Образование государства в Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII н.э. – 510 г. до н.э.), республиканский (510 г. – 30 гг. до н.э.) и императорский (30 г до н.э. – 476 г. н.э.) Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..2
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
1. Развитие древнего государства……………………………...3
2. Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
2.1. Основные черты общественного и государственного строя
Римской республики…………………………………………8
Глава III. Падение республики и переход к империи………….13
Глава IV. Римская империя.
1.Общественный и государственный строй………………..17
2.Принципат………………………………………………….18
3.Доминат…………………………………………………….20
4.Реформы Диоклетиана и Константина…………………...22
Заключение…………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………....27

Вложенные файлы: 1 файл

mirslovarei_1дщдщдщ.docx

— 62.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………..2

      Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

    1.     Развитие древнего государства……………………………...3
    2.     Реформы Сервия Туллия.

    Глава II.  Становление Римской Республики.

      2.1.         Основные черты общественного и государственного строя

                     Римской республики…………………………………………8

 

      Глава  III. Падение республики и переход к империи………….13

      Глава IV. Римская империя.

    1. Общественный и государственный строй………………..17
    2. Принципат………………………………………………….18
    3. Доминат…………………………………………………….20
    4. Реформы Диоклетиана и Константина…………………...22

Заключение…………………………………………………………..25

     Список использованной литературы…………………………....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Литературные данные о возникновении  Рима легендарны и противоречивы. Это  отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что  “существует много разногласий  как по вопросу о времени основания  города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок  троянца Энея, приехавшего в Италию.

Римская история делится на три  основных периода – царский (середина VIII н.э. – 510 г. до н.э.), республиканский (510 г. – 30 гг. до н.э.) и императорский (30 г до н.э. – 476 г. н.э.)

Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей  его экономического, социального, политического  и культурного развития и выявление  специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней  истории (определение своеобразия  экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих  государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в  римское время1.

История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая  и более высокая ступень связана  с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге  Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. — в начале I тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки, права и философии, уникальными образцами демократической государственности.

 

 

 

 

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

    1.     Развитие древнего государства.

Время основания  города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной  собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину2.

Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Во главе  римской общины стоял выборный вождь  — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин родов  — сенат. Общие вопросы рассматривались  на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

        В общину входило 300 родов, объединявшихся  в 30 курий, которые, в свою  очередь, входили в 3 трибы.  Каждая курия в собрании была  представлена только воинами  (100 пеших и 10 конных) и имела  один голос.

Военизированный характер римской  родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой3.

Положение осложнялось и тем, что римляне  были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями.  Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в  Древнем Риме было результатом общих  процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя  Древнего Рима.

Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами  рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

 

    1. Реформы Сервия Туллия.

 

     Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый  разряд выставлял определенное число  вооруженных мужчин, из которых формировались  центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды —  тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий4.

Наиболее  важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление  свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили  процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в  стремлении ограничить произвол должностных  лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права  на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния  и Секстия было установлено, что  один из двух консулов (высших должностных  лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Основные черты общественного и государственного строя

Римской республики.

 

 2.1. Основные черты общественного и государственного строя

 Римской республики.

         В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным  социальным делением в Риме стало  деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность5.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое  время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

Информация о работе Образование государства в Риме