Образование многонациональной Речи Посполитой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:45, реферат

Краткое описание

Превращение Польши в дворянскую «республику» с избираемым королём во главе совпало с заключительным этапом образования многонационального Польского государства. До середины XV в. польско-литовская уния оставалась ещё могущественным фактором борьбы с германской феодальной агрессией на востоке. С середины XV в. объективное значение польско-литовской унии резко изменилось. В результате 13-летней войны Тевтонский орден был окончательно разбит. Польские феодалы не использовали, однако, победы над орденом для того, чтобы добиться его полной ликвидации. Они не ставили в это время своей задачей воссоединение с Польшей её западных земель, захваченных германскими феодалами.

Вложенные файлы: 1 файл

Лада).docx

— 195.93 Кб (Скачать файл)

Все это послужило поводом для  совершения этой морской экспансии. В результате военно-морских операций турецкого флота османы получили господство над Красным морем.

Но Сулейман I сверх меры растянул свои ресурсы и больше не мог поддерживать военные операции на двух столь различных  морских фронтах. Поэтому его  дальнейшие морские операции служили  целям сохранения турецкого господства над Красным морем и сдерживания  португальского военного контингента, постоянно находившегося у входа  в Персидский залив.

Войны Сулеймана I в Европе

В то время, когда мощный турецкий флот лихо штурмовал Средиземноморье, Сулейман продолжал покорять Европу.

В конце 1537 г. состоялось австро-венгерское вторжение на территорию Венгрии, подвластную туркам.

По приказу Карла V Фердинанд  Габсбург присоединился к коалиции Священной Римской империи, Венеции  и Папского государства против Турции и Франции. Под Эссеком австрийская армия, командовал которой Янош Катвианер, была отбита и стала отступать в Австрию, по пути тая от турецкого преследования, холода и дезертирства. Остатки австрийской армии были практически уничтожены турками в серии столкновений возле Валпово (2 декабря). Австрийцы потеряли в общей сложности 20 тыс. человек; армия их была абсолютно дезорганизована. Турки же водили набеги на побережье Апулии.

В 1540 г. умер Янош Запольяи, бывший совместно с Фердинандом королем Венгрии с момента заключения между ними секретного договора о разделе территории; договор предусматривал, что в случае, если Запольяи умрет бездетным, его часть страны переходит к Габсбургам. В тот момент он не был женат, но после подписания договора Запольяи женился на Изабелле, дочери короля Польши. На смертном одре он получил известие о рождении сына. И в своем предсмертном завещании, наряду с повелением обратиться к султану, Запольяи провозглашает королем Венгрии своего сына Стефана.

Разгневанный Фердинанд Габсбург вторгся на подвластную туркам территорию Венгрии, но был отбит под Будой. Он послал в Иран своего посла подтолкнуть  шаха к нападению на Турцию (см. «Походы  в Азию…»). Тем временем султан признал  престолонаследника Венгрии, которому дали имена его предков – Иоанн  Сигизмунд. Он будет править Венгрией, но лишь после надлежащего возраста и со статусом вассала султана.

На протяжении зимы 1541 г. султан готовился еще к одной кампании против Венгрии, в результате которой он усмирил Венгрию и аннексировал ее.

Буда стала турецкой провинцией под началом паши, а ее церкви начали переделываться в мечети.

Надо сказать, что все это  весьма беспокоило австрийцев, у которых  появились опасения относительно безопасности Вены.

Фердинанд тем временем вновь приступил  к боевым действиям в попытке  отвоевать Пешт. Он был отбит от Пешта, который тщетно пытался осаждать. Сулейман I, готовивший очередной поход вверх по Дунаю, снова заключил союз с Францией.

Весной 1543 г. Сулейман вторгся в Австрию. Он выступил вверх по Дунаю, а потом по Драве, захватив Гран (август) и Штульвайссенберг (сентябрь). Дать бой главным австрийским силам, которые Фердинанд Габсбург держал под Веной, Сулейман I и не пытался.

В интересах всех соперничавших  сторон наступило время провести мирные переговоры. В результате братья Габсбурги – Карл и Фердинанд  – еще раз объединились в своей  попытке прийти к договоренностям  с султаном если не на море, то на суше.

Прошло три года, прежде чем они  принесли плоды в 1547 г., выразившиеся в подписании Адрианопольского перемирия, основывавшегося на сохранении status quo. По его условиям Сулейман сохранил за собой все завоевания, за исключением небольшой части Венгрии, которую продолжал удерживать Фердинанд и с которой он теперь согласился уплачивать Блистательной Порте дань.

Остановимся кратко на названии «Блистательная Порта».

