Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 06:26, контрольная работа
В данной работе мною использованы следующие источники и литература:
«Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года» под редакцией П.П. и О.П. Епифанцевых, изданная в 1987 году. Из данного учебного пособия мною использованы следующие источники: извлечения из Собрания сочинений Герцена А.И., том IX, стр. 133 – 171; извлечения из письма В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю от 15 июля 1847г., публикуется из Полного собрания Белинского В.Г., том Х, стр. 212 – 216.
«Освободительное движение в России (1825 – 1861 гг.)» В.А. Дьякова, российского историка, слависта, археографа. Работа посвящена дворянской революционности в России. В ней раскрываются вопросы, связанные с социальным составом русских революционных организаций, их идейно-политическими установками, программой и тактикой. Книга состоит из 6 глав на 288 страницах.
Характеристика используемых источников и литературы.
Предпосылки и причины возникновения общественного движения 30 – 50 гг. XIX века.
Зарождение революционно-демократической идеологии (В.Г. Белинский, А.И. Герцен).
Идеи утопического социализма в России.
Петрашевцы.
Общественное движение в Украине. Кирилло-Мефодиевское общество.
Вывод.
3. Идеи
утопического социализма в
Зарождение интереса к социалистическим учениям относится к началу 1830-х гг. и было связано с тем вниманием, с каким передовые слои русского общества следили за революционными переменами 1830–1831 гг. в Западной Европе, когда впервые социализм вышел на политическую арену. В 1831 г. среди студентов Московского университета сложился кружок, где главную роль играли А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Кружок Герцена и Огарева стал первым, где вполне определенно проявился интерес к идеям социализма, которые понимались как «целый мир новых отношений между людьми».
Молодые студенты были далеки от самостоятельной разработки социалистических идей. Тем временем в обществе постепенно происходили перемены, которые дали основание И. В. Киреевскому заявить, что вопросы политические, занимавшие людей предшествующего поколения, удаляются на второй план и что передовые мыслители «переступили в область вопросов общественных».
Выдающуюся роль в этом процессе сыграл В. Г. Белинский. Литературный критик, чей журнальный дебют пришелся на середину тридцатых годов, он был подлинным властителем дум молодежи. В подцензурной печати Белинский умел отстаивать идеи подлинного демократизма, социальной справедливости и личной свободы.
Идейная эволюция Белинского была непростой, для него были характерны крайности, переход из одной стадии развития в другую. Общественные перемены, необходимость которых была для него очевидна, он связывал то с просвещением народа, то с самодержавной инициативой, то с революционными переворотами. Начало «замечательного десятилетия» он встретил, примирившись с николаевской действительностью, которую он оправдывал, неверно понимая формулу Гегеля «все действительное разумно». Преодолев «насильственное примирение», Белинский пришел к идее «воспитания в социальности». Его девизом в 1840-е гг. стали слова: «Социальность, социальность — или смерть!» [4, С 344].
Социализм Белинского — мечта о великой и свободной России, где нет ни крепостного права, ни самодержавного произвола. Его социалистическая идея заключала в себе и критику буржуазного общества, которую он вел с демократических и патриотических позиций.
В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский написал знаменитое зальцбруннское письмо к Гоголю, которое стало его политическим завещанием. Отвергая религиозно-политические наставления Гоголя, он писал, что России «нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение» [1, С 370].
Белинский был беспощадным обличителем не только официальной идеологии, но и славянофильства. Западники причисляли его к «нашим». Но примечательно признание Герцена: «Кроме Белинского, я расходился со всеми». В философских спорах, которые вели люди сороковых годов, Белинский уступал многим, но его убежденность в необходимости стремиться к практическим действиям делала его, по словам И. С. Тургенева, «центральной натурой» своего времени. Под воздействием общения с Белинским Герцен писал: «Я было затерялся (по примеру XIX века) в сфере мышления, а теперь снова стал действующим и живым до ногтей, самая злоба моя восстановила меня во всей практической доблести, и, что забавно, на самой этой точке мы встретились с Виссарионом и сделались партизанами друг друга. Никогда живее я не чувствовал необходимости перевода, — нет — развития в жизнь философии». В общественной жизни России Герцен и Белинский действительно занимали особую позицию, выступая провозвестниками идей социализма. Прямых последователей у них было немного. К ним можно отнести Н. П. Огарева и М. А. Бакунина [4, С 345].
4. Петрашевцы.
