Общая характеристика эпохи Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:38, доклад

Краткое описание

Понятием "средневековье" принято именовать самый продолжительный период развития Европы и Ближнего Востока со времени падения Рима до эпохи Возрождения (V-XV вв.) Религия и христианская церковь являлись связующим звеном позднеантичной культуры и культуры европейского феодального мира. В эту эпоху монархи Запада и Востока нуждались в укреплении своей власти в некой духовной и идеологической опоре.

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (3).docx

— 16.59 Кб (Скачать файл)

Понятием "средневековье" принято именовать самый продолжительный  период развития Европы и Ближнего Востока со времени падения Рима до эпохи Возрождения (V-XV вв.) Религия  и христианская церковь являлись связующим звеном позднеантичной культуры и культуры европейского феодального  мира. В эту эпоху монархи Запада и Востока нуждались в укреплении своей власти в некой духовной и идеологической опоре. И такую  опору дала светской власти религия  и церковь.

        Средневековье  начинает свою историю со времени  падения Западной Римской Империи  в 476 году, но уже в 1 - 4 веках  появляются теологические и философские  доктрины так называемых "отцов  церкви". Совокупность этих доктрин  обозначается термином "патристика". С полным правом "первым теологом" можно назвать Филона Александрийского, чья творческая активность пришлась  на первую половину 1 века нашей  эры. Филон вводит понятие "творение".

  Этика Филона основана  на признании дуализма души  и тела. Филон открывает третье  измерение в человеке-Дух, что нисходит от Бога. Душа может быть бессмертной в той мере, в какой взращивает себя в Духе. Таким образом, не душа, как полагали греки, а Дух осуществляет сцепление человека с богом.

   Учение Филона Александрийского о Логосе - сыне Божьем, его утверждения об одинаковой греховности людей и о принципиальном их равенстве как "детей Божьих" закладывали основы христианского вероучения, делали Филона непосредственным предшественником христианства. Христианство, которое зародилось как одна из иудейских сект, вступило на историческую арену во второй половине 1 века н.э. Первое время христиане, происходившие в массе своей из самых обездоленных слоев населения Римской Империи, принимали учение Христа как данность, не вдаваясь в спекуляции по его поводу. Ранние христианские идеологи, такие, например, как Климент, возглавивший в 190г. христианскую школу в Александрии, считали, что нет никакой несовместимости между христианством и языческой философией. Преемник Климента по Александрийской школе Ориген в христианстве видел завершение античной философии и полагал, что лучшим средством отыскания оснований и доказательств христианства служит философия.

   В своих теологических  (богословских) разработках отцы  греческой церкви основывались  в основном на учениях Платона  и Плотина, а также Аристотеля. Представители же ранней латинской  патристики выступали против  греческой философии. Особенно  активную атаку на философию  повел видный деятель Карфагенской  церкви Тертуллиан (160-220 гг.). Философов  он называл патриархами ереси,  а веру в Христа считал несовместимой с человеческой мудростью. Утверждая несовместимость веры и разума, он провозгласил: "Верую, потому что абсурдно". Точка зрения Тертуллиана была чужда виднейшему представителю патристики Аврелию Августину (354-430 гг.), прозванному Блаженным. Он решил принять на веру христианское учение, а затем начать работу по разумному его осмыслению. У Августина вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, напротив, она стимулирует и подвигает его. Эта позиция Августина нашла выражение в формуле: "Верю, чтобы понимать".

   Религиозно-философская  система Августина теоцентрична, ибо проблема Бога и его отношения к миру является в ней первой и основной философской проблемой. Августин обосновывает идею креационизма, утверждая, что Бог создал мир из ничего, то есть ни из собственного существа (божественной субстанции), ни из чего-то внешнего. Рассматривая проблему воли, Августин приходит к утверждению ее свободы. Свобода - это свойство воли, а не разума, как это считали греки. К добру человека направляет воля Бога, а к греху человек влечется сам через свою свободную волю. В этом состоит, по Августину, понятие божественного предопределения. Божественное предопределение выступает источником двух противоположных царств: Божьего и земного. Августин был первым из мыслителей, кто предметом своих философских размышлений поставил проблемы философии истории, заложил основы теории общественного прогресса. Смысл и предназначение человеческой истории Августин видел в победе христианства во всемирном.