Стамбул по своему стратегическому  положению и как резиденция халифа стал главным городом мусульман, таким же сказочным, каким был  Багдад. В столицу Османской империи  стекались огромные богатства: военные  трофеи, контрибуции, дани и щедрые подарки от правителей разных стран. Узловое географическое положение  на скрещении нескольких важнейших  сухопутных и морских торговых путей, привилегии в снабжении, которыми Стамбул  пользовался на протяжении веков, превратили его в крупнейшую европейскую  столицу, при этом город олицетворял  собой роскошь и великолепие  Востока. Выдающиеся образцы мусульманского зодчества органично вписались  в природный ландшафт и византийскую планировку новой столицы Османов. Ведомство великого визиря Османской  империи именовалось «Баб-и-Али», что дословно означало «Высокие врата». На французском языке это звучало  как «Le Sublime Porte», т. е. «Блистательные врата». В языке русской дипломатии французское слово «Porte» превратилось в «Порту». Так и стало турецкое государство «Блистательной Портой».

Однако вернемся к Адрианопольскому перемирию, которое не выдержало и пятилетнего срока: Фердинанд Габсбург возобновил вой ну с турками, вторгшись в Трансильванию. Австрийцы были отбиты, но смогли, успешно обороняя приграничные крепости, остановить турецкое контрвторжение. После этого лет десять периодически происходили пограничные столкновения (1553–1562 гг.).

В 1558 г. умер главный противник Сулеймана I – Карл V. Его наследником стал Филипп II.

Между Фердинандом Габсбургом и  Сулейманом I в 1562 г. был заключен Пражский мир, условия которого никаких существенных изменений в прежний, Адрианопольский договор, не вносили. Фердинанд продолжал выплачивать дань. На Средиземном же море по-прежнему шли боевые действия между Священной Римской и Османской империями.

Напомним, что в это же время (1565 г.) состоялся военно-морской поход турецкого флота на Мальту, который закончился неудачей.

Сулейман, независимо от возраста (72 года) и плохого состояния здоровья, желал удовлетворить свое уязвленное самолюбие заключительной победоносной кампанией, чтобы доказать непобедимость  турецкого воина.

Весной 1566 г. Сулейман решил идти против Венгрии и Австрии. К тому же преемник Фердинанда Максимилиан II не только не хотел выплачивать османам дань, но и предпринимал набеги на Венгрию.

В результате I мая 1566 г. Сулейман в последний раз выступил из Стамбула во главе самого крупного войска, которым он когда-либо командовал, на тринадцатую лично им проводимую кампанию – и седьмую на территории Венгрии.

Стотысячную армию возглавил сам  Сулейман I. У Семлина султан церемонно принял юного Иоанна Сигизмунда Запольяи, законные претензии которого на венгерский трон Сулейман признал, когда тот был еще грудным младенцем. Как послушный вассал, Сигизмунд теперь трижды преклонил колени перед своим господином, каждый раз получая приглашение подняться, и при целовании руки султана приветствовался им, словно дорогой любимый сын.

Из Семлина султан повернул к крепости Сигетвар, стремясь отомстить ее коменданту хорвату графу Николаю Зриньи. Злейший враг турок со времен осады Вены, Зриньи только что атаковал лагерь бея и фаворита султана, убив его вместе с сыном, увезя в качестве трофеев всю его собственность и большую сумму денег.

Несмотря на упорное и дорого стоившее сопротивление Зриньи, установившего в центре крепости крест, Сигетвар была взята в кольцо. После потери самого города Зриньи закрылся в цитадели с гарнизоном, поднявшем черный флаг и заявившем о решимости сражаться до последнего человека. Восхищенный подобным героизмом, но, тем не менее, расстроенный задержкой с захватом столь незначительной крепости, Сулейман предложил щедрые условия сдачи, стремясь соблазнить Зриньи перспективой службы в турецкой армии в качестве фактического правителя Кроатии. Однако все предложения были отвергнуты. После этого в ходе подготовки к решающему штурму по приказу султана турецкие саперы за две недели подвели мощную мину под главный бастион. 5 сентября мина была взорвана, вызвав опустошительные разрушения и пожар, сделавшие цитадель бессильной в обороне.

Но Сулейману не суждено было увидеть свою последнюю победу: он скончался той же ночью в своем  шатре.

После падения Сигетвара кампания продолжалась так, как будто войсками по-прежнему командовал султан, причем армия постепенно отходила к турецкой границе, осуществив по пути небольшую осаду, приказ о которой султан якобы отдал.

Только когда было получено известие, что принц Селим достиг Стамбула, чтобы официально занять трон, великий визирь позволил себе сообщить солдатам о том, что их султан мертв.

«Блистательная Порта»

Во второй половине XVI в. Османская феодальная империя раскинулась на трех материках: от Будапешта и Северной Таврии до северного побережья Африки, от Багдада и Тебриза до границ Марокко.

Сулейман I был не только великим  полководцем, властелином меча, какими до него были его отец и дед, именно он поднял тюркскую цивилизацию, происходившую  из племенных, номадических и религиозных корней, до ее пика.

Первым законодателем империи  был Мехмед Завоеватель, и на заложенном Завоевателем фундаменте развернул свою деятельность Сулейман.