Утверждению социалистических идей в России способствовал М. В. Буташевич-Петрашевский, воспитанник Царскосельского лицея, служивший переводчиком на петербургской таможне. В его обязанности входил досмотр иностранных книг, ввозимых в Россию, что дало ему возможность составить богатую библиотеку, которая включала социалистическую литературу [3, С 48]. В середине 1840-х гг. в его квартире стала собираться передовая молодежь — чиновники, офицеры, студенты, литераторы. Они читали книги, некоторые из которых были запрещены в России, обсуждали их и делали попытки приложить прочитанное к российской действительности.
Направление кружка Петрашевского было социалистическим. Глава кружка, как позднее отмечала следственная комиссия, «доводил посетителей своих до того, что они если и не все делались социалистами, то уже получали на многое новые взгляды и убеждения и оставляли собрания его более или менее потрясенными в своих верованиях и наклонными к преступному направлению».
Для Петрашевского социализм был не «прихотливой выдумкой нескольких причудливых голов, но результатом развития всего человечества». Среди социалистических систем он отдавал предпочтение учению Фурье, где основной упор делался на общественной организации труда, социальной гармонии и полном удовлетворении материальных и духовных потребностей личности [4, С 346]. Фурьеристские увлечения Петрашевского, уже в 1845г., не были секретом для широких слоев петербургского и московского общества. Следовательно, в 1845г. имя Фурье не было под запретом, не имело в глазах начальства и публики недопустимого крамольного духа [3, С 61].
Петрашевцы отвергали казенный патриотизм, порицали страну, где жизнь и воздух «отравлены рабством и деспотизмом». Особую ненависть вызывал Николай I — «не человек, а изверг». Петрашевцы критиковали все: правительство и бюрократический аппарат, законодательство и судебную систему. Они полагали, что «Россию по справедливости называют классической страной взяточничества». Главным злом русской жизни они считали крепостное право. Отмена крепостного права виделась ими как мера, на которую обязано пойти само правительство. Петрашевский стоял за реформы, проведенные сверху, но в кружке допускались разговоры и о «всеобщем взрыве». Петрашевцы полагали, что все «зависит от народа». Радикально настроенный Спешнев утверждал, что будущая революция будет народным крестьянским восстанием и вызовет его крепостное право. Он даже разрабатывал план, как «произвести бунт внутри России через восстание крестьян». Его точку зрения разделяли немногие.
Под впечатлением европейских событий 1848 г. некоторые члены кружка, собрания которого носили открытый характер, задумали создание тайного общества. Свою цель они видели в том, чтобы «не щадя себя, принять полное открытое участие в восстании и драке». Дальше разговоров дело не пошло, и позднее следствие признало, что «собрания Петрашевского не представляли собой организованного тайного общества».
Весной 1849 г. основных участников собраний у Петрашевского арестовали. Власти были хорошо информированы о том, что происходило на собраниях, и решили положить предел опасным разговорам [4, С 346].
Яркая и деятельная натура Петрашевского достойно проявила себя и на следствии. Он не защищался, а непрерывно требовал и нападал. Требовал свод законов, требовал предъявить доносы, по коим клеветнически обвиняются подозреваемые. Учил комиссию, какими принципами ей руководствоваться: не методом Ришелье, который готов был из любых семи слов составить такой преступный смысл, за который можно присудить к смертной казни, а изречением Екатерины II: «Лучше простить десять виновных, нежели одного невиновного наказать» [3, С 183].
Следствие по делу петрашевцев выявило столкновение интересов двух ведомств: Министерства внутренних дел, которое настаивало на раскрытии серьезного антиправительственного заговора, и III Отделения, чины которого говорили о «заговоре идей». Приговор военного суда был суров: 21 человек, в том числе Петрашевский и Достоевский, были приговорены к расстрелу, который в последнюю минуту заменили каторжными работами. Главными пунктами обвинения были замыслы на ниспровержение государственного устройства и на «совершенное преобразование быта общественного». Любопытно, что Данилевский, не скрывавший своего участия в пропаганде учения Фурье, был наказан мягко, поскольку избегал разговоров на политические темы. Сами по себе идеи социализма не казались николаевским властям опасными [4, С 346].
5. Общественное движение в Украине. Кирилло-Мефодиевское общество.
Освободительная борьба в Украине развивалась как органическая часть общероссийского освободительного движения. На ее территории в 20-х годах XIX в. получили значительное распространение идеи декабризма [2, С 173].
