Образование древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Образование Древнерусского государства. Киевская Русь и Византия. Принятие христианства и его значение. Рассвет Киевской Руси. Общественно-политический и экономический строй. Быт и культура Древней Руси.Распад Древнерусского государства и образование самостоятельных удельных княжеств

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Образование Древнерусского государства…………………………….4
2. Киевская Русь и Византия. Принятие христианства и его значение…9
3. Расцвет Киевской Руси. Общественно-политический и экономический строй. Быт и культура Древней Руси………………………...17
4. Распад Древнерусского государства и образование самостоятельных удельных княжеств………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..25
Библиография……………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

История. Образование Древнерусского государства.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

По летописи Олегу наследовал Игорь Старый (грекам его имя неизвестно, в восточных источниках он назван – Хельги). Большинство современных историков лишь констатируют действия Игоря Рюриковича, но не дают им объяснения. «После Олега стал княжить Игорь. И снова, как от времен Олега, имеем его трактат с Византией и разные иностранные известия о последних годах его княжения - о неудачном походе на Цареград и счастливой экспедиции в каспийские земли. Очевидно, это стало обычаем: первые годы княжения проходили в укреплении положения нового князя и государственной системы, усмирении непокорных князей и наместников, непокорных волостей и племен, а затем, усмирив их и имея в распоряжении значительные военные силы, киевские князья отправлялись походом на далекие богатые страны, ища в них добычи и славы».

Игорь правил далеко не столь  удачно, как его предшественник. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет  ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков  снова платить Киеву дань. И  только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. В 40-е гг. осложнились отношения с Византией. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 г. утратил силу, и Игорь организовал новые военные экспедиции против могущественного южного соседа. В 941 г. Игорь попытался повторить поход Олега и направил свои ладьи на Константинополь. Потерпев неудачу, Игорь принужден был отказаться от похода на столицу. Неудачей закончились военные действия в Малой Азии. Уцелевшим судам пришлось возвратиться ни с чем.

Восстание древлян в 945 году, во время которого князь Игорь  погиб, – это первое народное возмущение, описанное в летописи. Причиной восстания  было, по-видимому, недовольство властью  киевского князя, стремление родоплеменной  знати, освободиться от обременительной  опеки Киева. Поводом же послужила  жадность Игоря, который, собрав дань в  землях древлян и отправив обозы  в Киев, вернулся с «малой дружиной»  для вторичного сбора дани (полюдья). При Игоре дань, взимаемая с подвластных племен стала приобретать все большее значение. Она шла на содержание киевского князя и его окружения – бояр и дружинников, обменивалась на товары в соседних странах. Дань выступала как главный способ содержания правящего слоя Древнерусского государства. Собиралась она архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства.

Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а  также вечевых сходов говорит  о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, и перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности  на Руси. Игорь не допустил распада  государства, хотя далеко не все его  военные предприятия оканчивались удачей. Ему удалось отразить набеги и наладить на время отношения  с кочевниками-печенегами, обитавшими в южнорусских степях. При нем  продолжалось расширение границ на юг, к Черному морю, в результате чего русские поселения появились  на Таманском полуострове. Удалось  Игорю подчинить себе уличан, до того успешно сопротивлявшихся правителям Киева.

Самые первые известия о  проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам  н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь  были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

1. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество - равноправие).

Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где  были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи  и очистить душу.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание.

Русский отряд направлен  в Византию, мятеж подавлен, но греки  не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.

Херсонес был взят и  Владимир послал в Константинополь  гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять  крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную  утварь и священников.

Прошло много времени  между крещением Владимира и  христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются  первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление  со стороны язычников.

Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей.

В Новгороде Владимир поручил  эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его  близких, но вскоре мятеж был подавлен.

Византия помогала в этом Руси переправлялись книги. Составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

Понадобилось несколько  веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.

1. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего - монастыри: обет безбрачия, уход от всего земного. Во главе - игумен. Со временем монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества.

2. Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

3. При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.

4. Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

5. Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.

6. Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

Владимир Святославич, в крещении Василий, — чтимый православною церковью за крещение Руси святым и равноапостольным вел. кн. киевский, сын Святослава Игоревича от Малуши, ключницы св. Ольги, родился в начале второй половины X в. Летописные сказания о нем, как и вообще о первых Рюриковичах, как записанные позднее изображаемых ими событий в своих подробностях носят на себе легендарный характер или представляют как действительный факт догадки летописца о том, как должно было совершиться то или другое событие.

