Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:20, реферат
Многое повидала Грановитая палата Московского Кремля. Под ее расписными сводами происходили приемы иноземных посольств. Среди парчовых и бархатных шуб бояр появлялись люди в тюрбанах и пестрых шелках Востока, в кружевах, атласах и сукнах Запада. Иван Грозный отпраздновал в ней взятие Казани и принимал посольство Ермака, здесь шумела ассамблея по случаю Полтавской победы.
Многое повидала Грановитая палата Московского Кремля. Под ее расписными сводами происходили приемы иноземных посольств. Среди парчовых и бархатных шуб бояр появлялись люди в тюрбанах и пестрых шелках Востока, в кружевах, атласах и сукнах Запада. Иван Грозный отпраздновал в ней взятие Казани и принимал посольство Ермака, здесь шумела ассамблея по случаю Полтавской победы.
Осенним днем 1767 г. в
палате шло заседание Уложенной
комиссии и князь М. М. Щербатов «с
крайним движением духа»
Заслуги дворян восхвалялись в Грановитой палате не раз и до этого. Новым было то, что свой ораторский талант, образование и остроумие князь М. М. Щербатов был вынужден использовать, чтобы отражать все нараставшие атаки на сословные права и привилегии дворянства. Купцы, разночинцы, крестьяне все решительнее выступали против дворянского землевладения и крепостного права. Все сильнее звучало обвинение дворян в том, что из-за их произвола большинство народа обречено на нищету, истязания и бесправие, сельское хозяйство дает меньше, чем может и должно производить, промышленность, торговля и города развиваются медленно, а страна остается экономически и культурно отсталой.
Начав с умеренной
и непоследовательной критики отдельных
наиболее грубых черт крепостнических
порядков, передовая общественно-
Противоречия социально-
Однако в обществе
продолжали господствовать идеи и теории,
отстаивавшие незыблемость самодержавно-крепостнического
строя. Им была обеспечена поддержка
государства. Они усиленно пропагандировались
в манифестах, сенатских указах,
на страницах книг и журналов, с
церковного амвона, со сцены, с университетской
кафедры. Против них и выступило
начавшее формироваться в середине
XVIII в. новое направление, которое
постепенно выходило за рамки феодальной
идеологии и наполнялось
Публицистика М. М. Щербатова
Наиболее ярким
представителем идеологов дворянства
являлся уже упоминавшийся
Наиболее показательно
сочинение Щербатова «О повреждении
нравов в России», в котором описаны
роскошь, фаворитизм, произвол и казнокрадство,
царившие при русском дворе. Двору
должны были следовать и дворяне,
и в этом Щербатов видел причину
разорения многих дворянских родов.
Он хотел вернуться к «простым
нравам» предков. Хотя он стоял на
реакционных позициях, но проведенный
им «строгий разбор дворцового разврата»
(Герцен) был так ярок, что книга
выглядела как обвинение не только
Екатерины и ее окружения, но и
всего самодержавно-
В своих взглядах Щербатов исходил из идеи о решающей роли дворянства и особенно старой родовитой знати как в истории России, так и в ее современной жизни и в ее будущем. Он понимал, что господствующее положение дворян основано на монопольном праве владения землей и крестьянами, и не допускал возможности нарушения этого права или отмены какой-либо дворянской привилегии. «Сохрани меня боже и подумать,— восклицал он на одном из заседаний Уложенной комиссии,— чтобы в такое время, когда милость и правосудие царствуют на престоле, дворянство, вместо приобретения каких-либо прав, могло что-либо из оных утратить!»
По мнению Щербатова,
о предоставлении крестьянам земли
не могло быть и речи. Он уверял, что
«российские крестьяне, хотя есть рабы
своим господам, но в большинстве
случаев довольны своими помещиками»,
которые будто бы пекутся о
них, как о детях. Поэтому, продолжал
Щербатов, «что бы ни говорил естественный
закон, оставим лучше крестьян в
том состоянии, в котором они
пребывают в течение нескольких
столетий». В России «земледельцев
следует понуждать к работе»,
иначе они «впадут в
Для подъема земледелия
Щербатов считал необходимым отдать
помещикам государственных и
экономических крестьян, создать
взамен рекрутской системы «войска
поселенные». Он полагал, что только
дворяне могли владеть
Выдавая себя за поборника
просвещения, Щербатов в тоже время
утверждал, что даже «малое просвещение»
крестьян может привести к «вящим
заблуждениям и к духу неподданства»,
так как «ежели подлой народ просветится
и будет сравнивать тягости своих
налогов с пышностью государя
и вельмож, тогда не будет ли он
роптать на налоги, а, наконец, не произведет
ли сие и бунта?» «Вышнее
Щербатов критиковал самодержавие. По его мнению, оно еще мало сделало для расширения прав дворянства, потому что жалованная грамота дворянству сохраняла власть коронной администрации, вместо того чтобы полностью передать ее уездным и губернским дворянским организациям. Самодержавию, управлявшему страной с помощью бюрократического аппарата, он противопоставлял самодержавие с Боярской думой, выступал за передачу власти в руки родовитой олигархии.