В 30 – 40 годах XIX века создаются первые политические организации в Украине и Белоруссии. Этому предшествовало создание кружков, которые интересовались украинской историей, культурой, издавали песни, популяризовали украинский язык. Кирилло-Мефодиевское братство (1846 – 1847) состояло из 3-х обществ, которые объединяло стремление освободить от проклятой Московии. Но разъединяли членов методы борьбы. Правое крыло – Пантелемон Кумин – считало, что надо опереться на украинское дворянство, которое способно возглавить движение, не надо проводить каких либо реформ, только освободиться от Москвы. Левое крыло – Н.И. Костомаров – проведение социальных реформ (главное – отмена крепостного права) на которое должно пойти само дворянство, это привлечет на их сторону бедных – национально освободительная борьба.
Левое крыло – возглавлял Т. Шевченко, главная его программа – социальная борьба против всех форм угнетения; главное средство борьбы с существующим порядками является крестьянская революция.
Кирилло-Мефодиевское общество в своей социальной программе исходило из необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости и ликвидации всякого сословного неравенства. Предложенный Н.И. Гулаком проект устава общества, излагая главные идеи, за осуществление которых должны бороться его участники, сводил их в шесть довольно лаконичных пунктов. В одном из них содержалось требование основанного на заповедях Христа равенства в законодательстве, праве собственности и т.д., другой формулировался следующим образом: «Принимаем, что при таком равенстве образованность и чистая нравственность должны служить условием участия в правлении» [2, С 174].
Устав, написанный Н.И. Гулаком, важной задачей освободительной борьбы объявил создание в будущем политического объединения славянских народов. Отмечая наличие религиозных распрей и разного рода предубеждений между славянскими народами, автор устава заявлял, что «общество будет стараться об уничтожении всякой племенной и религиозной вражды между ними и распространять идею о возможности примирения в христианских церквах».
В основном программном документе Кирилло-Мефодиевского общества («Книга бытия украинского народа» или «Закон божий») взаимоотношения Украины с Польшей и Россией изображались следующим образом. Украина, не имея условий для создания самостоятельной государственности, хотела жить «неразделимо и несмесимо» сначала с Польшей, потом с Россией. Однако первая «никоим образом не хотела отречься от панства», а вторая обманула ожидания и принесла царскую неволю [2, С 175].
Кирилло-Мефодиевское общество действовало тогда, когда революционное и либеральное течения в общественном движении еще только складывались и, естественно не могли до конца размежеваться ни в идейно-политическом, ни в организационном смысле [2, С 176].
Такого рода общества в Украине, Белоруссии типичны, но более мелкие, менее значительные, которые заимствовали идеи Кирилло-Мефодиевского братства.
Вывод.
Если проследить путь, который проследовало освободительное движение от декабристских организаций до организаций – предшественниц «Земли и воли», т.е. от периода, когда зародилась дворянская революционность, до того момента, когда дворянские революционеры должны были уступить место ведущее место в освободительном движении революционерам-разночинцам. Социальный облик движения, его идеология и политическая программа, его организационная структура и тактика претерпели весьма существенные изменения.
Согласно заданной теме обоснованным представляется выделить пятнадцатилетие с 1831 по 1845 год. В это время в составе участников движения шел довольно быстрый процесс демократизации, в его идеологии стали распространяться социалистические идеи, но еще без сколько-нибудь серьезных попыток их применения к российской действительности, начали складываться основные черты предреформенного российского либерализма. К следующему периоду можно было бы отнести десятилетие от появления самых ранних зародышей организации петрашевцев до конца Крымской войны. В эти годы происходит довольно быстрое освоение и распространение идей утопического социализма, энергично разрабатываются вопросы, связанные с применением этих идей в России, наблюдается одновременное развитие либеральной идеологии в двух ее ответвлениях – западническом и славянофильском. Вторая половина 50-х годов была этапом обострения социально-политических противоречий в стране, что выливается в революционную ситуацию 1859 – 1861гг. Быстрый рост численности и дальнейшая демократизация состава участников освободительной борьбы, а также поляризация идейно-политических сил сделали неизбежным гораздо более четкое разграничение между либерализмом и демократизмом.
Историю, конечно, не остановить. Многовековой опыт учит: реакционные режимы наносят отечественной и мировой культуре непоправимый ущерб, стесняя и убивая таланты, однако любое проявление последних, в различных сферах, и не только непосредственно в общественно-политической области, но и в науке и искусстве, любой творческий вклад обогащает сокровищницу человеческой культуры и расшатывает, разъедает самые, казалось бы, незыблемые преграды и тормоза, которые расставляются на пути. Слава талантам! И особая слава мужественным людям, которые творят и действуют, не смотря ни на какие неблагоприятные условия, на пользу родины и человечества!
Информация о работе Общественное движение в России в 30-50 годах 19 века