Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:21, творческая работа
Трудно говорить об однозначности личности Иоанна Грозного. Однако без сомнения можно сказать, что этот великий выдающийся исторический деятель внёс неоценимый вклад в историю и развитие Российского государства.
Чтобы глубже, точнее понять политические идеалы и убеждения Ивана Грозного, можно также рассмотреть его завещание детям, из которого можно многое узнать о представлении «идеального государя» этим царём. Анализируя завещание, Н. И. Черняев высказывает свои мысли так: «Не гордость, не произвол, не своекорыстие, не суровое и презрительное отношение к народу внушал Иоанн Грозный своим детям, а чисто христианские воззрения на власть и ее призвание. Он считал главными добродетелями царей нравственную выдержку, чувство справедливости, отсутствие заносчивости, правительственный такт и разумное, спокойное отношение к человеческим слабостям и прегрешениям…
Евсина Мария Игоревна,
113 группа
Тема эссе:
Образ «идеального государя» в представлениях и политике Ивана IV Грозного
Трудно говорить об однозначности
личности Иоанна Грозного. Однако без
сомнения можно сказать, что этот великий
выдающийся исторический деятель внёс
неоценимый вклад в историю и развитие
Российского государства.
При Иване IV начались созывы Земских соборов
(1549), был принят «Судебник» (1550), созван
«Стоглавый собор» Русской православной
церкви (1551), принято «Уложение о службе»
(1556). Именно этот царь расширил пространство
нашей страны более чем в два, присоединив
к России Казанское, Астраханское, Сибирское
ханства, Ногайскую орду (Заволжье), Пятигорье
(Северный Кавказ); утвердил русскую власть
в бассейнах рек Волги, Камы, Урала, Оби
и Иртыша; разгромил Ливонский орден в
Прибалтике, остановив и предотвратив
германскую агрессию в нашу страну; отразил
скоординированное наступление на Россию
большинства стран Северной, Центральной
и Южной Европы; инициировал и принял непосредственное
участие в образовании и построении десятков
монастырей и сотен храмов по всей Руси;
ввел книгопечатанье на Руси, способствуя
распространению образования; создал
выборную систему земского управления
и Соборного управления страной.
Для того чтобы понять дух всего русского самодержавия, необходимо знать идеалы, к которым оно стремилось и стремится. Эти идеалы составляли и составляют движущую силу. Они существовали у многих великих самодержцев. Однако именно Иван Грозный сформировал ясное и точное представление об образе «идеального государя». Недаром известный историк С.М. Соловьёв замечает: «Иоанн IV был первым Царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение царской власти, первый составил сам, так сказать, её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически».
Обратимся к статье Н. И. Черняева «Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия». Автор акцентирует своё внимание на «Посланиях Грозного Курбскому» из их переписки. Он пишет: «При изучении «Посланий Грозного к Курбскому» прежде всего бросается в глаза взгляд Иоанна на происхождение царской власти… Божественное происхождение царской власти и ее религиозное оправдание составляют краеугольный камень политического учения Иоанна Грозного... Указав на преемственную связь всех православных Царей и «содержателей» Православия, он относит происхождение своего «скипетродержания» к той эпохе, когда «искра благочестия» дошла наконец из Византии до России… Иоанн Грозный смотрит преимущественно с религиозной точки зрения и на свое «самодержавство», и на свои права, и на обязанности своих подданных. Вот почему в его посланиях на каждом шагу делаются ссылки на Священное Писание и на ветхозаветную историю, чередующиеся со ссылками на историю Византии…»
Также Иван IV определил христианскую идею подчинения подданных. Он считал, что так как царь – помазанник Божий, то подчинение ему безусловно и беспрекословно. Если царь поступает жестоко и несправедливо – это его грех. Но это не увольняет подданных от обязанности повиновения. Поэтому Иван Грозный осуждал Курбского и считал его предателем, говоря: «Если ты праведен и благочестив, то почему же ты не захотел от меня, строптивого владыки, пострадать и наследовать венец жизни?»
В той же статье Н.И. Черняева читаем: «Взгляд свой на подданных Иоанн Грозный выразил еще в начале своего царствования в знаменитой речи, произнесенной с Лобного места ко всех чинов людям, собранным в Москву. Начало этой речи показывает нам, как смотрели московские Государи на своих подданных. «Люди Божие и нам дарованные Богом! молю вашу верность и к нам любовь!» … Иоанн твердо помнил, что люди, «дарованные ему Богом», были прежде всего Божиими людьми, и смотрел на свои отношения к ним не как на отношения тирана к подавленным рабам, а как на отношения, в основе которых должны были лежать верность и любовь…
Переписка Курбского с Грозным вполне подтверждает все сказанное. Она доказывает, что Грозный желал иметь в подданных не запуганных и бессловесных рабов, а доблестных патриотов, сознательно и самоотверженно преданных Царю и Отечеству».
Чтобы глубже, точнее понять политические идеалы и убеждения Ивана Грозного, можно также рассмотреть его завещание детям, из которого можно многое узнать о представлении «идеального государя» этим царём. Анализируя завещание, Н. И. Черняев высказывает свои мысли так: «Не гордость, не произвол, не своекорыстие, не суровое и презрительное отношение к народу внушал Иоанн Грозный своим детям, а чисто христианские воззрения на власть и ее призвание. Он считал главными добродетелями царей нравственную выдержку, чувство справедливости, отсутствие заносчивости, правительственный такт и разумное, спокойное отношение к человеческим слабостям и прегрешениям… Иоанн Грозный считал для царей необходимыми обширные и разносторонние познания, обширный и разносторонний правительственный опыт и поэтому советовал своим детям прежде всего учиться, учиться и учиться… Он настаивал на необходимости не только изучения быта, порядков и потребностей Московского государства, но и основательного знакомства с бытом и порядками иноземных государств. Недаром Петр Великий смотрел на Иоанна Грозного как на своего предшественника и отзывался о нем с уважением и сочувствием».
Однако некоторые могут сказать о том, что дела Ивана IV расходились с его идеалами. Но мне кажется, что это не совсем так, потому что он совершил много великого для укрепления и процветания России. Конечно, это не идеальный государь, но нельзя отрицать того факта, что Иван Грозный был мудрым правителем, не случайно получившим титул Царя.
Список использованных ресурсов:
Статья Н.И. Черняева «Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия». // Журнал «Мирный труд» 1904 г.
«Царь всея Руси Иоанн IV Грозный», священник Серафим Николаев
http://www.ruskmir.ru/
Информация о работе Образ «идеального государя» в представлениях и политике Ивана IV Грозного