Факультет педагогики
и практической психологии
Южного Федерального
Университета
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
История России
Образование государства
у восточных славян
Выполнил:
студент 12 группы
Аузин И.О.
Проверил:
Яровой И.В.
Ростов-на-Дону
2013
Оглавление
Происхождение
древних славян. 3
Истоки древнерусской
государственности. 5
Восточные славяне.
Образование древнерусского государства. 8
Восточные славяне
в VI-IX вв. 9
Территория
восточных славян (VI-IX вв.). 10
Хозяйство славян. 11
Путь "из варяг
в греки". 13
Община. 14
Город. 15
Общественный
строй. 15
Славянское
язычество. 16
Образование
Древнерусского государства. Норманнская
теория. 18
Происхождение древних славян.
Уже около двух тысяч
лет назад греческим и римским
ученым было известно, что на
востоке Европы, между Карпатскими
горами и Балтийским морем,
живут многочисленные племена
венедов. Это были предки современных
славянских народов. По мнению
археологов, венеды были исконными
обитателями Европы, потомками племен,
живших здесь еще в каменном
и бронзовом веках. Название "славяне"
стало распространяться лишь
полторы тысячи лет назад -
в середине I тысячелетия н.э. В
начале нашей эры повсюду в
Европе происходили большие передвижения
племен и народов, вступивших
в борьбу с рабовладельческой
Римской империей. В это время
славянские племена занимали
уже большую территорию. Одни
из них проникли на запад,
на берега рек Одры и Лабы.
Вместе с населением, жившим по
берегам реки Вислы, они стали
предками современных западнославянских
народов - польского, чешского
и словацкого. Особенно грандиозным
было движение славян к югу
- на берега Дуная и на Балканский
полуостров. Эти территории были
заняты славянами в VI-VII вв. после
длительных войн с Византийской
империей. Предками современных
южнославянских народов - болгар
и народов Югославии - были
славянские племена, поселившиеся
на Балканском полуострове. Они
смешались с местным фракийским
и иллирийским населением, которое
ранее угнетали византийские
рабовладельцы и феодалы. В
то время, когда славяне заселяли
Балканский полуостров, с ними
близко познакомились византийские
географы и историки. Они указывали
на многочисленность славян и обширность
их территории, сообщали, что славяне хорошо
знакомы с земледелием и скотоводством.
Особенно интересны сведения византийских
авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще
не имели государства. Они жили независимыми
племенами. Во главе этих многочисленных
племен стояли военные вожди. Нам известны
имена вождей, живших более тысячи лет
назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд
и другие. Византийцы писали, что славяне
очень храбры, искусны в военном деле и
хорошо вооружены; они свободолюбивы,
не признают рабства и подчинения. Предки
славянских народов России в далекой древности
жили в лесостепных и лесных областях
между реками Днестром и Днепром. Затем
они стали продвигаться на север, вверх
по Днепру. Это было медленное, совершавшееся
веками передвижение земледельческих
общин и отдельных семей, искавших новые
удобные места для поселения и богатые
зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали
девственные леса для своих полей. В начале
нашей эры славяне проникли в верхнее
Поднепровье, где жили племена, родственные
современным литовцам и латышам. Далее
на севере славяне заселили области, в
которых кое-где жили древние финно-угорские
племена. Местное население по уровню
своей культуры значительно уступало
славянам. Спустя несколько столетий оно
смешалось с пришельцами, усвоило их язык
и культуру. В различных областях восточнославянские
племена назывались по-разному, что известно
нам из древнейшей русской летописи: вятичи,
кривичи, древляне, поляне, радимичи и
другие. Вплоть до наших дней на высоких
берегах рек и озер сохранились остатки
древних славянских поселений, которые
теперь изучаются археологами. В то беспокойное
время, когда войны не только разными племенами,
но и между соседними общинами были постоянным
явлением, люди часто селились в труднодоступных
местах, окруженных высокими склонами,
глубокими оврагами или водой. Они возводили
вокруг своих поселений земляные валы,
копали глубокие рвы и обносили свои жилища
деревянным тыном. Остатки таких маленьких
крепостей называются городищами. Жилища
строились в виде землянок, внутри были
глинобитные или каменные печи. В каждом
селении жили обычно родственники, которые
нередко вели cвое хозяйство общиной. Земледельческое
хозяйство того времени очень мало походило
на современное. Тяжелым трудом добывали
люди себе пропитание. Чтобы подготовить
землю для посева, нужно было сначала вырубить
участок в лесу. Зимний месяц, в течение
которого рубили лес, назывался сечень.
