В начале XIII в. в степях Центральной
Азии сложилось сильное Монгольское
государство, с образованием которого
началась полоса монгольских завоеваний.
Это повлекло за собой последствия,
имевшие всемирно-историческое значение.
Затронув все страны Азии и многие
страны Европы, монгольские завоевания
оставили глубокий след в их последующей
истории, так же как и в истории самого
монгольского народа.
Наименование «монголы»
К началу XI в. наибольшая часть
нынешней Монголии была уже
занята монголоязычными племенными
объединениями. Они частью вытеснили с
территории Монголии, а частью ассимилировали
живших там раньше тюркских кочевников.
Монгольские племена говорили на разных
наречиях одного языка, позже названного
монгольским, но ещё не имели общего наименования.
По имени могущественного племенного
союза татар соседние народы называли
«татарами» и другие монгольские племена,
только в отличие от собственно татар,
иначе - «белых татар», именовали остальных
монголов «чёрными татарами». Имя «монголы»
до начала XIII в. ещё не было известно, и
происхождение его до сих пор не вполне
выяснено. Официально это имя было принято
только после создания объединённого
Монгольского государства при Чингис-хане
(1206—1227), когда понадобилось дать всем
монгольским племенам, складывавшимся
в единую народность, общее название. Оно
было усвоено не сразу и самими монголами.
До 50-х годов XIII в. персидские, арабские,
армянские, грузинские и русские авторы
именовали всех монголов по-старому —
татарами.
Общественный строй
монголов в конце XII — начале XIII в.
К концу XII — началу XIII в.
монголы занимали обширную территорию
от Байкала и Амура на востоке
до верховьев Иртыша и Енисея
на западе, от Великой Китайской
стены на юге до границ Южной
Сибири на севере. Крупнейшими
племенными союзами монголов,
сыгравшими наиболее важную роль в последующих
событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты,
найманы и меркиты. Некоторые из монгольских
племён («лесные племена») жили в лесистых
районах северной части страны, тогда
как другая, большая, часть племён и их
объединений («степные племена») жила
в степях.
Основными
видами производственной деятельности
лесных племён были звероловство
и рыболовство, а степных —
кочевое животноводство. По уровню
своего общественно-экономического
и культурного развития лесные
монголы стояли намного ниже степных,
находясь на более ранней стадии разложения
первобытно-общинного строя. Но с течением
времени они всё больше переходили к разведению
домашних животных. Увеличение численности
стад неизбежно вело к тому, что лесные
монголы выходили из лесов и становились
кочевыми животноводами.
Степные
монголы разводили крупный и
мелкий рогатый скот, а также
лошадей. Каждый род, каждое
племя имели свои, более или
менее твёрдо закреплённые за
ними, районы кочёвок, в границах
которых происходила смена пастбищ.
Жили кочевники в войлочных юртах, питались
главным образом мясом и молочными продуктами.
Скот, составлял основной обменный фонд,
за счёт которого приобретались у соседей
отсутствовавшие у монголов, но необходимые
им продукты земледелия и ремесла. Сами
монголы выделывали для своих нужд, кроме
войлока, ремни и верёвки, повозки и посуду,
сёдла и сбрую, топоры и пилы, деревянные
остовы юрт, предметы вооружения и пр.
Торговля монголов находилась в руках
уйгурских и мусульманских купцов, выходцев
из Восточного Туркестана и Средней Азии.
Своей
письменности до XIII в. у монголов
ещё не было. Но в среде найманов,
самого культурного из монгольских
племён, употреблялась уйгурская
письменность. Религией основной
массы монголов к началу XIII в.
оставался шаманизм. В качестве главного
божества почиталось «вечное синее небо».
Почитали монголы также божество земли,
разных духов и предков. Знатная верхушка
племени кераитов ещё в начале XI в. приняла
христианство несторианского толка. Среди
найманов были распространены также буддизм
и христианство. Обе эти религии распространялись
в Монголии через уйгуров.
В прошлом,
в эпоху господства первобытно-общинного
строя, когда скот и пастбища
были коллективной собственностью
родовой общины, монголы кочевали
всем родом, а на стоянках располагались
обычно кольцом вокруг юрты главы рода.
Такой лагерь назывался куренем. Но превращение
основного богатства кочевников — скота
в частную собственность вело к росту
имущественного неравенства. В этих условиях
способ кочеванья всем куренём становился
препятствием на пути к дальнейшему обогащению
зажиточной верхушки кочевых скотоводов.
