Понятием "средневековье"
принято именовать самый продолжительный
период развития Европы и Ближнего
Востока со времени падения Рима
до эпохи Возрождения (V-XV вв.) Религия
и христианская церковь являлись
связующим звеном позднеантичной культуры
и культуры европейского феодального
мира. В эту эпоху монархи Запада
и Востока нуждались в укреплении
своей власти в некой духовной
и идеологической опоре. И такую
опору дала светской власти религия
и церковь.
Средневековье
начинает свою историю со времени
падения Западной Римской Империи
в 476 году, но уже в 1 - 4 веках
появляются теологические и философские
доктрины так называемых "отцов
церкви". Совокупность этих доктрин
обозначается термином "патристика".
С полным правом "первым теологом"
можно назвать Филона Александрийского,
чья творческая активность пришлась
на первую половину 1 века нашей
эры. Филон вводит понятие "творение".
Этика Филона основана
на признании дуализма души
и тела. Филон открывает третье
измерение в человеке-Дух, что нисходит
от Бога. Душа может быть бессмертной в
той мере, в какой взращивает себя в Духе.
Таким образом, не душа, как полагали греки,
а Дух осуществляет сцепление человека
с богом.
Учение Филона Александрийского
о Логосе - сыне Божьем, его утверждения
об одинаковой греховности людей и о принципиальном
их равенстве как "детей Божьих" закладывали
основы христианского вероучения, делали
Филона непосредственным предшественником
христианства. Христианство, которое зародилось
как одна из иудейских сект, вступило на
историческую арену во второй половине
1 века н.э. Первое время христиане, происходившие
в массе своей из самых обездоленных слоев
населения Римской Империи, принимали
учение Христа как данность, не вдаваясь
в спекуляции по его поводу. Ранние христианские
идеологи, такие, например, как Климент,
возглавивший в 190г. христианскую школу
в Александрии, считали, что нет никакой
несовместимости между христианством
и языческой философией. Преемник Климента
по Александрийской школе Ориген в христианстве
видел завершение античной философии
и полагал, что лучшим средством отыскания
оснований и доказательств христианства
служит философия.
В своих теологических
(богословских) разработках отцы
греческой церкви основывались
в основном на учениях Платона
и Плотина, а также Аристотеля.
Представители же ранней латинской
патристики выступали против
греческой философии. Особенно
активную атаку на философию
повел видный деятель Карфагенской
церкви Тертуллиан (160-220 гг.). Философов
он называл патриархами ереси,
а веру в Христа считал несовместимой
с человеческой мудростью. Утверждая несовместимость
веры и разума, он провозгласил: "Верую,
потому что абсурдно". Точка зрения
Тертуллиана была чужда виднейшему представителю
патристики Аврелию Августину (354-430 гг.),
прозванному Блаженным. Он решил принять
на веру христианское учение, а затем начать
работу по разумному его осмыслению. У
Августина вера не подменяет и не заменяет
разумного понимания, напротив, она стимулирует
и подвигает его. Эта позиция Августина
нашла выражение в формуле: "Верю, чтобы
понимать".
Религиозно-философская
система Августина теоцентрична,
ибо проблема Бога и его отношения к миру
является в ней первой и основной философской
проблемой. Августин обосновывает идею
креационизма, утверждая, что Бог создал
мир из ничего, то есть ни из собственного
существа (божественной субстанции), ни
из чего-то внешнего. Рассматривая проблему
воли, Августин приходит к утверждению
ее свободы. Свобода - это свойство воли,
а не разума, как это считали греки. К добру
человека направляет воля Бога, а к греху
человек влечется сам через свою свободную
волю. В этом состоит, по Августину, понятие
божественного предопределения. Божественное
предопределение выступает источником
двух противоположных царств: Божьего
и земного. Августин был первым из мыслителей,
кто предметом своих философских размышлений
поставил проблемы философии истории,
заложил основы теории общественного
прогресса. Смысл и предназначение человеческой
истории Августин видел в победе христианства
во всемирном.
Итак, в патриотический
период, в котором философские
элементы платонизма играли определяющую
роль, закладываются идеи теоцентризма,
креационизма, божественного откровения
и предопределения. Эти идеи определили
сущность средневековой философии.