Далее следовали месяцы сухий и березол,
во время которого лес сушили и сжигали.
Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную
деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие
называется огневым или подсечным. Чаще
сеяли просо, но были известны и другие
злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей
была распространена репа. Месяц жатвы
назывался серпень, а месяц молотьбы -
вресень. То, что названия месяцев у древних
славян связаны с земледельческими работами,
свидетельствует о первостепенном значении
земледелия в их хозяйстве. Но они также
разводили домашний скот, били зверя и
ловили рыбу, занимались бортничеством
- сбором меда диких пчел. Каждая семья
или группа родственников изготовляла
для себя все необходимое. В маленьких
глиняных печах или ямах из местных руд
выплавляли железо. Кузнец выковывал из
него ножи, топоры, сошники, наконечники
стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную
посуду, ткали полотна и шили одежду. В
большом ходу была деревянная посуда и
утварь, а также изделия из бересты и луба.
Покупали лишь то, что нельзя было добыть
или сделать на месте. Самым распространенным
товаром издавна была соль - ведь месторождения
её встречались далеко не везде. Торговали
также медью и драгоценными металлами,
из которых изготовляли украшения. За
все это расплачивались ходкими и ценными
товарами, которые играли роль денег: пушниной,
медом, воском, зерном, скотом. Около древних
славянских городищ нередко можно встретить
круглые или удлиненные земляные насыпи
- курганы. При раскопках в них находят
остатки сожженных человеческих костей
и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне
сжигали покойников на погребальном костре
и останки хоронили в курганах. Славяне
вели постоянную борьбу с кочевниками,
которые жили в причерноморских степях
и часто грабили славянские земли. Самым
опасным врагом были кочевники-хазары,
создавшие в VII-VIII вв. большое сильное государство
в низовьях рек Волги и Дона. В этот период
восточные славяне стали называться русами
или росами. Так произошли названия "Россия"
и "русские". Вскоре в жизни славян
совершились большие перемены. С развитием
металлургии и других ремесел значительно
улучшились орудия труда. Земледелец имел
теперь плуг или соху с железным лемехом.
Труд его стал более производительным.
Среди общинников появились богатые и
бедные. Древняя община распадалась и
на смену ей приходило мелкое крестьянское
хозяйство. Вожди и богатые общинники
угнетали бедных, отнимали у них землю,
закабаляли их и заставляли работать на
себя. Развивалась торговля. Страну прорезали
торговые пути, идущие преимущественно
по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться
торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов,
Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие
другие. Иностранцы называли Русь страной
городов.
Истоки древнерусской
государственности.
