Образование государства Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке

Содержание

Введение
1. Деятельность первых киевских князей по собиранию славянских племен.
2. Принятие христианства на Руси.
3. Культура Киевской Руси IX-X вв.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 789.11 Кб (Скачать файл)

   Огромным событием, произошедшим  во время правления Владимира 1., было принятие христианства. Можно  выделить внутренние и внешние  причины этого шага. Внутренние причины:

1) это связано с тем, что к  концу 10 века образовалось раннефеодальное  государство Киевская Русь. Оно  состояло из многих племен, у  каждого из которых были свой  пантеон богов, традиции и обычаи  и это объективно ослабляло  государство;

2) в связи со слабостью экономических  связей между племенами и территориями  господствовало натуральное хозяйство. Молодое государство Киевская  Русь было объединено только  политическими скрепами – властью  Киевского князя, что было ненадежно. Политическая власть нуждалась  в идеологии как системе общих  идей и ценностей, способной духовно  скрепить государство, входящие  в него племена. В то время  идеология могла быть только  в форме религии;

3) формирующемуся классу феодалов  – владельцам земельной собственности  нужна была религия, система идей  и ценностей, которая 

бы оправдывала классовое неравенство и эксплуатацию. Язычество, сформировавшееся в условиях социального равенства первобытно-общинных отношений, эту функцию оправдания и легитимизации власти феодалов и князей выполнить не могло.

   Таким образом, потребность  в усилении и защиты господства  складывающегося класса феодалов  также потребовала новой религии. Внешние причины этого решения связаны с тем, что необходимо было укрепить международный престиж (положение) Киевской Руси, стать вровень с европейскими государствами. Предпринятая при князе Владимире попытка приспособить к новым условиям путем объединения главных божеств (в том числе племенных) в пантеон богов во главе с Перуном, успеха не имела. Религией раннефеодального древнерусского государства Киевская Русь стало христианство. Христианство насаждалось насильственно, и христианизация страны затянулась на несколько столетий. В конце XI в. во время народного восстания был убит ростовский епископ Леонтий; в середине XII в. вятичи убили киевского миссионера Кукшу. Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в народной среде. Введение христианства было прогрессом в сравнении с язычеством. Вместе с христианством русские получили некоторые элементы более высокой византийской культуры, приобщились, как и другие европейские народы, к наследию античности. Введение новой религии повысило международное значение древней Руси.

   Летопись рассказывает о  выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители  всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедавшие его евреи лишились своего государства и расселились по всей земле. Наиболее убедительными показались Владимиру аргументы византийского священника. Отправленные во все страны послы Владимира, также были потрясены и нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещение Руси по византийскому православному обряду. Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Главной причиной и поводом для принятия христианства в его восточном (православном) варианте были традиционные связи, которые имелись у Руси с Византией. Еще в начале 10 века в Киеве жили христиане, построили свою церковь. Среди купцов, дружинников Игоря были христиане, христианкой была и княгиня Ольга. Крещению Руси предшествовало обращение византийского императора Василия 2 к Владимиру о помощи в подавлении восстания. Владимир согласился, но при условии, что император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Соглашение состоялось, и Владимир прислал отряд, который помог Василию одержать победу. Но, опасаясь роста могущества «варвара» - русского князя, Василий оттягивал выполнение договора и этим вынудил Владимира предпринять поход на византийский город в Крыму – Херсонес. Владимир взял Херсонес, Василию пришлось выдать за него замуж Анну. В Херсонесе произошло крещение Владимира священниками из свиты царевны. По возращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческих идолов. Новую веру вводили силой. Упорное сопротивление крещению было оказано особенно на севере стран(Новгород).  
Значение принятия христианства.

1) Принятие христианства способствовало развитию материальной и духовной культуры. Многие ремесла и искусства – дома и крепости из камня, храмовое каменное строительство, возведение куполов, камнерезное дело, иконопись, фреска, мозаика – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

Через Византию Русь познакомилась с античным греческим и римским наследием.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. При монастырях появились школы, распространялась грамотность.