Можно дать следующую периодизацию
средневековой философии:
6-9 века - раннее средневековье, прямо
связанное со становлением христианской
догматики.
6 9-12 века - период уточнения и
углубления христианского мировоззрения.
13 век - "золотой век" средневековой
философии.
14 век - завершающий период,
знаменующий собой размежевание
веры и разума. Средневековая
философия получила название "схоластика"
(буквально - "школьный", "ученый").
Дело
в том, что важным признаком
средневековой философии было
влияние "школы", подчиненность
авторитетам. Мерой оценки философских
теорий была Библия. Библейский
текст был началом и концом
любых философских учений.
Поскольку библейские
тексты отличались мистическим,
иносказательным характером, особое
значение в средние века приобретала
экзегетика - искусство однозначного
толкования положений Библии. Для
этого использовались все достижения
формальной логики, в первую очередь
- аристотелевской. Поэтому в отличие
от патристики, разработка схоластической
философии осуществлялась под влиянием
наследил Аристотеля.
В основе средневековой
философии лежат два принципа,
которые исходят из миропонимания,
основанного на религиозной вере.
Это - креационизм как главный
принцип онтологии и откровение
как важнейший принцип гносеологии.
Оба принципа связаны между
соПроблема универсалий в средневековой
философии.
На развитие гносеологии
в средние века повлиял спор
о природе универсалий, то есть
общих понятий, между реалистами
и номиналистами. Согласно реализму,
объективно существуют только
общие понятия, постигаемые сверхчувственным
разумом. Реализм общих понятий
является необходимой частью
всей христианской философии
и теологии, так как с его
помощью обосновывались основные
положения и вероисповедальные догматы
христианства. Например, Ансельм (1030-1109
гг.), архиепископ Кентерберийский, который
уже при жизни пользовался большим авторитетом
в католическом мире, привлекал реализм
понятий для доказательства бытия Бога.
Это доказательство называют онтологическим,
ибо в нем существование Бога выводится
из одного лишь понятия "Бог" путем
раскрытая содержания этого понятия. Доказательство
слагается из двух посылок. В первой посылке
утверждается, что человеческому уму дано
понятие о Боге как о наибольшем благе.
Во второй посылке говорится, будто понятие
о Боге только как о мыслимом заключает
в себе противоречие. Таким образом, согласно
Ансельму, получается, что признак максимального
совершенства с необходимостью предполагает
объективность существования наивысшего
существа, Подобная точка зрения выражает
позиции крайнего реализма.
Против крайнего реализма
выступил каноник из Франции
Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские воззрения
наиболее полно передают номиналистическую
концепцию. Согласно номинализму, объективным
существованием обладают только единичные
вещи, а общие понятия - лишь результат
ничего не значащие колебания, звуки голоса,
звуковая оболочка слова. Свою концепцию
крайнего номинализма он применил для
анализа одного из центральных христианских
догматов - Троицы.
Так как общее
объективно не существует, то
не мотет быть и никакой
божественной субстанции, которая
едина и объединяет одновременно
три божественных лица. В действительности
могут существовать лишь три
самостоятельных Бога. В ходе
полемики между реализмом и
номинализмом разрабатывались и
уточнялись все логически возможные
варианты соотношения рационального
и эмпирического, которые впоследствии
станут фундаментом для формирования
основ естественнонаучного знания.
Систематизатором
схоластической философии считается
Фома Аквинский (1225-1274). Самыми
важными трудами, подводящими
итог его творческой деятельности
и представляющими своеобразную
энциклопедию официальной средневековой
идеологии, являются "Сумма против
язычников", или "Сумма философии"
и "Сумма теологии".
Сам Аквинат обращается
к философскому наследию Аристотеля, пытаясь
приспособить его к учению католической
церкви. Основываясь на положении Аристотеля
о том, что общее существует в неразрывной
связи с единичным, являясь его формой,
проблему универсалий Фома решает с позиций
умеренного реализма Общие понятия существуют
"до вещей" в божественном уме, "в
самих вещах" каких сущность и "после
вещей", то есть в человеческой уме как
результат абстракции.