Процесс распада первобытнообщинных
и возникновение феодальных отношений
у восточных славян к IX столетию
зашел столь далеко, что неизбежно
должно было возникнуть государство,
ибо государство возникает там,
где создаются условия для
его появления в виде деления
общества на классы. Имущественное
и социальное расслоение среди
общинников привело к выделению
из их среды наиболее зажиточной
части. Родоплеменная знать и
зажиточная часть общины, подчиняя
себе массу рядовых общинников,
нуждается для поддержания своего
господства в государственных
структурах. Процессы разложения
первобытнообщинного строя и
раскол общества на классы
предшествуют образованию древнерусского
государства и протекают имманентно,
конечно, в связи со внешним
миром, свидетельством чего являются
и внешняя торговля, и монеты, и клады,
но без решающего участия его во внутренней
жизни славянского населения Восточной
Европы. Ярким примером этого выступает
раскопанное И.И. Ляпушкиным городище
Новотроицкое на реке Псле, датируемое
VIII-IX вв. Это городище
свидетельствует об отсутствии какой
бы то «перекристаллизации» русской культуры
в IX-X вв., отсутствии какого-либо скачка
и о прямой связи культуры славян Восточной
Европы VIII-IX и X-XII вв. Можно считать установленным,
что Древнерусское государство своим
возникновением обусловило эволюцию культуры
восточных славян, а развитие производительных
сил вызвало к жизни государство. Следует
отметить такой важный факт, как полное
отсутствие в Новотроицком городище скандинавских
вещей, что является свидетельством развития
материальной культуры Киевской Руси
X-XII вв. без воздействия культуры Скандинавии.
Естественно стремление русских ученых
обнаружить истоки древнерусской государственности.
При этом нельзя не согласиться со справедливым
замечанием Б.А. Рыбакова, что «процесс
первичного возникновения государственности
из недр первобытнообщинного строя является
процессом настолько медленным и постепенным,
что рубеж двух формаций иногда бывает
еле приметен для глаза позднейшего историка».
Исторический процесс динамичен. В поисках
начала древнерусской государственности
исследователи не могут ограничиваться
традиционными датами «начала Руси», связывая
его с Рюриком или Олегом. Поэтому, они
обращаются к еще более раним сведениям
о формах раннегосударственной жизни
восточных славян. Так, например, С.В. Юшков
строил следующую цепь логических заключений:
1) у скифов существовало
примитивное дофеодальное (но отнюдь
не рабовладельческое государство),
так называемое «варварское государство»;
2) предки восточных славян
находились в комплексе народов,
которых называли скифами, следовательно:
3)славяне являются потомками
скифов;
4) анты жили там, где
когда-то обитали скифы,
5) раз у скифов было государство,
значит, оно должно было существовать
и у их прямых потомков – антов, ибо в противном
случае придется признать, что население
Восточной Европы от скифов к славянам
шло по пути не прогресса, а регресса.
Непосредственными предшественниками
Древнерусского государства являлись
племенные княжения восточных
славян. При этом мы знаем, что
«племена» «Повести временных
лет» отнюдь не были племенами
в том смысле слова, которое
вкладывают в него современные
история, этнография, археология. Они
явились, как мы уже установили,
сложными образованиями типа
племенных союзов, территориальных
и политических образований. Племенные
княжения предшествовали Древнерусскому
государству. Они были зародышевой формой
государственности в полупатриархальной-полуфеодальной
Руси, в тот период ее истории, когда основная
масса сельского населения не утратила
еще своей общинной собственности и не
стала зависимой от феодала. Развитие
государственной организации, как и развитие
феодальных отношений, не шло на Руси равномерно.
Поэтому кое-где сохранились племенные
княжения и племенные центры, в то время,
как в других местах (Киев, Чернигов, Новгород,
Переяславль, Смоленск и др.) существовала
уже чисто феодальная государственность
и стояли города – ремесленные, торговые,
культурные и политические центры древнерусского
феодального общества, а не «грады» древлян,
являющиеся «село-городами». Отсюда их
борьба между собой, оттеснение на задний
план феодальными городами старых племенных
центров, удовлетворяющих требованиям
местного населения во времена относительно
слабого развития ремесла и торговли,
истребление (в отдельных случаях) племенной
знати киевской княжеской дружиной. Для
местного населения племенная знать была
олицетворением относительного благополучия,
а киевские князья – поборов и тягот. Князья
опираются на родоплеменную знать, порождены
ею, тесно связаны с советом племенных
старейшин , с вечем-сходом племени, на
котором решали все вопросы «земли». Племенные
княжества носили различный характер.