2) Христианство повлияло на нравы и мораль. Религия и церковь запрещала жертвоприношения, многоженство и кровную месть, боролась с работорговлей, тем самым способствовала гуманизации отношений среди людей. Общество впервые познакомилось с понятиями греха и совести – моральными понятиями, отсутствовавшими в языческом мировоззрении.

3) Среди политических последствий крещения, надо отметить то, что христианство укрепило государство через насаждение и пропаганду единой для всех религиозной идеологии.

Кроме того, укрепило княжескую власть, ибо религия и церковь как социальный институт внушали верующим людям, что всякая власть от Бога, поэтому подданные должны беспрекословно терпеть все лишения в земной жизни, чтобы обрести царство небесное после смерти, а князья должны осознавать свою высокую ответственность перед Богом и править по Божьему закону.

4) Выросло международное положение Руси, что выразилось в многочисленных династических браках. Правда позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была

православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

   Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”. Наивысшего могущества достигла Киевская Русь при Ярославе Мудром (1036-1054гг.). Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Составление “Русской Правды” связано тоже с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. В Русской правде нашли свое отражение особенности социально-экономического стороя Руси. Документ определял штрафы за различные преступления против личности, охватывал каждого жителя государства, от княжеского дружинника до смерда и холопа, ярко отражая степень несвободы. определявшуюся его экономическим положением. Хотя “Русская Правда” приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежит только первые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).

 

   После смерти Ярослава  Мудрого в развитии государства  усиливаются центробежные тенденции, начинается один из сложнейших  периодов истории древней Руси  — период феодальной раздробленности, растянувшийся на несколько веков. Характеристика этого периода историками неоднозначна: от оценки периода как прогрессивного явления до диаметрально противоположной оценки. Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а, прежде всего, заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов. В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все для них необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить, или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы. Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII-XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.

   В конце XII — начале XIII в. на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: на Северо-Востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на Юге и Юго-Западе — Галицко-Волынское княжество; на Северо-Западе — Новгородская феодальная республика. На рубеже IX — X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В результате этих войн русскими войсками Святослава в середине 60-х гг. Х в. были разгромлены хазары, после чего нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тьмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом. В конце IX и в Х вв. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имело в этот период отношение Руси с Византией, особенно торговые отношения. Торговые отношения между ними нарушались военными столкновениями. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там уже было к тому времени построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносила попеременный успех то одной, то другой стороне. В 906 г. князь Олег с многочисленным войском отправился в Византию, “устрашенные греки просили мира. В честь победы Олег прибил щит к вратам Царьграда. По возвращении в Киев, народ, дивясь его храбрости, уму и богатству, прозвал Вещим” (И.М. Карамзин). Постоянную борьбу в этот период истории Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили Киев, но в конечном итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться, их вытеснили из черноморских степей другие кочевники — половцы. Под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью. Вторая половина XI — XII вв. — время борьбы Руси с половецкой опасностью. К этому времени Древнерусское государство становится одним из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Культура Киевской Руси IX-X вв.

   Культура народа неразрывно  связана с его историей. Отправным  моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры  восточнославянской) является эпоха  возвышения городов (IX–X вв.), ставших  сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских  государств – земель-волостей. Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось подсечно-огневое земледелие. О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических раскопках железных начальников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего сельскохозяйственного инвентаря. Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая терминология заимствована из славянских языков. Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля. Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей степени был распространен мелкий рогатый скот – овцы и козы. При археологических раскопках найдены останки разнообразной домашней живности – кур, кошек, собак. Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного животного и для верховой езды. Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.

   Восточнославянские языки  относятся к славянской группе  индоевропейской языковой семьи. Считается, что в глубокой древности  они составляли некое единство, один язык. Затем восточнославянская  ветвь распалась на ряд близких  друг другу племенных диалектов. Разница между языком различных  племенных объединений была не  очень сильна, представитель племени  полян вполне мог понимать, например, кривича,

Информация о работе Образование государства Киевская Русь