Владея обширными стадами, они нуждались
в большей пастбищной территории и в более
частых перекочёвках, чем бедняки — собственники
небольшого количества скота. Место прежнего
способа кочеванья занял аильный (аил
— большая семья).
У монголов
ещё до XIII в. сложились раннефеодальные
отношения. Уже в XII в. в каждом
монгольском племени существовал
могущественный слой кочевой
знати — нойоны. Ханы, стоявшие во
главе племён, из простых племенных вождей
становились царьками, выражавшими и отстаивавшими
интересы феодализирующейся кочевой знати.
Земли, пастбищные угодья и после перехода
стад в частную собственность ещё долго
считались коллективной собственностью
племени. Но к началу XIII в. это основное
средство производства фактически находилось
в распоряжении знати, слагавшейся в класс
феодалов. Захватив в свои руки право распоряжения
кочевьями и распределения пастбищ, знать
ставила в зависимость от себя массу непосредственных
производителей, принуждая их к выполнению
разного рода повинностей и превращая
их в зависимых людей — аратов. Уже в то
время монгольская знать практиковала
раздачу своих стад на выпас аратам, возлагая
на них ответственность за сохранность
скота и за доставку продуктов животноводства.
Так зародилась отработочная рента. Масса
кочевников (харачу — «чернь», хараясун
- «чёрная кость») фактически превратилась
в феодально зависимых людей.
Крупнейшую роль в становлении
и развитии феодализма в Монголии
сыграло нукерство (нукер — друг, товарищ),
начавшее складываться, по-видимому, ещё
в X— XI вв. Нукеры первоначально были вооружёнными
дружинниками на службе у ханов, позднее
стали их вассалами. Опираясь на нукеров,
нойоны укрепляли свою власть и подавляли
сопротивление рядовых кочевников. За
свою службу нукер получал от хана определённое
вознаграждение — хуби (часть, пай, доля)
в виде некоторого числа зависимых аратских
семей и территории для их кочеванья. По
своему характеру хуби представляло собой
пожалование, сходное по типу с бенефицием.
Значительное место в жизни монгольского
общества занимали рабы. Нойоны часто
вели из-за них войны, превращая в рабов
всех захваченных в плен. Рабы использовались
в качестве домашних слуг, челяди, в качестве
"придворных" мастеров, если они были
ремесленниками, а также на пастьбе скота.
Но решающей роли в общественном производстве
рабы не играли. Основным непосредственным
производителем был арат, ведший своё
мелкое скотоводческое хозяйство.
Внешние формы первобытно-общинного
строя сохранялись ещё долго,
так же как сохранялось деление
на племена и роды. Племенные ополчения
строились для боя по родам, имея во главе
своих наследственных нойонов. Женщина
в семье и роде пользовалась значительной
свободой и известными правами. Браки
внутри рода были строго воспрещены. Широкое
распространение имело умыкание невест.
Предпосылки образования
Монгольского государства
Конец XII в. был периодом
острой борьбы внутри родов
и племён, а также между племенными
объединениями, возглавляемыми знатью.
В основе этой борьбы лежали
интересы усилившихся и разбогатевших
семей знати, обладавших обширными стадами,
большим количеством рабов и феодально
зависимых людей. Персидский историк начала
XIV в. Рашид-ад-дин, говоря об этом времени,
отмечает, что монгольские племена раньше
«никогда не имели могущественного деспота-государя,
который был бы правителем всех племён:
у каждого племени был какой-нибудь государь
и князь и большую часть времени они друг
с другом воевали, враждовали, препирались
и соперничали, друг друга грабили».
Объединения племён найманов,
кераитов, тайчжиутов и других беспрестанно
нападали друг на друга с целью захвата
пастбищ и военной добычи: скота, рабов
и другого богатства. В результате войн
между объединениями племён побеждённое
племя попадало в зависимость от победившего,
причём знать побеждённого племени попадала
в положение вассалов хана и знати победившего
племени. В процессе длительной борьбы
за преобладание складывались сравнительно
крупные объединения племён, или улусы,
во главе которых стояли ханы, опиравшиеся
на многочисленные дружины нукеров. Такие
объединения племён совершали нападения
уже не только на своих соседей внутри
Монголии, но и на соседние народы, главным
образом на Китай, проникая в его пограничные
области. В начале XIII в. разноплемённая
знать сплотилась вокруг вождя степных
монголов Темучина, получившего имя Чингис-хана.