Одни из них соответствовали племенным
землям, другие представляли собой сложные
межплеменные политические объединения
или создавались на части территории данного
племени. Эпоха разложения первобытнообщинных
отношений, время распада племенного строя
и военной демократии характеризуется
созданием на Руси, как и во многих других
странах, особой военной организацией.
Этой организацией была так называемая
«десятичная» или «тысячная» организация.
Воины древнерусских «земель» и «волостей»
объединялись в десятки, сотни и тысячи,
которые возглавлялись десятскими, сотскими
и тысяцкими. Свидетельством древнего
происхождения десятичной военной организации,
пережитком времен, когда войско Древней
Руси, вернее, ее отдельных земель, было
вооруженным народом, что так характерно
для эпохи военной демократии, является
большое значение тысяцких в Киевской
Руси IX-XII вв., когда значительные события
и отдельные отрезки времени получали
наименование не по именам князей, а по
именам тысяцких, игравших исключительную
роль в политической жизни Руси. С течением
времени тысячная организация принимает
иной характер. Тысяцкие и сотские теряют
функции военачальников, обрастают административными,
финансовыми и судебными функциями, сотни
превращаются в административно-территориальные
единицы, в организации купечества, городского
или зависимого сельского люда, а тысячи
эволюционируют в сторону расширения
их военных функций. Так «окняжается»
и трансформируется древняя тысячная
военная организация..
Восточные славяне. Образование
древнерусского государства.
Первые свидетельства
о славянах. Славяне, как считает большинство
историков, обособились из индоевропейской
общности в середине II тысячелетия до
н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим
данным, была территория к востоку от германцев
- от р. Одер на западе до Карпатских гор
на востоке. Славяне жили в лесной и лесостепной
зоне, где в результате распространения
орудий труда из железа стало возможно
вести оседлое земледельческое хозяйство.
Заселив Балканы, славяне сыграли значительную
роль в разрушении дунайской границы Византии.
Первые сведения о политической истории
славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского
побережья германские племена готов пробились
в Северное Причерноморье. Готский вождь
Германарих был разбит славянами. Его
преемник Винитар обманом заманил к себе
70 славянских старейшин во главе с Бусом
и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный
нам автор "Слова о полку Игореве"
упомянул "время Бусово". Особое место
в жизни славянского мира занимали отношения
с кочевыми народами степи. По этому степному
океану, протянувшемуся от Причерноморья
до Центральной Азии, волна за волной кочевые
племена вторгались в Восточную Европу.
В конце IV в. готский племенной союз был
разбит тюркоязычными племенами гуннов,
пришедшими из Центральной Азии. В 375 г.
орды гуннов заняли своими кочевьями территорию
между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись
дальше в Европу до границ Франции. В своем
продвижении на запад гунны увлекли часть
славян. После смерти предводителя гуннов
Атиллы гуннская держава распалась, и
они были отброшены на восток. В VI в. тюркоязычные
авары (русская летопись называла их обрами)
создали в южнорусских степях свое государство,
объединив кочевавшие там племена. Аварский
каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом
гордые" и телом великие авары-обры
исчезли бесследно. Крупнейшими политическими
образованиями VII-VIII вв. в южнорусских
степях были Болгарское царство и Хазарский
каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат.
Государства кочевников были непрочными
конгломератами степняков, промышлявших
военной добычей. В результате распада
Болгарского царства часть болгар под
предводительством хана Аспаруха откочевала
на Дунай, где была ассимилирована жившими
там южными славянами, взявшими себе имя
воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть
болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на
среднее течение Волги, где возникла новая
держава - Волжская Болгария (Булгария).
Ее соседом, занимавшим с середины VII в.
территорию Нижнего Поволжья, степи Северного
Кавказа, Причерноморья и частично Крым,
был Хазарский каганат, который взимал
дань с приднепровских славян вплоть до
конца IX в.
Восточные славяне в VI-IX вв.
В VI в. славяне неоднократно
совершали военные походы против Византии.