Сулейман стремился не создавать  новую правовую структуру, а осовременил  старую, приводя законы в целом  в соответствие с новыми условиями  новых времен и необъятно разросшейся  империи. Он делал это, продолжая  опираться на два главных устоя  османского правления: на институт государственного управления – секулярное и исполнительное учреждение; и на мусульманский институт – религиозное и законодательное учреждение. Объединенные под «крышей» абсолютной власти султана, они представляли с точки зрения их различных функций приблизительный эквивалент западного разграничения между церковью и государством.

Османская правящая элита, армия и  администрация, имели гетерогенный космополитический характер. Одним  из первых хадиев Стамбула был француз, большинство визирей и других сановников Порты были по своему происхождению греками, славянами или албанцами. При Сулеймане I из девяти великих визирей – восемь были тюркизированны, т. е. славяне, принявшие ислам. Из славяноязычных мусульман состоял основной костяк армии; они же составляли самый заметный элемент при дворе и османском правительстве. В силу космополитического характера в османском обществе и государстве господствовал национальный нигилизм. Единство османского общества, как целостной системы, поддерживалось исключительно исламом и основывалось на его фундаментальной противоположности социально-экономической модели Европы эпохи Возрождения. Культ арабского языка – языка Корана и Божественного Откровения, процветал во всех провинциях империи. Перед ним преклонялись, внимали его звукам с благоговейным трепетом паладинов. На арабском алфавите писались названия кораблей, изречения на личном и памятном оружии. Девизы, лозунги и другие надписи на боевых знаменах османских полков также писались только на арабском. На нем читались молитвы и рециатации из Корана. Осуществление мусульманского судопроизводства было попросту невозможно без знания арабского алфавита и языка. Арабы гордились тем, что арабский язык – самое дорогое и любимое наследие после ислама – оставался духовным языком тюрков. В Эдирне и Стамбуле тонкости арабского литературного языка знали нередко лучше и полнее, чем в иных арабских провинциях. Во всей Османской империи непререкаемым авторитетом пользовались медресе Каира и Мекки.

Институт управления состоял наряду с султаном и его семьей из чиновников его двора, руководящих работников его правительства, постоянной армии  и большого числа молодых людей, которых готовили к службе в одном  или другом из вышеупомянутых мест. Они были почти исключительно  людьми или сыновьями людей, рожденных  родителями христианского происхождения, и, таким образом, рабами султана. Но самое удивительное, что они были горды тем, что могли оказать: «Я являюсь рабом Великого господина».

Параллельно этой управленческой структуре  существовал институт мусульманства, состоявший только из лиц, рожденных  мусульманами. Судьи и юристы, богословы, священники, профессора – они составляли в качестве хранителей традиций и  исполнителей священного закона ислама, улемов, то сословие ученых мужей, которое несло ответственность за поддержание всей структуры просвещения, религии и закона на всей территории империи.

Османская империя, захватив территории, которые в начале века были преимущественно  христианскими, с тех пор необычайно расширила свои просторы благодаря  широким завоеваниям в Азии, включая  такие города былого исламского халифата, как Дамаск, Багдад, Каир, наряду с  протекторатом над священными городами Меккой и Мединой. Четыре пятых всего  населения империи – которое к концу правления Сулеймана насчитывало пятнадцать миллионов человек и состояло из представителей двадцати одной национальности, находившихся под управлением двадцати одного правительства, – были теперь жителями азиатской ее части.

Сулейман одновременно был покровителем исламского мира, защитником его веры и защитником, истолкователем и исполнителем его священного закона. Весь мусульманский  мир смотрел на Сулеймана, и тот  проявил себя в полной мере законодателем.

Сулейман поручил подготовку свода  законов обладавшему глубокими  знаниями судье мулле Ибрагиму из Алеппо. Получившийся в результате его трудов кодекс, причудливо названный  им из-за океанических размеров последнего «Мултека-уль-усер», «Слияние морей», оставался реально действующим вплоть до законодательных реформ двадцатого столетия.

Введенная Сулейманом система налогообложения  охватывала практически все стороны  человеческой деятельности.

Его «Канун Райя», или «Кодекс Райя», регулировал налогообложение десятины и подушевой налог, делая эти налоги одновременно и более обременительными, и более продуктивными, поднимая с уровня крепостного права, или крепостной зависимости, до статуса, приближавшегося в османских условиях к статусу европейского арендатора с фиксированными правами.

Были введены налоги на многие виды продукции, животных, рудники, торговую прибыль, а также в форме экспортных и импортных пошлин. Помимо налогообложения  ощутимым источником доходов для  государства была конфискация имущества  высокопоставленных чиновников и других состоятельных частных лиц, впавших  в немилость. Военные кампании Сулеймана  с избытком покрывали первоначальные затраты на них, пополняя имперскую  казну за счет военной добычи из покоренных провинций и дани вассальных христианских государств.

Информация о работе Образование многонациональной Речи Посполитой