Образование и развитие Китайской Народной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 23:07, доклад

Краткое описание

Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда

Вложенные файлы: 1 файл

Образование и развитие Китайской Народной Республики.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

В октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978 г. была ярко выраженным компромиссным документом, соче¬тавшим установки нового китайского руководства с некото¬рыми лозунгами "культурной революции". В Конституции нашли закрепление даже политические институты "куль¬турной революции" (например, "ревкомы"), но вместе с тем были восстановлены положения Конституции 1954 г. о за¬прещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности, о гарантиях гражданских прав, о прокура¬турах, о местных СНП ("ревкомы" стали их исполнитель¬ными органами) и др.

Конституция КНР 1978 г. действовала немногим более четырех лет. За этот период в нее дважды вносились суще¬ственные изменения, одно из которых было связано с уп¬разднением "ревкомов", другое - с введением нового ин¬ститута - постоянных комитетов местных СНП.

Действующая Конституция КНР была принята 4 де¬кабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные "культурной революцией". В от¬ношении регулирования организации и деятельности госу¬дарственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Пред¬седатель КНР не является теперь главнокомандующим воо¬руженными силами и не созывает Верховные государст¬венные совещания. Усилена была правотворческая компе¬тенция Постоянного комитета ВСНП и Госсовета и пр. Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Первый раз - в 1988 г., когда были легализованы на конституцион¬ном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования. Целая серия разнообразных поправок в Конституцию имела место в 1993 г. Пер¬вая из них (но третья по общей нумерации) вносила изме¬нение в преамбулу и связывалась с вынесением на консти¬туционный уровень стратегической задачи "четырех модер¬низаций" - промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Далее конституционное закрепление получало развитие "многопартийного сотрудничества под руководством КПК". Другие поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны - строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства. Напри¬мер, существенным образом была изменена 15-я статья Конституции, ранее устанавливающая ведение государст¬вом планового хозяйства "на основе социалистической соб-ственности" и отводившая рыночному регулированию вспо¬могательную роль. Теперь эта статья гласит: "Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономи¬ку... усиливает хозяйственное законодательство, совершен¬ствует макрорегулирование... на основании закона запрещает любым организациям и отдельным лицам нарушать эконо¬мический порядок общества".

Отдельной ветвью конституционного законодательства КНР являются принятые ВСНП основные законы Особых административных районов (ОАР): Сянганского (Гонконг¬ского) ОАР и ОАР Аомыньского (Макао), вступавшие в дей¬ствие в 1997 и 1999 гг., которые предоставили бывшим британской и португальской колониям широкое самоуправле¬ние, не сравнимое с довольно узкой административной ав¬тономией национально-территориальных единиц. Из ком¬петенции ОАР изъяты только вопросы обороны и иностран¬ных дел. Вместе с тем за ними сохранено право регулирова-ния въезда в район и выезда из него (выдача виз) и даже право заключения международных соглашений неправитель¬ственного уровня. В ОАР создаются свои суды окончатель¬ной инстанции, решения которых не могут быть обжалова¬ны в какие-либо судебные органы КНР. Действующая в ОАР система права сохраняется в существующем виде, за ис¬ключением актов, противоречащих Основным законам. Вме¬сте с тем за центром в лице Госсовета остается право на¬значения главы администрации каждого ОАР, но обязательно из местных жителей и после определенной процедуры от¬бора кандидатуры для назначения коллегией выборщиков. По представлению главы администрации назначаются дру¬гие высшие должностные лица соответствующего района. Основные законы гарантируют на 50 лет сохранение в ОАР капиталистического строя и образа жизни.

В КНР происходит постоянное обновление законода¬тельства о порядке формирования и организации государ¬ственных органов. Наибольшее число новых редакций у За¬кона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей и Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств. В эти законы были введены положения об обязательных альтернативных кандидатурах на выборах, о праве участия в выборах граждан КНР, проживающих за границей, если они в период выборов в СНП находятся на территории КНР. Другие изменения касались, например, ограничения численности депутатов ВСНП, увеличения представительства в органах власти малочисленных народов, порядка выдвижения кандидатов в депутаты и их отзыва, проведения дополнительных выборов и т.д.

Что касается Закона об организации местных СНП и народных правительств различных ступеней, принятом в 1995 г. в четвертой редакции, то идет процесс его изменения и совершенствования, отражающий новые реалии социально-экономического развития страны. Совершенствование выразилось, например, во введении постов председателей в СНП волостей, национальных волостей и поселков. Низовые представительные органы получили, таким образом, отдельных от местных администраций должностных лиц, организующих работу депутатов не только на сессиях СНП, но и в межсессионные периоды. Новые социально-экономические реалии Китая нашли отражение в некоторых статьях о функциях местных органов народной власти. Например, очень характерна замена в нескольких статьях Закона пункта об обеспечении местными органами самостоятельности коллективных хозяйств защитой законных прав всех хозяйств, т. е. всех видов собственности. Налицо и тенденция к демократизации формирования ПК СНП, избрания руководства местных правительств, судов и прокуратур (в частности, предусмотрено упомянутое выше выдвижение альтернативных кандидатур, которое в некоторых случаях обязательно).

В большем пласте принятых в последние годы административно-правовых актов значительна роль положений по вопросам государственной службы. Основным нормативным актом в этой сфере является Временное положение о государственных служащих, принятое Госсоветом КНР в 1993 г. Положение предусмотрело набор служащих по результатам экзаменов, четкое определение порядка их назначения и смещения, систему периодических аттестаций, отвод от должности (например, из-за родственных связей в аппарате), ротацию кадров. За Положением последовал целый ряд актов, его конкретизирующих и развивающих.

Таким образом, КНР идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, в первую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным и приспособленным к выполнению стоящих перед страной задач. Демократизация институтов носит весьма дозированный характер, строго в рамках установившейся политической системы, без сколько-нибудь значительного ее реформирования. Вместе с тем Китай постепенно отходит от прежней системы хозяйствования, основанной на административно-командных методах.

 

* Бюрократическая буржуазия - социальная общность капиталистического типа, господство которой основано не на частной, а на государственной собственности.

 


Информация о работе Образование и развитие Китайской Народной Республики