Образование Монгольского
государства. Чингис-хан
Темучин
родился, по-видимому, в 1155 г. Его
отец, Есугей баатур (Монгольское
баатур, тюркское бахадур (отсюда
русское богатырь)— один из
титулов монгольской знати.) происходил
из рода Борджигин племени тайчжиутов
и был богатым нойоном. С его смертью в
1164 г. рассыпался и созданный им улус в
долине реки Онона. Различные племенные
группы, входившие в состав улуса, покинули
семью умершего баатура. Разошлись и нукеры.
В течение
ряда лет семья Есугея скиталась,
влача жалкое существование. В
конце концов Темучину удалось
найти поддержку у Ван-хана, главы
кераитов. Под покровительством
Ван-хана Темучин начал постепенно
накапливать силы. К нему стали
стекаться нукеры. С ними Темучин совершил
ряд успешных нападений на соседей и, увеличив
свои богатства, поставил их в зависимость
от себя. Рассказывая о сокрушительном
ударе, который Темучин нанес в 1201 г. ополчению
вождя степных монголов Джамуги, монгольская
хроника первой половины XIII в. — «Сокровенное
сказание» передает любопытный эпизод,
рисующий классовое лицо Темучина. Когда
ополчение Джамуги было рассеяно, пятеро
аратов схватили его, связали и выдали
Темучину, надеясь заслужить милость победителя.
Темучин сказал "Мыслимо ли оставить
в живых аратов, поднявших руку на своего
природного хана?". И велел казнить их
вместе с семьями на глазах у Джамуги.
Лишь после этого был казнен и сам Джамуга.
В результате
войн улус Темучина продолжал
расширяться, становясь по меньшей
мере равным по силе улусу Ван-хана. Вскоре
между ними возникло соперничество, которое
переросло в открытую вражду. Произошло
сражение, принесшее победу Темучину.
Осенью 1202 г. в результате кровопролитной
битвы между ополчениями Темучина и Даян-хана
найманского было разгромлено и войско
Даян-хана, а сам он был убит. Победа над
Даян-ханом сделала Темучина единственным
претендентом на власть во всей Монголии.
В 1206 г. на берегу реки Онона состоялся
хурал (или хуралдан — съезд, собрание),
на который съехались вожди всех племенных
групп Монголии. Хурал провозгласил Темучина
великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана
(Значение этого имени или титула до сих
пор не выяснено.). Великого хана с тех
пор стали также именовать каан. До того
времени монголы титуловали так китайского
императора. Так завершился процесс образования
Монгольского государства.
Государственный строй
Монголии в начале XIII в.
Став великим ханом, Чингис-хан
продолжал укреплять порядок,
соответствующий интересам знати,
которая нуждалась в упрочении своей
власти над массой аратов и в успешных
завоевательных войнах для дальнейшего
расширения сферы феодальной эксплуатации
и прямого грабежа чужих стран Тумены
(тьмы), «тысячи», «сотни» и «десятки» счигались
не только военными подразделениями, но
и административными единицами, т. е. объединениями
аилов, могущими выставить соответственно
по 10 000, 1000, 100 и 10 воинов в ополчение (цифры
эти были условны и приблизительны). На
условии несения военной службы великому
хану каждая группа аилов предоставлялась
во владение десятским, сотенным и тысяцким
нойонам и нойонам туменов (темникам).
Тумен был, таким образом, наиболее крупным
феодальным владением, включавшим более
мелкие владения — «тысячи», «сотни» и
«десятки» (т. е. ветви и колена отдельных
монгольских племён). Тысяцкие, сотенные
и десятские нойоны выдвигались из знати
этих племён, колен и родов.
Право
распоряжения пастбищными землями
и перекочёвками и власть над
аратами полностью принадлежали
тысяцким и другим нойонам.
Их звания и их «тысячи», «сотни» и «десятки»
переходили по наследству к их потомкам,
но могли быть и отобраны у них великим
ханом за провинности или нерадение по
службе. Нойоны отдавали свои стада на
началах отработочной ренты на выпас аратам.
Араты несли также военную службу в ополчениях
своих нойонов. Чингис-хан под страхом
смерти запретил аратам самовольно переходить
из одного десятка в другой, из одной сотни
в другую и т. д. Фактически это означало
прикрепление аратов к их господам и кочевьям.
Прикреплению аратства была придана сила
закона. О нём ясно говорится в собрании
законов Чингис-хана — «Великой Ясе».
Яса («Закон») проникнута духом защиты
интересов кочевой знати и её верховного
представителя — великого хана, это настоящий
крепостнический устав, лишь внешне прикрытый
патриархальными обычаями. Таково было
государство Чингис-хана, в рамках которого
происходил процесс складывания монгольской
народности.