От этого времени до нас дошел ряд сочинений
византийских авторов, содержащих своеобразные
военные наставления по борьбе со славянами.
Так, например, византиец Прокопий из Кесарии
в книге "Война с готами" писал: "Эти
племена, славяне и анты, не управляются
одним человеком, но издревле живут в народоправстве,
и поэтому у них счастье и несчастье в
жизни считается делом общим... Они считают,
что только Бог, творец молний, является
владыкой над всеми, и ему приносят в жертву
быков и совершают другие священные обряды...
У тех и других один и тот же язык... И некогда
даже имя у славян и антов было одно и то
же". Византийские авторы сравнивали
образ жизни славян с жизнью своей страны,
подчеркивая отсталость славян. Походы
на Византию могли предприниматься только
крупными племенными союзами славян. Эти
походы способствовали обогащению племенной
верхушки славян, что ускоряло распад
первобытнообщинного строя. На образование
крупных племенных объединений славян
указывает содержащееся в русской летописи
предание, повествующее о княжении Кия
с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью
в Среднем Поднепровье. По имени старшего
брата Кия якобы был назван основанный
братьями город. Летописец отмечал, что
такие же княжения были и у других племен.
Историки считают, что эти события произошли
в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает,
что один из Полянских князей Кий вместе
со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой
Лыбедью основали город и нарекли его
Киевом в честь старшего брата. Затем Кий
"ходил к Царю-городу", тге. в Константинополь,
был там принят императором с большой
честью, а возвращаясь обратно, осел со
своей дружиной на Дунае, основал там "градок",
но впоследствии вступил в борьбу с местными
жителями и вновь вернулся на днепровские
берега, где и скончался. Эта легенда находит
известное подтверждение в данных археологии,
которые говорят о том, что в конце V-VI в.
на Киевских горах уже существовало укрепленное
поселение городского типа, бывшее центром
Полянского союза племен.
Территория восточных
славян (VI-IX вв.).
Восточные славяне занимали
территорию от Карпатских гор на западе
до Средней Оки и верховьев
Дона на востоке, от Невы и Ладожского
озера на севере до Среднего Поднепровья
на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую
равнину, вступали в контакт с
немногочисленными финно-угорскими
и балтийскими племенами. Происходил
процесс ассимиляции народов. В VI-IX
вв. славяне объединялись в общности,
имевшие уже не только родовой, но
и территориально-политический характер.
Племенные союзы - этап на пути складывания
государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении
славянских племен названо полтора
десятка объединений восточных
славян. Термин "племена" в отношении
этих объединений был предложен
историками. Вернее было бы назвать
эти объединения племенными союзами.
Эти союзы включали в себя 120-150
отдельных племен, имена которых
были уже утрачены. Каждое отдельное
племя, в свою очередь, состояло из большого
количества родов и занимало значительную
территорию. Рассказ летописи о расселении
славян был блестяще подтвержден
археологическими раскопками в XIX в. Археологи
отметили совпадение данных, характерных
для каждого племенного союза, с
летописным указанием на место его
расселения. Поляне жили в лесостепи
по среднему течению Днепра. К северу
от них между устьями рек Десны
и Роси жили северяне. К западу от полян
на правобережье Днепра древляне. К северу
от древлян между реками Припятью и Западной
Двиной расселились, которые по Западной
Двине соседствовали с полочанами. К югу
от реки Буг располагались бужане и волыняне.
Междуречье Прута и Днепра населяли уличи.
Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы.
По рекам Ока и Москва располагались вятичи;
на запад от них жили кривичи; по р. Сожь
и ее притокам - радимичи. Северную часть
западных склонов Карпат занимали белые
хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские
словене. Летописцы отмечали неравномерность
развития отдельных племенных объединений
восточного славянства. В центре их повествования
- земля полян. Земля полян, как указывали
летописцы, носила также название "русь".
Историки полагают, что так звали одно
из племен, жившее по реке Рось и давшее
имя племенному союзу, историю которого
наследовали поляне.