Говоря о первых годах  княжения Владимира, летописец выставляет на вид его ревность к языческой  религии, его женолюбие и воинственность. На холме близ теремного дворца он поставил новый истукан Перуна с  серебряною головою и идолы других божеств. То же делал в Новгороде  дядя его, Добрыня. Кроме нескольких жен, Владимир, по словам летописца, имел до 800 наложниц.

Владимир деятельно занимался распространением христианской веры в подвластных ему землях: строил храмы, снабжал их утварью и т. д. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы «Десятинную», названную так потому, что на содержание ее и ее духовенства шла десятая часть княжеских доходов.

В Киеве и других городах  он приказал брать у знатных граждан  детей в обучение грамоте. Летописец  говорит, что матери, провожая детей  в школы, плакали о них, как  о мертвых. Сам Владимир после крещения является под пером летописца преобразившимся, благодушным, проникнутым духом христианской любви.

По сказанию летописца, он хотя сначала и согласился с представлениями духовных, вывезенных из Корсуня, о необходимости казнить злодеев, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирою. Владимир отличался племенной славянской веселостью: любил пиры и празднества, стараясь примирить эти удовольствия с требованиями христианской морали.

3. Расцвет Киевской  Руси. Общественно-политический и  экономический строй. Быт и  культура Древней Руси

Именно с эпохи Владимира I Святославовича (980 – 1015) начались расцвет  и укрепление Киевского государства. В 993 г. произошел поход Владимира на хорватов, которым завершилось объединение восточнославянских земель в составе Киевской Руси. После этого установились мирные отношения Руси с соседними государствами.

Во время княжения Владимира  завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства. Определились и закрепились границы  Киевской Руси, которые в основном совпадали с этническими границами  восточных славян. Они проходили  в районе верховья Оки и Волги  на востоке; Сулы, Дона, Роси и Южного Буга — на юго-востоке и юге; Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана и Западной Двины — на западе; Чудского озера, Финского залива, Ладожского и Онежского озер — на севере. Это было самое большое государство в Европе, которое отличалось исключительной для времен средневековья этнической однородностью. Только незначительную часть его населения составляли неславянские северные племена — чудь, меря, весь. В сфере постоянного политического влияния Киевской Руси находился целый ряд соседних территорий, где издавна жило славянское население. Протекторат над этими территориями обеспечивал ей выход к международным торговым рынкам. С IX—Х вв. в сферу политического влияния Руси попал и Крым.

Перед Древнерусским государством, объединившим все восточнославянские земли, стояли важные задачи политической консолидации. Среди мер, направленных на решение этих задач, важное значение имела административная реформа, которую начал осуществлять еще Святослав, а закончил Владимир Святославич. Смысл ее заключался в том, что земли и княжества, где правили зависимые от Владимира местные князья, передавались сыновьям Владимира. Реформа ликвидировала власть местных князей, связанных происхождением и интересами с их землями и далеких от интересов Киева, покончила с автономией земель.

Во второй половине Х в. на Киевскую Русь усилились нападения печенегов. В летописи сохранились свидетельства лишь о некоторых из них. В 992 г. произошло большое нападение печенегов на Переяславскук землю. Русские войска выступили навстречу печенегам. Перед решающей битвой на р. Трубеж сошлись на поединок богатыри. Победил русский богатырь Кожемяка, после чего печенеги бросились бежать, но русские догнали и разбили их. На месте битвы согласно легенде Владимир построил крепость и назвал ее Переяславом, потому что тут русский воин «перея славу» от печенегов. Печенеги представляли для Руси постоянную опасность. Из крепостей, построенных Владимиром для защиты Руси от печенегов, летопись упоминает Белгород на Ирпене, Василев (современный Васильков) на Стугне и Переяслав на Трубеже. Кроме них было построено много других крепостей, от которых до нашего времени остались многочисленные городища. В систему оборонительных рубежей входили и так называемые змеевы валы, остатки которых сохранились во многих местах. Они тянутся на сотни километров вдоль берегов рек, впадающих в Днепр.

Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов: поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появились собственные монеты – сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых – куна, резана, веверица – перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь.

В период княжения Ярослава Владимировича (1019 – 1054), прозванного  Мудрым, Киевская держава достигла пика своего развития. В 1030-е годы появился первый письменный закон – «Русская правда», где нашли отражение новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.

Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение. Было переведено много  греческих книг на древнерусский  язык. В Новгороде существовала школа, в которой учились грамоте  триста учеников. При Софийском соборе в Киеве была основана первая на Руси библиотека, в которой писались летописи и переводились книги.

Сыновья князья правили в  крупнейших городах – Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно, замки, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами – пленными, захваченными в военных походах.

Информация о работе Образование древнерусского государства