Общественно-политические идеалы Щербатова наиболее полно выражены в его «Путешествии в землю Офирскую». Это произведение — не что иное, как утопический роман, изображение идеальной, несуществующей страны, куда попадает после кораблекрушения шведский офицер. Но эта вымышленная страна является лишь преобразованной согласно с идеалами Щербатова дворянской, крепостнической Россией. В «земле Офирской» население разделено на замкнутые сословия, где большинство людей — рабы, находящиеся в полной зависимости от «сословия благородных». «Благородные» пользуются исключительным правом владения землей и крестьянами, занимают все посты в учреждениях и армии. Система военных поселений освобождает страну от рекрутчины, создает постоянную армию и обеспечивает быстрое подавление «внутреннего беспокойства». Во главе управления стоят «вышнее правительство» и «совет вельмож» из представителей замкнутой касты аристократов, наделенных огромными привилегиями. Монарх находится под их постоянным контролем и не имеет права самостоятельно решать ни одного вопроса.
«Философ на тоне» и его окружение
Идеологи правящей
группы дворянства понимали, что в
новых условиях необходимы и новые
приемы сохранения самодержавно-крепостнического
строя. Они отказывались от характерной
для Щербатова апологетики
Екатерина II заявляла, что «Дух законов» Монтескье стал ее настольной книгой, из которой она переносила целые страницы в свой Наказ. Вскоре после дворцового переворота 1762 г. императрица звала Дидро приехать в Петербург для завершения публикации «Энциклопедии», изданию которой во Франции препятствовало королевское правительство. Несколько позже она приглашала д'Аламбера поселиться в России и взять на себя воспитание ее сына, наследника престола Павла. Начиная с 1763 г. Екатерина ведет оживленную переписку с Вольтером, в которой именует его своим «учителем». Гримм становится ее доверенным лицом. Императрица советуется с просветителями относительно ведения государственных дел, посылает им дорогие меха и коллекции золотых монет, оказывает денежную помощь. Французские просветители провозглашают ее «северной Семирамидой», воспевают ее «просвещенный» ум и создают вокруг нее нужную ей рекламу.
Но выдавая себя
за сторонницу идей Просвещения, Екатерина
II привлекала их для обоснования
целесообразности самодержавно-крепостнических
порядков. Она утверждала в Наказе,
что самодержавие является лучшей и
единственно возможной формой правления,
так как «всякое другое правление
не только было бы в России вредно, но
и вконец разорительно». Цель самодержавия
— внедрение в подданных «
«Мудрец на троне» знал, что говорил и делал. Под «вольностью» понималось позволение делать только то, что разрешали законы, а они закрепляли всевластие дворян и полное бесправие крестьян. Последним оставалось утешаться тем, что «рабы и слуги существуют от сотворения мира» и это «богу отнюдь не противно», что они должны своих господ, и притом не только добрых, «но и не нравящихся им, любить и почитать», повиноваться им «от всего сердца», все их приказания и повинности «охотно, верно и в надлежащее время исправлять» .
Общественно-политические взгляды Екатерины отличались от щербатовских не столько целями и содержанием, сколько тактикой и формами защиты крепостничества, своей мнимо-просветительской оболочкой. Но и это различие сохранялось лишь в первое десятилетие ее царствования.
После Крестьянской войны, революций в Америке и Франции взгляды императрицы Екатерины постепенно сближаются с идеями Щербатова. Единственно, что их по-прежнему разделяет,— это вопрос о размерах власти монарха, о месте аристократии в государстве.
По примеру царицы
ее приближенные, многие представители
дворянской интеллигенции, владельцы
тысяч «душ», вступали в переписку
с французскими просветителями, величая
себя «усердными почитателями» и
«верными последователями» их учения.
Граф А. П. Шувалов прославился в
Европе своими дружескими связями с
энциклопедистами; они называли его
«северным меценатом», а Вольтер
посвятил ему свою трагедию «Олимпия».
Не меньшей известностью у энциклопедистов
пользовался князь Д. А. Голицын,
на средства которого в Гааге печаталось
первое издание запрещенного во Франции
сочинения Гельвеция «О человеке».
Во дворце читались, переводились и
обсуждались сочинения
Отдельные дворяне
в условиях начавшегося разложения
феодального строя ставили
Однако в умах
большинства помещиков идеи Просвещения
приобретали черты, более соответствующие
их крепостнической идеологии. Князь
М. М. Щербатов, изучая «Естественную
политику» Гольбаха, брал из нее
только то, что могло служить для
обоснования необходимости
Информация о работе Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в