Образовательное право: понятия и предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:21, контрольная работа

Краткое описание

Образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста, так как "в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности"

Вложенные файлы: 1 файл

Образов. право.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)


1. Образовательное право: понятия и предмет

 

Образование находится  в сфере первоочередных государственных  интересов. От состояния образовательной  системы во многом зависит будущее  Российского государства, его экономическое  развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста, так как "в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности".1

Образовательное право  сформировалось в процессе регулирования  важнейшей сферы общественной жизни - сферы образования.2

Образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности - гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права3.

В редких национальных правовых системах мира образовательное право сформировано как самостоятельная либо комплексная отрасль права. Оно еще не нашло своего закрепления даже в развитых системах права. Образовательное право - новелла юридической науки. Известно, что на самостоятельность отрасли права указывает наличие совокупности индивидуальных, присущих только этой отрасли права признаков: предмета, метода, принципов, функции, источников права. Источники образовательного права специфичны не только для каждой национальной системы. Это связано с традициями развития юридической науки, с социально-экономическими, политическими факторами развития государства.4

Под образованием, согласно преамбуле Закона РФ "Об образовании"5, понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Образовательное право  - это отрасль права, система правовых норм, регулирующих отношения по поводу организации и осуществления образовательного процесса между: 6

- субъектами образовательной деятельности разных государств по поводу признания различных институтов образования (прав человека на образование, правового статуса учреждений и основ их сотрудничества, признание учебных курсов и документов об образовании и т.д.);

- органами государственной власти и субъектами образовательной деятельности (по поводу создания, управления, лицензирования, аттестации, аккредитации, материального и финансового обеспечения деятельности и т.д.);

- образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг (учащимися, родителями, обществом).

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования.7

Образовательное право - совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений.8

Понятие образовательного законодательства не является общепризнанным и образовательное право рассматривается отдельными авторами в качестве комплексной отрасли.

Образовательное право представляет собой более сложное образование, чем комплексная отрасль законодательства, и имеет свой специфический предмет и метод правового регулирования.

Образовательное право - это совокупность нормативных правовых актов (позитивное образовательное право), регулирующих отношения в сфере образования, под которыми понимаются собственно образовательные отношения, возникающие в процессе воспитания и обучения между обучающимися и образовательным учреждением и нацеленные на приобретение в ходе обучения знаний, навыков и умений, уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту, что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и удостоверяется соответствующим документом об образовании, а во-вторых, комплексные отношения, возникающие на стыке образовательного и других отраслей права (гражданского, трудового, административного, финансового). Это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений.

В юридической  литературе образовательное право  чаще всего рассматривается как  комплексная отрасль законодательства, подобно страховому праву, морскому праву, жилищному праву и иным отраслям законодательства. Основное содержание этих отраслей составляют нормы гражданского, трудового, административного, финансового и других отраслей права.

Образовательное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Эти отношения составляют основу предмета образовательного права как самостоятельной правовой отрасли. Это основные или базовые образовательные отношения. 9

В предмет образовательного права входят далеко не все охранительные нормы. Уголовная и административная ответственность за нарушения законодательства об образовании устанавливается соответственно 
нормами уголовного или административного права. В систему образовательного права входят лишь нормы, которыми закрепляется отношения, связанные с привлечением участников образовательных отношений к дисциплинарной и материальной ответственности. В силу непосредственной связи регулятивных и охранительных норм образовательного права, последние входят в его предмет, образуют относительно самостоятельную совокупность институтов, вытекающих из образовательных отношений.

Особым видом отношений - вытекающих из образовательных, выступают  отношения в сфере дополнительного  образования, связанные с 
повышением квалификации и профессиональной переподготовкой специалистов. Повышение квалификации, равно как и профессиональную переподготовку проходят лица, имеющие профессиональное образование. 
Поэтому отношения, связанные с реализацией этого вида дополнительного 
образования, входят в группу отношений, вытекающих из образовательных отношений.

Таким образом - предмет  образовательного права носит сложный 
характер и включает в себя:

образовательные отношения, которые возникают между обучающимися, педагогическими работниками и  образовательным учреждением с целью получения обучающимися общего или профессионального образования не ниже уровня, предусмотренного образовательной программой, и подтверждаемого документом о соответствующим образовании и (или) квалификации. Эти отношения составляют основу образовательного права и выделяют его из совокупности других отраслей права. Образовательные отношения являются для образовательного права основными или профильными;

во-вторых, отношения, призванные создавать условия для реального  действия образовательных отношений, обеспечивать надлежащее исполнение обучающимися, педагогическими работниками и их образовательными учреждениями своих обязанностей. Такие отношения носят служебный, обеспечительный характер и в свою очередь подразделяются на три вида: 1) предшествующие образовательным: 2) существующие одновременно с ними: 3) вытекающие из образовательных отношений.

Благодаря отношениям, предшествующим образовательным, у обучающихся и образовательного учреждения формируются свойства, необходимые им как участникам образовательных отношений. Отношения, сопутствующие образовательным, обеспечивают условия для их успешной реализации. Отношения, вытекающие из образовательных отношений, являются либо охранительными и направлены на восстановление 
нарушенного права обучающегося, педагогического работника или образовательного учреждения, либо дополнительными и реализуются в целях 
повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов.

Таким образом, предмет образовательного права представляет собой совокупность образовательных отношений, а также связанных с ними комплексных и иных отношений, которые предшествуют образовательным либо возникают на их основе или сопутствуют им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"
  2. Миннигулова, Д. Б. Проблемы понятия и структуры образовательного права / Д.Б. Миннигулова // Право и образование. - 2009. - № 4. - С. 21-28.
  3. Рожков, И.А.Становление образовательного права в Российской Федерации // Директор школы. 2004.  № 6. С. 81-86. 
  4. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права // Юридическое образование и наука. 2010. N 3. С. 22 - 25.
  5. Сырых, В. М.Образовательное право как отрасль российского права /В. М. Сырых.//Вестник Саратовской государственной академии права. -2006. - № 1. - С. 6 - 12.
  6. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Изд-во "Готика", 2002. - 234с.
  7. Федорова, М.Ю. Образовательное право: учеб. пособие для вузов.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
  8. Шкатулла, В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во  НОРМА, 2001.- 688с.

 

 

 

 

1 Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права // Юридическое образование и наука. 2010. N 3. С. 22 - 25.

2 Миннигулова, Д. Б. Проблемы понятия и структуры образовательного права / Д.Б. Миннигулова // Право и образование. - 2009. - № 4. - С. 21-28.

3 Шкатулла, В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Изд-во  НОРМА, 2001.С.12.

4 Сырых, В. М.Образовательное право как отрасль российского права /В. М. Сырых.//Вестник Саратовской государственной академии права. -2006. - № 1. - С. 6 – 12.

5Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"

6 Шкатулла, В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2001.С.14.

7 Федоров,а М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.

8 Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Изд-во "Готика", 2002. С. 23 - 24.

 

9 Рожков, И.А.Становление образовательного права в Российской Федерации // Директор школы. 2004.  № 6. С. 81-86. 


Информация о работе Образовательное право: понятия и предмет