западных республик, большевики не допускали возможности независимости Украины, Белоруссии и Кавказских республик. В сентябре 1920 года между Азербайджаном и РСФСР был подписан договор. Такая же модель была использована и в других республиках Закавказья.

На территории РСФСР после занятия окраинных национальных районов Красной Армией и установления там советской власти в это же время активно шел процесс создания автономий. В 1918 году были созданы первые национально-областные объединения – Туркестанская автономная советская социалистическая республика (ТАССР), Трудовая коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крым). В период гражданской войны отдельные образования были ликвидированы (Северокавказская советская республика, Донская республика), другие – создавались заново. В марте 1919 года была провозглашена Башкирская автономная советская республика, в 1920 году – Татарская и Киргизская автономные республики, образовались Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская автономные области. В 1921-1922 годах провозглашаются Казахская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская автономные республики. С помощью автономий народы России стремились защитить свои права от давления центральных властей, реализовать национальные интересы в области языка, культуры, религии.

Таким образом, сосредоточение власти в руках одной партии на огромном пространстве бывшей империи создало объективные предпосылки образования единого государства.

К моменту окончания гражданской войны вопрос о конституционном решении национального вопроса приобретает для большевистского руководства особую остроту. Ленин и большевики до 1917 года были сторонниками сохранения крупного централизованного унитарного государства, допускающего национально – территориальную автономию отдельных народов в рамках единого государства. По этому принципу фактически шло строительство РСФСР, хотя в Конституции 1918 года было заявлено о федеративном устройстве Советской России.

Сложившийся в годы гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а главное – единая форма власти (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия) – объективно позволяли большевикам решить вопрос создания единого государства. Сталин выдвинул идею так называемой "автономизации", сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (а речь шла об Украине, Белоруссии и Закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий, опыт создания которых внутри РСФСР уже был. Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Понимая, что подобное давление на национальные республики может похоронить идею их объединения, Ленин выступил с критикой сталинского проекта и предложил создание союза государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образования ряда общих органов власти и управления. Им же было предложено название Союз Советских Социалистических Республик.

Часть I

 

Образование СССР

30 декабря 1922 г. на съезде  Советов, где были представлены  делегации РСФСР, Украины, Белоруссии  и ЗСФСР, было провозглашено образование  Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Принципы национальной политики большевиков. В стране

где 57% населения составляли нерусские нации и народности'

национальная политика большевистской партии имела огромное

значение. Союз строился по модели, выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Декларация и Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками, образующими союзное государство. Формально оно учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм "свободного выхода" не предусматривался. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами — ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компакт-

но проживающие в окружении великорусских земель, получили

в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую

(Башкирская АССР, Татарская  АССР, Дагестанская АССР

и Др.) и областную (Бурят-монгольская АО, Вотская АО, Кал-

мыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО и др.). Исключением здесь стали Киргизская (Казахская) и Туркестанская автономные республики. всей истории с образованием СССР нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что большую роль во всех мероприятиях играют партийные функционеры, их прихоти и капризы. В день, когда состоялось образование союзного государства, вышла работа Ленина "По вопросу о национальностях и автономизации". В этой работе сквозит недовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР, несвоевременной затеей Сталина, которая, по его мнению, "завела все дело в болото". Однако старания Ленина, его попытки "разобраться" с проявлениями великорусского шовинизма, наказать виновников "грузинского инцидента" особых последствий не имели.

        II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г. в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуацию острого социального противоборства. В 1924—1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

"Коренизация"

В 1920-е годы в рамках национально-государственных образований проводилась так называемая политика коренизации, которая заключалась, во-первых, в вовлечении в их руководящий аппарат национальных кадров, их ускоренной подготовки. Многие из созданных национальных образований не имели ни своего рабочего класса, ни сколько-нибудь значительного количества интеллигенции. Здесь центральное руководство вынуждено были идти на нарушение принципов "диктатуры пролетариата" в пользу национального равноправия, привлекая к руководству весьма разношерстные элементы. Эта сторона коренизации положила начало образованию местных элит с присущей им национальной спецификой. Впрочем, центр прилагал немало усилий, чтобы держать этих местных руководителей "в узде", не допуская излишней самостоятельности и беспощадно расправляясь с "национал-уклонистами". Другой аспект коренизации — культурный. Он заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, создании собственных литератур, искусства и т. д. Надо отдать должное: государство уделяло очень много внимания помощи отсталым в прошлом народам, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития отдельных наций.

 

Образование ЗСФСР

Закавказье представляло собой сложный комплекс национальных отношений и противоречий, сохранявшихся с давних времен. Этот регион требовал особенно тонких и взвешенных подходов. Период существования здесь в предшествующие годы местных национальных правительств, сметенных Красной Армией и местными большевиками, тоже оставил свой след в сознании местного населения. Грузия, например, в период своего независимого существования в 1918—1921 гг. наладила довольно широкие связи с внешним миром. Тем временем национально-государственное строительство в регионе пошло по пути создания Закавказской Федерации (ЗСФСР) с попранием интересов населения отдельных республик и национальных территорий. По договору 1922 г. республики передавали свои права союзной закавказской конференции и ее исполнительному органу Союзному Совету в области внешней политики, военных дел, финансов, транспорта, связи и РКИ. В остальном республиканские исполнительные органы сохраняли самостоятельность. Таким образом, вырабатывалась модель объединения, которой вскоре предстояло пройти испытание на прочность в связи с решением вопроса об отношениях Закавказской Федерации и РСФСР.

ЧАСТЬ II

 

 

Начинается практическая работа по объединению советских республик в единый союз. 22 февраля 1922 года всеми советскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на общеевропейской экономической конференции в Генуе. Это был новый шаг к дипломатическому объединению.

Встал вопрос об упорядочении экономических, а затем и политических связей. В августе 1922 года для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП (б) была создана специальная комиссия под председательством Сталина. Комиссия рассматривала все предложения от республик. Однако партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождения советских республик в новое государство.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП (б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП (б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП (б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

Информация о работе Образование СССР. Конституция 1924г