   Итак, в патриотический  период, в котором философские  элементы платонизма играли определяющую  роль, закладываются идеи теоцентризма, креационизма, божественного откровения и предопределения. Эти идеи определили сущность средневековой философии.

          Можно дать следующую периодизацию  средневековой философии:                                               6-9 века - раннее средневековье, прямо  связанное со становлением христианской  догматики.          6  9-12 века - период уточнения и  углубления христианского мировоззрения.                                                         13 век - "золотой век" средневековой  философии.

14 век - завершающий период, знаменующий собой размежевание  веры и разума. Средневековая  философия получила название "схоластика" (буквально - "школьный", "ученый").

        Дело  в том, что важным признаком  средневековой философии было  влияние "школы", подчиненность  авторитетам. Мерой оценки философских  теорий была Библия. Библейский  текст был началом и концом  любых философских учений.

 Поскольку библейские  тексты отличались мистическим,  иносказательным характером, особое  значение в средние века приобретала  экзегетика - искусство однозначного  толкования положений Библии. Для  этого использовались все достижения  формальной логики, в первую очередь  - аристотелевской. Поэтому в отличие  от патристики, разработка схоластической  философии осуществлялась под влиянием наследил Аристотеля.

   В основе средневековой  философии лежат два принципа, которые исходят из миропонимания,  основанного на религиозной вере. Это - креационизм как главный  принцип онтологии и откровение  как важнейший принцип гносеологии.  Оба принципа связаны между  соПроблема универсалий в средневековой философии.

  На развитие гносеологии  в средние века повлиял спор  о природе универсалий, то есть  общих понятий, между реалистами  и номиналистами. Согласно реализму, объективно существуют только  общие понятия, постигаемые сверхчувственным  разумом. Реализм общих понятий  является необходимой частью  всей христианской философии  и теологии, так как с его  помощью обосновывались основные  положения и вероисповедальные догматы христианства. Например, Ансельм (1030-1109 гг.), архиепископ Кентерберийский, который уже при жизни пользовался большим авторитетом в католическом мире, привлекал реализм понятий для доказательства бытия Бога. Это доказательство называют онтологическим, ибо в нем существование Бога выводится из одного лишь понятия "Бог" путем раскрытая содержания этого понятия. Доказательство слагается из двух посылок. В первой посылке утверждается, что человеческому уму дано понятие о Боге как о наибольшем благе. Во второй посылке говорится, будто понятие о Боге только как о мыслимом заключает в себе противоречие. Таким образом, согласно Ансельму, получается, что признак максимального совершенства с необходимостью предполагает объективность существования наивысшего существа, Подобная точка зрения выражает позиции крайнего реализма.

  Против крайнего реализма  выступил каноник из Франции  Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские воззрения наиболее полно передают номиналистическую концепцию. Согласно номинализму, объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия - лишь результат ничего не значащие колебания, звуки голоса, звуковая оболочка слова. Свою концепцию крайнего номинализма он применил для анализа одного из центральных христианских догматов - Троицы.

   Так как общее  объективно не существует, то  не мотет быть и никакой  божественной субстанции, которая  едина и объединяет одновременно  три божественных лица. В действительности  могут существовать лишь три  самостоятельных Бога. В ходе  полемики между реализмом и  номинализмом разрабатывались и  уточнялись все логически возможные  варианты соотношения рационального  и эмпирического, которые впоследствии  станут фундаментом для формирования  основ естественнонаучного знания.

   Систематизатором  схоластической философии считается  Фома Аквинский (1225-1274). Самыми  важными трудами, подводящими  итог его творческой деятельности  и представляющими своеобразную  энциклопедию официальной средневековой  идеологии, являются "Сумма против  язычников", или "Сумма философии"  и "Сумма теологии".

   Сам Аквинат обращается к философскому наследию Аристотеля, пытаясь приспособить его к учению католической церкви. Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, проблему универсалий Фома решает с позиций умеренного реализма Общие понятия существуют "до вещей" в божественном уме, "в самих вещах" каких сущность и "после вещей", то есть в человеческой уме как результат абстракции.


Информация о работе Общая характеристика эпохи Средневековья