Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Кроме римских граждан имелся особый слой древнеримского населения – плебеи. Вопрос о происхождении плебеев до сих пор ещё не решён, но первоначально под плебеями подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Они не входили в состав родов, курий и триб, не пользовались никакими политическими правами, то есть не являлись римскими гражданами. С течением времени численность плебеев увеличилась, и они превратились в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
Введение. 3
Реформа Сервия Туллия и ее историческое значение. 4
Основные черты общественного и государственного строя 5 Римской республики.
Переход к империи. Принципат. 10
Государственный строй при доминате. 13 Реформы Диоклетиана и Константина.
Заключение. 17
Список литературы 19
Пока деятельность республиканских магистратур приходит в упадок, идет развитие системы императорских чиновников как уполномоченных императора. При особе императора стоит его личный совет, который первоначально не имел юридического значения, но с императора Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. У императора есть особо доверенное лицо – начальник императорской гвардии, которому постепенно поручаются дела, подлежавшие личному суду императора. За ним следуют: начальник полиции и уголовной юрисдикции в городе Риме, заведующий пожарной частью, заведующий народным продовольствием; и заведующими другими отдельными отраслями императорского управления.
Те же процессы происходят и в местном управлении Италии: исчезают народные собрания, функции которых переходят к сенату; назначаются императорские контролеры. Правителю провинции принадлежит высшая полицейская, судебная и финансовая власть.
После крайней беспорядочности республиканского режима в провинциях императорское управление установило больший внешний порядок и безопасность, искоренило грабежи и пиратство, провело дороги, что способствовало развитию торговли. Несомненное улучшение положения провинций в этом периоде представляет лучшую страницу в истории императорской власти.
4. Государственный строй при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина.
В III в. н.э. устанавливается режим неограниченной монархии – доминат. Этот период характеризуется усилением социального и сословного расслоения общества, деградацией экономической системы, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), усиливается роль труда колонов и ослабевает роль труда рабов, приходит в упадок государственное устройство. Захватнические войны превращаются в оборонительные, кроме того усиливается недовольство покоренных Римом народов, часто возникают восстания рабов, к которым присоединяются колоны и свободная беднота. Сенат полностью подчиняется императору.
Назрела необходимость полной реорганизации государства, которая была проведена императором Диоклетианом (время правления 284 – 305 гг. н.э.), а завершена Константином (время правления 306 – 337 гг. н.э.).
Диоклетианом было произведено новое административное деление. Вся империя была разделена на 12 диоцезов, которые делились на провинции. Границы диоцезов не всегда совпадали с границами прежних провинций. Италия была разделена на два диоцеза, которые включали не только италийские, но и другие области. Тем самым
Диоклетиан ввел следующую форму государственного устройства:
То есть верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Августы занимали первенствующее положение и выбирали себе соправителей – Цезарей. Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи.
Диоклетаином была проведена военная реформа по созданию сильной армии, необходимость которой возникла из-за участившихся восстаний эксплуатируемого класса и нарушений границ империи «варварами». Кроме этого сильная армия была необходима как действительная опора императорской власти. Армия была увеличена на 1/3 и поделена на две части: одна часть располагалась на границах империи, вторая часть обеспечивала внутреннюю безопасность государства. Пополнение армии осуществлялось как за счет добровольцев, так и за счет рекрутов, которые доставлялись крупными землевладельцами (их число зависело от количества рабов и колонов, находившихся в имении). В армии были обязаны служить пленные «варвары» – леты, поселенные на римской территории. За особое вознаграждение на службу принимались отряды «варваров», переходившие под власть Римской империи.
Реформы Диоклетиана коснулись и финансово-экономической области.
Были введены прямые налоги, прежде всего поземельная подать, аннон – налог преимущественно в натуральной форме, регулярно взимаемый с населения. Единица обложения определялась известным количеством пахотной земли, которое может обработать один человек, чтобы иметь средства к существованию. Во внимание принимался размер и качество обрабатываемого участка земли, число работников и количество голов скота. Сенаторы также облагались налогами: поземельным и особым. Городские жители, не имевшие земельных владений, облагались подушным налогом. С Италии, не платившей до этого налоги, как и с провинций, стали взимать поземельные налоги. Налоговая реформа Диоклетиана гарантировала государству определенное количество продуктов, необходимое для содержания армии, двора, столицы и резиденции императора. Государственное хозяйство строилось на натурально хозяйственной основе. Поэтому оно не зависело от колебаний стоимости денег, рыночных цен, подвоза продуктов.
Диоклетиан провел монетную реформу, направленную против «порченных денег», которая устанавливала полноценную золотую монету, весившую 1/60 римского фунта. Также были выпущены серебряная и бронзовая монеты. Реформа эта не имела особенного успеха. Полноценная монета исчезла из обращения и превращалась в слитки, цены на товары не только не упали, но продолжали расти.
В целях борьбы с ростом цен в 301 г. был издан эдикт, устанавливающий максимальные цены на различные товары, а также максимальные ставки для оплаты труда. По эдикту цены устанавливались едиными для всей империи, не учитывались особенности районов, удобство путей сообщения и иные местные условия. В результате эдикт не имел особых практических последствий.
Император Константин продолжил развитие системы реформ Диоклетиана.
Огромное значение имела реформа в церковной политике государства: произошло признание за христианством и христианской церковью равноправия с государственным языческим культом (Миланский эдикт 313 г.). Позже христианство становиться государственной религией. Христианская церковь выросла в мощную идеологическую и экономическую силу, с чем нельзя было не считаться. Большое значение приобретает церковная организация. Органами церковного управления являются епископы, избранные общинами. Они управляют делами и имуществом этих общин, получают некоторую судебную власть над паствой. Перед самой смертью Константин принял крещение, христианская церковь объявила его святым и равноапостольным.
Сохраняя административное деление империи, введенное Диоклетианом, Константин поставил над диоцезами четыре префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию. Префектурами управляли перфекты претория, которым подчинялись викарии диоцезов, а ниже их стояли praesides провинции. Была завершена реформа армии: деление войск на пограничные части и подвижную армию, появились особые дворцовые части.
Эдиктами 316 и 325 гг. было проведено закрепощение сословий. Высшему сословию городского населения – куриалам – запрещалось оставлять тот город, где они родились. Ни постановления городского совета, ни распоряжения императора не могли освободить их от муниципальных повинностей. Не могла избавить их от этого и какая – либо военная или гражданская должность. Обязанности куриалов сделались наследственной повинностью.
Закрепощение колонов было закреплено императорской конституцией 332г.: запрещался переход колонов из одного имения в другое; владелец, у которого будет найден чужой колон, должен был вернуть его старому хозяину и заплатить причитавшиеся с колона подати. Распоряжением 317г. было произведено прикрепление ремесленников к их коллегиям: «мастерам монетного двора следует навсегда оставаться в своем состоянии, и от этого состояния их не освобождают привилегии, связанные с каким – либо положением».9
Константин перенес столицу, построив в 330г. новый город на месте греческой колонии Византии, который в честь его был назван Константинополем. Туда были переведены высшие правительственные учреждения, был воссоздан сенат.
Благодаря реформам, проведенным Диоклетианом и Константином, изменился государственный строй римской империи. Установление абсолютной монархии, перенос столицы в Константинополь и создание нового сената привело к падению прежнего сената. В результате оба сената превратились в городские советы. Функции сената стали формальными: до его сведения доводились новые законы, иногда поручалось расследование уголовных дел, право избрания нового императора свелось к санкционированию провозглашенного войском или уже предназначенного в качестве цезаря.
Магистратуры также никакого участия в государственном управлении не принимают: консулы председательствуют в сенате, преторы заведуют по поручению императора некоторыми специальными делами остальные существуют только как почетные звания.
Реальное же государственное управление находится у императорских чиновников. Формируется сложный бюрократический аппарат. Происходит разделение должностей на придворные, гражданские и военные. Каждое направление имеет четкую иерархическую структуру должностей. Чиновникам назначается определенное жалование согласно титулу и рангу.
Главный орган власти – государственный совет, состоящий при императоре. В его функции входит: обсуждение различных вопросов законодательства и управления; разбор всех судебных дел, восходящих в инстанционном порядке к императору.
Кроме государственного совета при дворе состоят чиновники, выполняющие функции органов центрального управления: заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора и заведующий личным составом чиновничества, заведующий государственной казной и финансами, заведующий средствами, назначенными на содержание двора и т.д.
Далее идут чиновники для управления столицами и провинциями: префекты, викарии и т.д.
Местного управление. Территория подвергается новому административному делению. Каждая половина империи делится на две префектуры, во главе которых стоят префекты-преторы. Каждая префектура делится на диоцезы, во главе которых стоят викарии, диоцезы делятся на провинции, которыми управляют ректоры, являющиеся первой административной и судебной инстанцией.
Органами местного самоуправления являются местный сенат и выборные муниципальные магистраты. В их обязанности входит: доставление надлежащего количества рекрутов, взыскание государственных податей и т.д. Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществлял чиновник, который также выполнял функции судьи по мелким делам.
Усиливается влияние
церковной организации в
В 395 г. произошло окончательное разделение империи на Западную и Восточную со и Константинополем соответственно.
Заключение.
В заключении хочется сказать несколько слов о судьбе Западной и Восточной империй.
В 395 г. Феодосий Великий, умирая, разделил империю между своими сыновьями: восточную половину получил старший сын Аркадий, которому было 18 лет, западную — младший сын 11-летний Гонорий. Этот раздел явился последним и окончательным для Римской империи: образовались два государства — латиноязычная Западная (столица Рим) и грекоязычная Восточная (столица Константинополь) Римские империи.
Нет общего мнения в причинах падения Римской империи, они обсуждаются до сих пор. Хочется привести два мнения по этому поводу:
«Западная империя пала из-за своего жалкого правительства, которое не могло устранить недостатков, коренящихся в учреждениях империи, напротив, увеличило их до крайней степени. Оно было в одно и то же время жертвой настоящего и прошедшего. Военные события много содействовали падению; однако, римская власть была разрушена не вследствие войны, но разложилась сама собой. Восток часто коварно вмешивался в государственные дела Запада, что только усиливало смуту. Было допущено чрезмерное влияние германских дружин, забота о собственных интересах которых только умножали бедствия. Италия была вынуждена заниматься вопросами провинций, на которые осуществлялись набеги варваров, вместо того, чтобы получать с них доходы. Кроме этого была утрачена Африка. Из-за постоянных вылазок пиратов прекратилась торговля».10
По мнению Дрязгунова К.В. Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад.
По словам римского историка Амина Марцеллина «Людей образованных и серьезных избегают как людей скучных и бесполезных.. Немногие дома, славившиеся в прошлые времена вниманием к наукам, погружены теперь в забавы позорной праздности… Вместо философа приглашают певца, вместо оратора – мастера потешных дел. Библиотеки заперты навек… Когда, в виду опасения нехватки продовольствия, принимались меры к быстрому удалению из Рима всех чужеземцев, первым делом выслали представителей образованности и науки, хотя число их было незначительно, но были оставлены в городе… три тысячи танцовщиц со своими музыкантами…»11.
Информация о работе Образование и развитие государства в Древнем Риме